Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-618/2014 ~ М-591/2014 от 10.11.2014

--

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

-- --

Мазановский районный суд --6 -- в составе:

председательствующего судьи Потапова А.А.,

при секретаре --8,

с участием:

истца --3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

--3 к Администрации Новокиевского сельсовета -- --6 --, третьему лицу --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --6 -- в -- о признании договора передачи жилого дома от -- по адресу: --6 --, недействительным, обязании --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --6 -- в -- погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество запись регистрации о праве собственности муниципального образования Новокиевский сельсовет -- --6 -- на квартиру, расположенную по адресу: --6 --, возвратить ему квартиру, расположенную по адресу: -- собственность истца.

У С Т А Н О В И Л:

--11 обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в июле-августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера, наводнения и обильных ливней, на территории Новокиевского сельсовета -- --6 -- жилой дом, находящийся в собственности, расположенную по адресу: -- --6 --, был поврежден и признан непригодным к дальнейшему проживанию.

-- году согласно акту и заключению -- комиссией администрации --, --6 -- признано, что жилое помещение, расположенное по адресу: --6 --, непригодно для проживания, не подлежит восстановлению и подлежит сносу.

Согласно техническому обследованию ООО «Промстройпроект» жилой дом, расположенный по -- признан аварийным и подлежащим сносу.

В результате порчи недвижимого имущества, имея, указанные выше документы, он обратился в администрацию -- --6 -- для получения мер поддержки в виде социальной выплаты на строительство или приобретения жилья. Истцу, согласно свидетельству -- от -- на основании --2 -- № 140-р от -- был выдан сертификат на приобретение жилого дома в размере 1215918,00 рублей. Данный сертификат был выдан при условии передачи в собственность Новокиевского сельсовета -- --6 --, принадлежащего на праве собственности --11 жилого дома на основании свидетельства о праве собственности -- от -- года, общей площадью 48,5 кв. метра, на основании подпункта «з» пункта 4 раздела 2 постановления Правительства --6 -- от -- № 520, в соответствии с Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --6 --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.

Согласно договору передачи жилого дома и земельного участка от --, между --11 и администрацией Новокиевского сельсовета была осуществлена сделка, администрация Новокиевского сельсовета, зарегистрировала своё право собственности на квартиру, расположенную по адресу: --6 --.

Определением Верховного суда Российской Федерации от -- -- АПГ14-4 подпункта «з» пункта 2 раздела 2 приложения -- Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --6 --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденного постановлением Правительства --6 -- от -- № 520, а именно в части передачи собственности в виде жилого дома и земельного участка в собственность муниципального образования в обмен на предоставление социальной выплаты на строительства или приобретения жилья – признан противоречащим --1 законодательству и недействующим.

В связи с чем, появилось право требовать возвратить в собственность недвижимое имущество: квартиру, расположенную по адресу: --6 --, переданную в собственность администрации Новокиевского сельсовета -- --6 --.

Истец просит суд

- признать договор передачи жилого дома от -- заключенного с администрацией Новокиевского сельсовета по адресу: --6 --, недействительным, применить последствия недействительности сделки;

- обязать --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество государственную запись -- свидетельства о праве собственности -- от -- муниципального образования Новокиевский сельсовет -- --6 -- на квартиру, общей площадью 48,5 кв.м., кадастровый № -- расположенную по адресу --6 --;

--1 ответчика – глава администрации Новокиевского сельсовета -- --6 -- --9, представил в суд заявление, в котором возражений по иску не имел, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

--1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --6 -- в ----10 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражений против удовлетворения иска не имела.

На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании истец --11 на исковых требованиях настаивал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, и показал, что несмотря по получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, и впоследствии приобретения на него нового жилья, Новокиевский сельсовет, зарегистрировавший право собственности на данный объект --, требований о выселении из жилья и срочной передачи объекта в их собственность не предъявлял. Поскольку определением Верховного суда Российской Федерации от -- год требование в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность определенное постановлением Правительства --6 -- от -- № 520, признано противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу, в связи с чем, просит признать сделку незаконной и применить последствия недействительности сделки, обязать --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --6 -- погасить в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество свидетельства о праве собственности муниципального образования Новокиевский сельсовет на объект недвижимости; возвратить ему в собственность квартиру, расположенную по адресу: --.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 1 ст. 18 --1 закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

--2 -- от -- № 123-р на территории --6 -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе Новокиевского муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- --6 -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права -- от --, выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону от -- серии --6, удостоверенного нотариусом Мазановского нотариального округа --6 -- -- года, с реестровым номером 478, зарегистрированного в УФРС по --6 -- -- за № 28-28-07/700/2014-238, --3 на праве собственности, принадлежала квартира, расположенная по адресу: --6 --.

В соответствии со справкой администрации Новокиевского сельсовета -- --6 -- по адресу --, зарегистрирован: --3-- года рождения. Совместно с ним зарегистрированы: сын --4-- года рождения, --5-- года рождения. Справка выдана на основании похозяйственной книги № -- год, лицевой счет 225.

В результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории -- квартира, принадлежащая истцу, пострадала.

Согласно копии акта обследования помещения -- от --, межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания – жилое помещение, расположенное в одноэтажном двухквартирном жилом доме по адресу: --6 --, признано непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу.

Согласно выводам технического заключения ООО «Промстройпроект» в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшего в июле-августе 2013 года, на территории --6 --, установлено, что жилой дом находится в аварийном состоянии и не пригоден для дальнейшей эксплуатации по своему функциональному назначению.

-- между --11 и муниципальным образованием Новокиевский сельсовет -- --6 -- во исполнение Постановления Правительства --6 -- от -- -- и в целях реализации мер государственной поддержки (предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --6 --, социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, заключен договор безвозмездной передачи недвижимого имущества: квартиры, общей площадью 48,5 кв.м., расположенной по адресу: --6 --. Данный договор зарегистрирован в --1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --6 -- --.

Стоимость недвижимого имущества в договоре не указана, поскольку имущество передано в безвозмездную собственность муниципального образования на основании Постановления Правительства --6 -- от -- № 520.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними проведена запись под -- (на квартиру), и Новокиевскому сельсовету выдано соответствующее свидетельство о праве собственности на приобретенное недвижимое имущество.

Определением Верховного суда Российской Федерации от -- -- АПГ 14-4 признаны противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу настоящего определения пункт 2 раздела II в части слов «на территории --6 --», подпункт «з» пункта 4 раздела II - требование в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность; пункт 4.1 раздела II - обязательство, указанное в подпункте «з» пункта 4 данного раздела Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке, абзац третий подпункта «а» пункта 15 раздела II, абзац второй подпункта «б» пункта 15 раздела II, абзац второй подпункта «в» пункта 15 раздела II, подпункт «е» пункта 16 раздела II, пункт 19.1 раздела II, подпункт «з» пункта 2 раздела III, пункт 2.1 раздела III, пункт 16 раздела III, приложение -- Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --6 --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства --6 -- от -- N 520.

На основании Постановления Правительства --6 -- от -- -- были внесены изменения в постановление Правительства --6 -- от -- -- согласно которому в раздел II в пункте 4 абзац 10 и пункт 4-1 признаны утратившими силу – «письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. Письменное обязательство составляется по форме согласно приложению -- к настоящим Правилам и начинает действовать в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты заявителю; Обязательство, указное в подпункте «З» пункта 4 настоящего раздела Правил (далее – обязательство), подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие Обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке».

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, вынося определение от -- № 59-АПГ14-4, пришла к выводу, что анализ содержания пункта 2 статьи 18 --1 закона от -- N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - --1 закон № 68-ФЗ) свидетельствует о том, что правовое регулирование порядка и условий, вида и размеров компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, не ограничивается только положениями названного Закона. Анализируя нормы законодательства, судебная коллегия отразила в определении, что источником финансового обеспечения мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, порядок и условия, предоставления которых они устанавливают, являются средства --1 бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта, следовательно, исходя из полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных статьями 7 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительство --6 -- не вправе в своем нормативном правовом акте предусматривать дополнительные обстоятельства, при наличии которых предоставляются денежные средства в виде социальной выплаты для приобретения в собственность жилого помещения, на строительство жилья или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Правительство Российской Федерации путем издания названного выше нормативного правового акта определило условия, размеры и виды социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, а субъекту Российской Федерации было предоставлено право разработать только механизм (последовательность совершения действий полномочными органами и гражданами) предоставления на установленных Правительством Российской Федерации требованиях к названной категории граждан и в утвержденных им же размерах мер социальной поддержки.

