ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2017 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Алексеенко С.В.,
с участием:
представителя истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Жарской Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-263/2017 по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Черкашиной М.Ю. об обязании освободить самовольно занятый земельный участок,
установил:
министерство экономического развития Тульской области обратилось в суд с иском к Черкашиной М.Ю. и просило обязать ответчика в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, за свой счет путем сноса ограждения из металлического профильного листа, освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 100,5 кв. м, с координатами: <данные изъяты>, прилегающий с южной и восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Заявленные требования истец обосновывал тем, что ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> (далее - участок) на основании распоряжения заместителя председателя правительства <адрес> - министра экономического развития Тульской области Г.В.Л. от ДД.ММ.ГГГГ № проведено мероприятие по контролю в отношении Черкашиной М.Ю., с целью соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования г. Тула. В ходе проведения мероприятия по контролю установлено: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 776 кв. м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящий индивидуальный жилой дом с прилегающим участком, принадлежит на праве аренды Черкашиной М.Ю. Рядом с выделенным в пользование Черкашиной М.Ю. земельным участком располагается спорный земельный участок, который был самовольно ею захвачен. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 100,5 кв. м, министерством экономического развития Тульской области Черкашиной М.Ю. не предоставлялся.
В ходе рассмотрения дела суд произвел замену истца министерства экономического развития Тульской области на правопреемника министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Представитель истца по доверенности - Жарская Е.Л. в зале судебного заседания поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении, не возражала против вынесения по делу заочного решения.
Ответчик Черкашина М.Ю., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, принимая во внимание, что представитель истца согласился на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, рассмотрел дело в заочном производстве.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Указанное положение Конституции РФ предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2008 года № 219-0-0).
В силу положения ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Тульской областной Думой 20.11.2014 принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее также Закон № 2218-ЗТО), согласно п. 1 ч. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В свою очередь, в соответствии с п. 1, подпунктом 33 п. 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
Самовольно занятый и используемый ответчиком земельный участок (земля) относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению такими земельными участками наделено Министерство.
В соответствии с п. 3 Положения о министерстве земельных и имущественных отношений Тульской области от 13.10.2016 № 452 министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником министерства экономического развития Тульской области.
К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями ст. 1 ЗК РФ относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ч. 1 и ч. 2 ст. 264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола подведения итогов аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о размере арендной платы, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и М.Р.Н. заключен договор аренды земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заключенного между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области с одной стороны, М.Р.Н. с другой стороны, и С.А.В. с третьей стороны, права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № перешли к С.А.В.
ДД.ММ.ГГГГ соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заключенным между министерством экономического развития Тульской области с одной стороны, С.А.В. со второй стороны, и с Черкашиной М.Ю. с третьей стороны, права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № перешли к Черкашиной М.Ю.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 776 кв. м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с участком, принадлежит на праве аренды Черкашиной М.Ю., что подтверждается соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №.
Рядом с земельным участком, находящимся в пользовании Черкашиной М.Ю., располагается спорный земельный участок, который был ею самовольно захвачен.
Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду Черкашиной М.Ю. земельного участка, площадью 100,5 кв. м, с координатами, указанными в обмере земельного участка, прилегающего с южной и восточной сторон к земельному участку с №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, правовые основания для использования вышеуказанного земельного участка у ответчика Черкашиной М.Ю. отсутствуют.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования, заявленные министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход бюджета МО г. Тулы государственную пошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден на основании подп. 19, п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. 198, 235 – 237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░ 100,5 ░░. ░, ░ ░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░