Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1616/2012 ~ М-820/2012 от 07.02.2012

Дело № 2 - 1616/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                                                                    ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Исаченко М.В.,

при секретаре Островской Р.В.,

с участием представителя истца Сыченко Р.В. - Ивахно Е.В., представителя ответчика администрации г. Благовещенска - Денисовой И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыченко Раисы Владимировны к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности согласовать межевой план земельного участка, осуществить государственный кадастровый учет земельного участка,

Установил:

Сыченко Р.В. обратилась в Благовещенский городской суд с указанным иском к администрации г. Благовещенска, в обоснование указала, что ей совместно с Шундрик Д.Р. на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/3 и 1/3 соответственно) принадлежит квартира *** по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, на земельном участке с кадастровым номером ***. В целях уточнения границ земельного участка и последующего приобретения его в собственность был подготовлен межевой план, который подан в администрацию г. Благовещенска для согласования и постановки на государственный кадастровый учёт.Заключением администрации *** от *** *** в согласовании межевого плана было отказано. Данный отказ администрация *** мотивировала отсутствием в содержании межевого плана учёта доступа к жилому дому по адресу: ***А.В соответствии со ст. 38 Федерального закона от *** *** «О государственном кадастре недвижимости» в графической части межевого плана должны быть воспроизведены сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.В соответствии с п. 72 Порядка ведения кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Министерства экономического развития РФ от *** ***, если в межевом плане содержатся сведения о частях земельных участков, образованных в связи с необходимостью обеспечения прохода или проезда к земельным участкам общего пользования, либо содержатся сведения об установлении ограничений (обременении) в связи с такой необходимостью на весь земельный участок, в том числе содержится согласие собственников указанных земельных участков на образование частей (установление ограничений пользования частями земельных участков) или установление ограничений пользования земельными участками, в записи о земельных участках, посредством которых обеспечивается проход или проезд, вносятся сведения об образованных частях или установлении ограничений в использовании земельных участков, содержании ограничений в их использовании и кадастровых номерах земельных участков, для которых обеспечен проход или проезд.В записи о земельных участках, для которых обеспечен проход или проезд, вносятся сведения о кадастровых номерах земельных участков, посредством которых обеспечивается проход или проезд. Указанные сведения включаются в состав кадастрового паспорта и кадастровой выписки земельных участков, для которых обеспечен проход или проезд, а также земельных участков, посредством которых обеспечивается проход или проезд к земельным участкам общего пользования.К земельному участку с кадастровым номером ***, в отношении которого производится межевание с связи уточнением его границ, доступ обеспечен за счёт проезда, являющегося частью земельного участка общего пользования. Это нашло своё отражение в Схеме расположения земельных участков межевого плана (лист 9 межевого плана). Из указанной схемы следует, что проезд к земельному участку с кадастровым номером *** осуществляется по ***.Вышеприведёнными нормами законодательства не предусмотрено обязательного отражения в межевом плане сведений о проезде к иным земельным участкам. Земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: *** не является смежным с земельным участком истца. Исходя из упомянутой схемы расположения земельных участков видно, что проезд к жилому дому по адресу: ***, осуществляется так же по ***, и границы земельного участка истца не препятствуют к осуществлению проезда.Таким образом, довод об отсутствии в межевом плане сведений об учёте доступа к жилому дому по адресу: ***, несостоятелен и не имеет правовых оснований.Межевой план выполнен с соблюдением всех предусмотренных законодательством Российской Федерации норм, соответственно отказ администрации г. Благовещенска в его согласовании необоснован.Просит обязать администрацию г. Благовещенска Амурской области согласовать межевой план, изготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, обязать администрацию г.Благовещенска Амурской области осуществить государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

В судебном заседании представитель истца Сыченко Р.В. - Ивахно Е.В. настаивала на заявленных требованиях. В дополнение указала, что к жилому дому *** имеется доступ со стороны *** между домами *** и *** имеются подъездные пути. В администрацию г. Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома истица не обращалась, самостоятельно обратилась в организацию, где подготовили межевой план, уточнили границы первого земельного участка. В администрацию города Благовещенска истец обращалась с другими заявлениями. Формирование земельного участка органом местного самоуправления займет значительные затраты времени.

           Представитель ответчика не согласилась с заявленными требованиями, в обоснование возражений указала, что из схемы земельных участков в квартале 16 на топографической основе усматривается, что для многоквартирных жилых домов *** и *** по *** сформированы земельные участки, поставлены на кадастровый учет, проезд к жилому дому по *** не предусмотрен согласно этим документам. По материалам инвентаризации квартала проезд к этому дому предусмотрен с ***. Если земельный участок сформировать как просит истица, проезда к жилому дому *** не будет предусмотрено, что не допускается. Формирование земельного участка для многоквартирного жилого дома является исключительной компетенцией органом местного самоуправления. При этом истица с заявлением о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома не обращалась в администрацию города Благовещенска. В оспариваемом отказе ей рекомендовано обратиться в администрацию города Благовещенска для решения вопроса о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома.