Из положений пункта 6 Правил предоставления из --1 бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан следует, что Правительство Российской Федерации предусмотрело исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими от наводнения, предоставляются меры социальной поддержки.

Между тем, как усматривается из анализа оспариваемых норм регионального нормативного правового акта, субъект Российской Федерации изменил установленные --1 нормативными правовыми актами условия получения мер социальной поддержки гражданами, пострадавшими от наводнения, установив дополнительное требование в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность.

То обстоятельство, что в названном Указе Правительству Российской Федерации дается поручение до определенного срока принять меры по отселению жителей из мест затопления и решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения (пункт 2), а органам государственной власти названных субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения (пункт 7), не свидетельствует о полномочиях исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить обязанность граждан, имеющих право на возмещение причиненного вследствие чрезвычайной ситуации ущерба (статья 18 --1 закона от -- -- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отказаться от собственности на жилье, как условие получения меры социальной поддержки.

Принимая во внимание, что целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что ни в приведенном выше Указе Президента Российской Федерации, ни в Правилах предоставления из --1 бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан не содержится указание на то, что денежные средства выплачиваются в обмен на передачу гражданами своей собственности.

В связи с чем, вышеуказанным определением пункты и подпункты Постановления правительства -- обязывающих безвозмездно передавать в собственность муниципалитетам в обмен на полученные меры социальной поддержки, свою собственность признано противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ - Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ -- от -- «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» - «ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181. При удовлетворении иска в мотивировочной части решения суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В этом случае последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе. В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения».

Согласно ч. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных параграфом 2 настоящей главы или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно частей 1, 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (в ред. --1 закона от -- № 100-ФЗ).

Как разъяснено в абзацах 2, 3 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от -- -- «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного --1, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 --1 закона РФ от -- № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, сделка между спорящими сторонами от -- как указано в пункте 1, была совершена во исполнение Постановления Правительства --6 -- от -- -- и в целях реализации мер государственной поддержки (предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --6 --, социальной выплаты на строительство (приобретение жилья), которое обязывало граждан безвозмездно передавать в собственность муниципалитетам в обмен на полученные меры социальной поддержки свою собственность, в данной части признано противоречащими --1 законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу. Согласно ст. 209 ГК РФ – собственнику принадлежат права владения, пользования и --2 своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и --2 имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Суд приходит к выводу, что договор о безвозмездной передачи квартиры, от -- заключенный между --3 и Новокиевским сельсоветом -- нарушает права и законные интересы истца, как собственника недвижимого имущества, так как право распоряжаться имуществом принадлежит лишь его собственнику.

В связи с чем, исковые требования --11 о признании договора передачи квартиры от -- заключенного с администрацией Новокиевского сельсовета по адресу: --6 --, незаконным (недействительным), и применения последствий недействительности сделки, правомерны.

Поскольку признание договора о безвозмездной передачи квартиры от -- - недействительным (незаконным) само по себе не является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационных записей, надлежит погасить запись в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на квартиру от -- № 28-28-07/500/2014-788. Стороны вернуть в первоначальное положение, прекратить право собственности на спорные объект недвижимости Новокиевского сельсовета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования --3 удовлетворить.

Признать договор, заключенный -- между --3 и Муниципальным образованием Новокиевским сельсоветом -- --6 -- о безвозмездной передачи квартиры, расположенной по адресу --6 --, недействительным, применить последствия недействительности сделки.

Погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними за №-- от -- о праве собственности Новокиевского сельсовета -- --6 -- на квартиру, расположенную по адресу: -- --6 --, и прекратить право собственности Новокиевского сельсовета -- --6 -- на квартиру, общей площадью 48,5 кв. метров, кадастровый № -- расположенную по адресу - --6 --.

Возвратить квартиру, кадастровый № -- расположенную по адресу - --6 -- собственность --3.

Решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Новокиевского сельсовета -- --6 -- на квартиру, расположенную по адресу - --6 --.

Решение может быть обжаловано в --6 областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Председательствующий

2-618/2014 ~ М-591/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юрошев Станислав Анатольевич
Ответчики
Новокиевский сельсовет
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Потапов А.А.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
10.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2014Передача материалов судье
13.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2014Судебное заседание
26.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее