УИД 66RS0046-01-2021-000912-48
№ 5-52/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нижний Тагил, Свердловская область, ул. Карла Маркса 3 «а»
17 ноября 2021 года судья Пригородного районного суда Свердловской области Клепцова Ю.А.,
с участием законного представителя юридического лица Куликова В.О.,
представителя юридического лица Колесниковой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фахретденовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский», 622904, Свердловская область, Пригородный район пгт Горноуральский (ИНН 6670010990, ОГРН 1036603485467),
УСТАНОВИЛ:
31.08.2021 в 11:00, по результатам эпидемиологического расследования Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе в отношении ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно п. 3.4., п. 3.6.3 СП 3.5.1378-03 «Cанитарно – эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционных действий», п. 6.1 «МР 3.1.0170-20. 3.1 «Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid – 19):
На момент обследования 17.08.2021 ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» нарушаются правила разведения дезинфицирующих средств, что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 9.22226 от 17.08.2021, выданным ИЛЦ Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», согласно которым проба № 22226 «Ника-Хлор», рабочий раствор 0, 015% в объеме проведенных испытаний не соответствует требованиям «Инструкции по применению дезинфицирующего средства «Ника –Хлор» производства ООО НПФ «Генинк» Россия» № 29 от 08.02.2012, по показателю Массовая доля активного хлора, результат 0, 0126%, при норме 0, 0138 – 0, 0162 %.
Представитель юридического лица Колесникова Н.И. в судебном заседании пояснила, что с правонарушением согласна, но просила учесть, что на момент проверки юридическим лицом дезинфекция производилась дезинфицирующим средством «Ника – Хлор». Дезинфекция проводилась уборщицей помещений, которая прошла профессиональную гигиеническую подготовку на базе Нижнетагильского ФФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» и аттестована по специальности «Уборщица служебных помещений». Дезинфицирующее средство «Ника – Хлор» было разведено в соответствии с инструкцией, для чего была использована мерная тара с крышкой. Нарушение носило единичный характер. Других нарушений выявлено не было. ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» выполняет в полном объеме весь комплекс установленных противоэпидемических мероприятий. Со всей ответственностью относится к исполнению обязанностей в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в том числе проводит дополнительные мероприятия. По итогам проверки сменило дезинфицирующее средство на «Део – Хлор», производителя Део Россия. Совершение правонарушения не повлекло причинение вреда жизни и здоровью людей, а также не причинило имущественного ущерба. Представитель юридического лица просила учесть материальное его положение, имеющее кредитные обязательства. Просила учесть степень вины, обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицировать правонарушение как малозначительное, применить положение п.п. 3.2, п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав пояснения представителя юридического лица, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
В соответствии с п. 4.4. СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно п.п. 2.10 п. 2 Письма Роспотребнадзора от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15 «О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
Согласно п. 3.4, п. 3.6.3. СП 3.5.13787-03 «Санитарно – эпидемические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» (действовавшего до 31.08.2021, то есть на момент выявления правонарушения):
Заключительную дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию в очагах инфекционных болезней проводят в отсутствие людей, не имеющих отношения к обработке. Текущую дезинфекцию разрешается проводить в присутствии людей (больных, ухаживающего за ними персонала и т.д.). Профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство (п. 3.4).
Выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции (п. 3.6.3).
СП 3.5.1378-03 утратил силу в связи с введением в действие с 01.09.2021 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", которые содержат Санитарно – эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности, а именно:
юридические и физические лица при осуществлении дезинфекционной деятельности обеспечивают: безопасные для человека и окружающей среды условия выполнения работ и оказания услуг; подготовку персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования); организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе за качеством дезинфекционных мероприятий, включая их объем и оценку эффективности, а также соблюдение требований безопасности; информирование в течение 12 часов с момента обнаружения органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов государственной власти, местного самоуправления, населения об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также о мерах безопасности при использовании помещений и территорий, на которых осуществляется дезинфекционная деятельность (п. 82).
Средства, оборудование, материалы для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дератизации (далее - дезинфекционные средства) должны быть эффективны в отношении целевых объектов и безопасны для человека и окружающей среды (приложение 6 к Санитарным правилам) (п. 83).
К использованию допускаются дезинфекционные средства, на которые имеются разрешительные документы, выданные в порядке и в случаях, установленных правом Евразийского экономического союза (п. 84).
Судом установлено, что 04.08.2021 согласно предписания 6609-11/02-9171-2021 главного государственного санитарного врача в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Бармина Ю.Я., на основании поступившей информации от Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» о регистрации 14 случаев инфекционных заболеваний по подтвержденному диагнозу ОРВИ CОVID- 19 среди сотрудников ООО «Агрокомплекс «Горноуральский», предписано провести обследование в рамках расследования случаев инфекционного заболевания, назначить проведение экспертизы с лабораторными испытаниями на соблюдение требований СаНПиН (л.д. 79 – 81).
Согласно приказа № 01-04/30 от 04.08.2021 о проведении эпидемиологического расследования, провести эпидемиологическое расследование очага инфекционной (паразитарной) болезни в отношении ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» (л.д. 83 – 83). К данному приказу приложен список случаев заболевания сотрудников (л.д.84 – 86).
Из акта Роспотребнадзора эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно – следственной связи от 31.08.2021 (л.д. 10 – 19, 20 - 22) следует, что наблюдение проводилось с 05.08.2021 до 31.08.2021. Результатами проведения лабораторных исследований в ходе эпидемиологического расследования установлено, что проба № 22226 «Ника – Хлор», рабочий раствор 0, 015% в объеме проведенных испытаний не соответствует требованиям инструкции по применению № 29 от 08.02.2012 «Инструкция по применению дезинфицирующего средства «ника – Хлор» производства ООО НПФ «Геникс» Россия по показателю Массовая доля активного хлора, результат 0, 0126 % при норме 0, 0138 – 0, 0162 % (что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № 9.22226 от 17.08.2021 (л.д. 23, актом отбора дезинфицирующих средств, растворов от 17.08.2021 (л.д. 24), инструкцией по применению № 29 от 08.02.2012 «Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Ника – Хлор» (таблетки и гранулы) производства ООО НПФ «Геникс» Россия (л.д. 29 -38).
Согласно п. 6.1. «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации», одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения COVID-19 является дезинфекция.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства из различных химических групп, зарегистрированные в установленном порядке, в инструкциях по применению которых есть режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Дезинфекция проводится в жилых и офисных помещениях, на транспорте, на предприятиях общественного питания и торговли, других объектах.
Нарушения санитарно – эпидемиологических правил на объекте (территории, выявленные в ходе эпидемиологического расследования и способствующие формированию эпидемического очага выразились в нарушениях СП 3.5.1378-03 п. 3.4., п. 3.6.3., СП 3.1.3597-20 п. 4.4; п. 1 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что не обеспечило в полном объеме выполнение противоэпидемических мероприятий по новой коронавирусной инфекции что подтверждается актом Роспотребнадзора эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно – следственной связи от 31.08.2021 (л.д. 17 – 18).
Исследовав в совокупности все доказательства, суд приходит к выводу, что вина юридического лица ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена в полном объеме и выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Достоверных сведений, свидетельствующих о невозможности соблюдения ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» требований санитарных правил и принятия необходимых мер к разрешению данного вопроса не представлено.
При решении вопроса о назначении юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания конкретного вида и размера суд руководствуется положениями главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принимает во внимание, что наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность суд относит: впервые привлекается к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
В соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд учитывает обстоятельства совершенного правонарушения и к исключительным обстоятельствам относит: первое привлечение к административной ответственности за данное правонарушение, материальное положение юридического лица, имеющего обязательные платежи по кредитам, меры, принимаемые юридическим лицом на выполнение требований санитарного законодательства.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации, судом не усмотрено, поскольку правонарушение совершено при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о назначении Юридическому лицу ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» административного наказания в виде административного штрафа. При этом суд считает возможным применить положения ч. 3.2., 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что санкцией ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальный размер штрафа для юридических лиц установлен в размере 200 000 рублей.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в соответствии с ч. 3.2., 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить, что штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УИН 14102660015621011392; получатель УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) ИНН 6670083677, КПП 667001001, КБК 14111601061010003140 сч. № 40101810500000010010 Банк получателя Уральское ГУ Банка России//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 016577551, ОКТМО 65751000; ИНН плательщика 6670010990.
Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, направить в Пригородный районный Свердловской области по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 3 А.
В случае неуплаты штрафа, в срок, предусмотренный законом лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не возможно в установленный срок, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судом на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Пригородный районный суд Свердловской области.
Судья