Дело № 2-1248/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Васевой С.А.,
с участием прокурора ФИО3, действующей по поручению на основании служебного удостоверения,
рассмотрел в открытом судебном заседании в <Адрес> гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора в интересах ФИО1 к <Адрес> о предоставлении жилого помещения,
установил:
Чайковский городской прокурор (далее по тексту – Прокурор), действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к <Адрес> (далее по тексту – Правительство) о возложении на ответчика обязанности предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах Чайковского муниципального района <Адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в связи с обращением ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца – ФИО4 решением Чайковского городского суда <Адрес> от 19.06.2002г. признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ г., сведения об отце - ФИО5 внесены в запись акта о рождении истца на основании заявления матери ребенка. ФИО1 проживает на территории <Адрес>, своего жилья не имеет. Решением комиссии по опеке и попечительству Территориального управления министерства социального развития <Адрес> по Чайковскому муниципальному району ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <Адрес> по договору найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения за ФИО1 не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у него и его родителей не имеется, что подтверждается сведениями регистрирующих органов, однако, до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просит удовлетворить заявленные требования (л.д. 2-4).
Прокурор в судебном заседании настаивает на удовлетворении искового требования в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 44).
Ответчик - <Адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 21), просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения на иск, из которых следует, что с заявленными требованиями ответчик не согласен по следующим основаниям. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <Адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1194-п жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <Адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <Адрес>, ближайшем к месту жительства. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории. Ограничение по предоставлению истцу жилого помещения на территории Чайковского муниципального района <Адрес> не основано на действующим законодательстве. В связи с чем, ответчик считает, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего <Адрес>, а не на территории конкретного муниципального образования и зависит от множества факторов (л.д. 46-47).
Третье лицо – Министерство социального развития <Адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом (л.д. 20), просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, из представленного суду письменного отзыва на иск следует, что согласно решению комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> по Чайковскому муниципальному району <Адрес> ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <Адрес> по договору найма специализированного жилого помещения. При этом предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Предоставление истцу жилого помещения без учета очередности влечет нарушение прав иных детей-сирот, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ (л.д. 48-49).
Третье лицо - Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» своего представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 22), мнение по заявленному требованию не представило.
Третье лицо - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось судом надлежащим образом по последнему известному месту нахождения (л.д. 23, 45), мнение по заявленному требованию не представило.
Заслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, учитывая возражения ответчика и мнение третьего лица, исследовав материалы дела, материалы учетного дела № 0986-188, суд считает заявленные требования обоснованными, и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился к прокурору с просьбой предъявить в его интересах настоящий иск (л.д. 5), в связи с чем, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах истца.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 7, п.п. 3 п.4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) (далее по тексту – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.<Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде <Адрес>» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в <Адрес>;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Частью 2 ст. 8.1. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном <Адрес>, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 43 – копия паспорта, л.д. 42 - свидетельство о рождении), является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать - ФИО4 решением Чайковского городского суда <Адрес> от 19.06.2002г. признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), сведения об отце - ФИО5 внесены в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери (л.д. 40).
Постановлением администрации <Адрес> № от 15.05.2003г. за ФИО1 сохранено право пользования жилым домом по адресу: <Адрес>, <данные изъяты> <Адрес> (л.д. 37).
Из постановления Главы администрации <Адрес> от 29.12.2003г. следует, что постановление № от 15.05.2003г. о сохранении права пользования жилым помещением за ФИО1 признано утратившим силу (л.д. 36).
На основании постановления главы Чайковского муниципального района <Адрес> от 02.04.2007г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен опекун – ФИО6 При этом, место жительства истца определено: <Адрес>, с учетом раздельного проживания попечителя и подопечного (л.д. 35).
Истец до настоящего времени зарегистрирован и проживает по месту жительства опекуна: <Адрес> (л.д. 7 – выписка из домовой книги, л.д. 43 – копия паспорта).
Согласно сообщению Чайковского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, на территории <Адрес> и Чайковского муниципального района <Адрес> не имеет (л.д. 12).
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация в отношении истца отсутствует (л.д. 8, 10).
На основании ответа администрации Чайковского городского поселения <Адрес> от 11.06.2014г., с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение не заключался (л.д. 9).
Из материалов учетного дела № следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> по Чайковскому муниципальному району с заявлением о включении подопечной его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <Адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 28).
Согласно решению комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> по Чайковскому муниципальному району <Адрес> 03.10.2013г. ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <Адрес> по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 27).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Поскольку на дату разрешения спора ФИО1 в собственности жилых помещений не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя не является, жилое помещение за истцом по месту жительства не закреплялось, требования прокурора о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание, что регистрация ФИО1 в жилом помещении опекуна не может быть принята во внимание и являться основанием для отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку не свидетельствует об обеспеченности его жильем, так как данное жилое помещение не принадлежит истцу на праве собственности, ни по договору социального найма.
Кроме того нахождение ребенка у приемного родителя является местом временного пребывания и не свидетельствует о приобретении им права пользования жилым помещением, принадлежащим приемному родителю. Приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", также как и ранее действовавшие нормативные документы о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, предусматривает регистрацию ребенка на жилой площади опекуна (попечителя) или приемной семьи исключительно по месту пребывания.
Доводы ответчика о том, что с заявлением о принятии на жилищный учет гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вправе обратиться до достижения 18-летнего возврата, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что ФИО1 обращался за реализацией права на получение жилого помещения до достижения 23-летнего возраста, то есть на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12,1996 года N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного Закона относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку не достиг 23-летнего возраста.
В соответствии с п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <Адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1194-п (далее по тексту – Порядок), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <Адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно п. 1.4 Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <Адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <Адрес>, ближайшем к месту жительства.
Статьей 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства, которым в данном случае, в силу ст. 20 ГК РФ, и, исходя из места постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются границы Чайковского муниципального района <Адрес>.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и ст. <Адрес> обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на <Адрес>, как на орган исполнительной власти <Адрес>, учитывая, что Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
При этом суд учитывает, что в соответствии с вышеназванным Порядком КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» только осуществляет управление специализированным жилищным фондом <Адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, возражения Правительства судом отклоняются.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя прокуратуры, ввиду отсутствия оснований для лишения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья с учетом осуществления <Адрес> государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ответчика следует возложить обязанность предоставить ФИО1 в границах Чайковского муниципального района <Адрес> по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на <Адрес>, как на орган исполнительной власти <Адрес>.
В соответствии с положениями п.п. 1, 8, 14 статьи <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти <Адрес>», <Адрес>, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <Адрес>, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти <Адрес> и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти <Адрес>, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка; обеспечивает исполнение бюджета <Адрес>, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное <Адрес>.
Кроме того, суд отклоняет как несостоятельные возражения Министерства об отсутствии нарушения прав истца и возможности предоставления жилого помещения только в порядке очередности, поскольку в судебном заседании установлено, что фактически истец по достижении 18-летнего возраста жилым помещением не обеспечен, включение его в соответствующий список для обеспечения жилым помещением принципу защиты прав не отвечает.
Таким образом, возражения ответчика и третьего лица основанием к отказу в удовлетворении иска прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения не являются.
В силу части 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Возложить на <Адрес> обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., в границах Чайковского муниципального района <Адрес>.
Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий (Е.Г. Курнаева)