В судебное заседание не явились истец Сыченко Р.В., третье лицо Шундрик Д.Р., представители третьих лиц ФГБУ «ФПК Росреестра» по Амурской области, ООО «Амурземпроект», о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещены надлежащим образом, представитель ФГБУ «ФПК Росреестра» по Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представили соответствующие заявление, причина неявки иных лиц суду не известна. В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Из письменного отзыва третьего лица ФГБУ «ФПК Росреестра» по Амурской области, следует, что Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (информационным ресурсом), то есть, содержит сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствие с действующим законодательством, внесение в ГКН сведений носит заявительный характер. Законодатель предполагает рачительное отношение землепользователя к земельному участку как особо ценному и уникальному объекту недвижимости. То есть, до тех пор, пока землепользователь или правообладатель не обратится с соответствующим заявлением, сведения в отношении объекта недвижимости в ГКН будут отсутствовать.Земельный участок с кадастровым номером 28:01:010016:49, расположенный по адресу: ***, является ранее учтенным. Внесение сведений в ГКН в отношении указанного земельного участка осуществлялось до принятия и вступления в силу Федерального закона от *** «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, сведения в отношении земельного участка с разрешенным использованием - жилой дом, являются декларативными. Граница земельного участка не является установленной в соответствии с требованиями законодательства, сведения о площади земельного участка отсутствуют. Поскольку в соответствие со ст. 11.1 Земельного Кодекса земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.Таким образом, земельный участок с кадастровым номером *** является не сформированным. Отсутствие сведений в ГКН сведений о границах земельного участка и координатах поворотных точек не позволяет сделать однозначный вывод о месторасположении земельного участка, а также о наличии смежных ему земельных участков.Земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 868 кв.м., расположенный по адресу: ***, кВ.1, был поставлен на кадастровый учет по заявлению от *** Сыченко Р.В., действующей на основании доверенности от имени СКВ соответствие как с ранее действовавшим законодательством, так и в соответствие с ч.2. ст. 20 Закона о ГКН с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также любые иные лица.К заявлению об осуществлении кадастрового учета изменений были приложены: договор мены от ***, чертеж границ земельного участка, утвержденный в установленном законом порядке от ***, технический паспорт в отношении объекта недвижимости, а также свидетельство о праве собственности *** в отношении квартиры ***.Несмотря на то, что в отношении земельного участка права зарегистрированы землепользователем не были, в отношении него сохранялось право пользования для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилья, расположенного не нем. Распорядителем земельного участка является орган местного самоуправления, поскольку находится в муниципальной собственности.В соответствие с требованиями ранее действующего законодательства допускалась постановка земельных участков с пересечением. В соответствие с Законом о ГКН, принятым от ***, органом кадастрового учета принимается решение о приостановлении кадастрового учета, в случае, если границы земельного участка, о котором представлено заявление об осуществлении кадастрового учета, пересекают границы иного земельного участка. Таким образом, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером *** пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1928 кв.м, с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания жилого дома, должно быть устранено.Орган кадастрового учета полагает, что необходимо определение фактического месторасположения земельных участков (вынесение границ в натуру), а также соотнесение сведений о фактическом месторасположении и сведений, содержащихся в ГКН в отношении указанных земельных участков.В отношении возможности удовлетворения требования о возложении обязанности на администрацию г.Благовещенска об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, поясняет:п. 5 ст. 4 Закона о ГКН содержит указание на то, что сведения вносятся в государственных кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов. Так же ч.4 ст. 21 предусматривает, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Федеральным законом. В том числе, орган кадастрового учета не наделен полномочиями по воздействию (принуждению, возложении обязанности совершить какие-либо действия и т.п.) на правообладателя. В соответствие с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от *** «О государственном кадастре недвижимости» ***: никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.В соответствие с частями 1 и 3 ст. 20 Закона о ГКН с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.Таким образом, по смыслу действующего законодательства, возложение обязанности по обращению в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета, может быть возложена на основании решения суда лишь на правообладателя или землепользователя в соответствие с ч.З ст. 20 Закона о ГКН.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

Судом установлено, что Сыченко Р.В., Шундрик Д.Р. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: *** (2/3 и 1/3 доли соответственно), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права *** от ***, *** от ***.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от *** ***, жилой дом, расположенный по адресу: ***, расположен на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010016:18. Разрешенное использование: индивидуальное жилье, площадь 868 кв.м. Сведения о правах отсутствуют.

Из материалов дела усматривается, что ЗП *** по заявке Сыченко Р.В., Шундрик Д.Р.выполнено землеустроительное дело по установлению на местности границ земельного участка с кадастровым номером *** для многоквартирного жилого дома по ***.

С представленными документами истец обратилась в администрацию *** с заявлением о согласовании данного землеустроительного дела.

Из письменного ответа администрации г. Благовещенска *** от *** на заявление Сыченко Р.В. следует, что межевание земельного участка, расположенного по адресу: *** в квартале 16 выполнено без учета доступа к жилому дому по адресу: *** в связи с чем администрацией г.Благовещенска вышеуказанный межевой план отклоняется от согласования.

Истец не согласна с указанным решением, просит обязать администрацию г. Благовещенска согласовать межевой план, осуществить государственный кадастровый учет данного земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от *** *** жилой дом по адресу: *** расположен на земельном участке с кадастровым номером ***. Разрешенное использование: жилой дом. Сведения о правах отсутствуют. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ***.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Частью 10 статьи 38 Закона о Государственном кадастре недвижимости, установлено, что образуемые земельные участки, вне зависимости от способа их образования, должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

При выделении одного земельного участка из другого, а также при разделе земельного участка таким документом является межевой план, на основании которого вносятся сведения в ГКН.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ *** от *** «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно ст.ст. 15,17 Федерального закона от *** *** "О землеустройстве" порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2, п. 3 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, документы о межевании земельных участков относятся к виду землеустроительной документации, который подлежит согласованию с органами местного самоуправления. Согласование осуществляется разработчиком землеустроительной документации совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.

В соответствии с п. 4 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от *** *** "О землеустройстве". При этом Федеральным законом от *** «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена возможность уточнения местоположения границ и площади земельного участка.

В силу ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из письменного отзыва третьего лица ФГБУ «ФПК Росреестра» по Амурской области, следует, и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, является ранее учтенным. Внесение сведений в ГКН в отношении указанного земельного участка осуществлялось в *** году, до принятия и вступления в силу Федерального закона от *** «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения в отношении земельного участка с разрешенным использованием - жилой дом, являются декларативными. Граница земельного участка не является установленной в соответствии с требованиями законодательства, сведения о площади земельного участка отсутствуют. Поскольку в соответствие со ст. 11.1 Земельного Кодекса земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, земельный участок с кадастровым номером ***, является не сформированным. Отсутствие сведений в ГКН сведений о границах земельного участка и координатах поворотных точек не позволяет сделать однозначный вывод о месторасположении земельного участка, а также о наличии смежных ему земельных участков.

Земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 868 кв.м., расположенный по адресу: *** поставлен на кадастровый учет по заявлению от *** Сыченко Р.В. границы земельного участка показаны условно, площадь декларативная, границы земельного участка не утверждены в установленном законом порядке.

Из кадастровой выписки о земельном участке с *** следует, что границы этого участка пересекают границы земельного участка с ***.

Из заключения кадастрового инженера, изложенного в межевом плане земельного участка, представленного на согласование в администрацию следует, что при проведении кадастровых работ было выявлено, что земельный участок с *** поставлен на кадастровый учет декларативно с нарушением его фактического местоположения. В данном межевом плане выполнено согласование границы земельного участка с смежного земельного участка с ***.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. (ст. 11.1, "Земельный кодекс Российской Федерации" от *** N 136-ФЗ (ред. от ***))

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. (ст. 36, "Земельный кодекс Российской Федерации" от *** N 136-ФЗ (ред. от ***))

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

Согласно схеме земельных участков в квартале *** на основе топографического плана земельные участки *** сформированы для многоквартирных жилых домов *** и *** без учета доступа к земельному участку для жилого дома ***. В случае формирования земельного участка по межевому плану, представленному истицей доступа к указанному жилому дому не предусмотрено. Согласно материалам инвентаризации доступ к жилому дому *** предусмотрен с ***.

В этой связи суд считает, что истица преждевременно настаивает на возложении обязанности на ответчика в согласовании представленного ею межевого плана для многоквартирного жилого дома минуя процедуру формирования земельного участка для многоквартирного жилого дома органом местного самоуправления, без учета необходимости установления доступа к земельному участку с ***.

В этой связи суд не усматривает оснований для признания незаконным решения администрации города Благовещенска по отклонению от согласования межевого плана, представленного истицей на земельный участок с ***.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сыченко Раисы Владимировны - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке.

Судья                                                                                                         М.В. Исаченко

2-1616/2012 ~ М-820/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сыченко Раиса Владимировна
Ответчики
Администрация Благ-ка
Другие
Шундрик ДР
Ивахно ЕВ
ООО Амурземпроект
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Исаченко Марина Викторовна
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
07.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2012Передача материалов судье
13.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2012Судебное заседание
24.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее