Судья: Лебедев Ю.В.
Гр.дело № 33-46072
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2018 года г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Шипиковой А.Г., Васильевой Е.В.,
при секретаре Игнатовой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе истца Силантьева М.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 июля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Силантьева М*А* к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Силантьев М.А. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Исковые требования мотивированы тем, что истец родился *** 1964 года и в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, отца истец не знает, мать истца – С* умерла 17 сентября 1979 года, при этом истец был зачислен в школу-интернат с 01 сентября 1972 года, которую окончил в 1980 году. Постановлением Администрации г.Сердобска Пензенской области № 98 от 20 марта 1992 года истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь как воспитанник школы-интерната, однако жилое помещение ему предоставлено не было. Решением Сердобского городского суда Пензенской области от 06 июля 2017 года по иску Силентьева М.А. к Администрации Сердобского района Пензенской области об обязании предоставить истцу жилое помещение вне очереди, в удовлетворении требований было отказано по причине того, что на момент рассмотрения иска истец зарегистрирован в г.Москве с 2011 года, в связи с чем обязанность по предоставлению ему жилья не может быть возложена на администрацию Пензенской области Сердобского района. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 октября 2017 года решение Сердобского городского суда Пензенской области от 06 июля 2017 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. Истец обратился в Управу района Котловка города Москвы с заявлением от 13 декабря 2017 года по вопросу предоставления ему жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответом Департамента городского имущества г.Москвы от 16 декабря 2017 года истцу было рекомендовано обратиться в суд. В этой связи истец обратился в суд с иском и просил обязать Департамент городского имущества г.Москвы предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Истец Силантьев М.А. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении требований в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения, а также заявила о пропуске со стороны истца срока на обращение в суд.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит истец Силантьев М.А.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Силантьева М.А., представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Федоровой А.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что истец Силантьев М.А. родился *** 1964 года.
Мать истца – С* умерла 17 сентября 1979 года, при этом истец был зачислен в школу-интернат с 01 сентября 1972 года, которую окончил в 1980 году.
Постановлением Администрации г.Сердобска Пензенской области № 98 от 20 марта 1992 года истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь как воспитанник школы-интерната, однако жилое помещение ему предоставлено не было.
Решением Сердобского городского суда Пензенской области от 06 июля 2017 года по иску Силентьева М.А. к Администрации Сердобского района Пензенской области об обязании предоставить истцу жилое помещение вне очереди, в удовлетворении требований было отказано по причине того, что на момент рассмотрения иска истец зарегистрирован в г.Москве с 2011 года, в связи с чем обязанность по предоставлению ему жилья не может быть возложена на администрацию Пензенской области Сердобского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 октября 2017 года решение Сердобского городского суда Пензенской области от 06 июля 2017 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренному делу, руководствуясь положениями ст. 18 Конституции РФ, ст. 109 ЖК РФ, ст. 1, 4, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств признания в установленном законом порядке до достижения возраста 18 лет статуса истца как «ребенка-сироты» и «ребенка, оставшегося без попечения родителей», при том, что решением Сердобского городского суда Пензенской области от 06 июля 2017 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 октября 2017 года таких обстоятельств объективно не установлено.
Кроме этого, суд первой инстанции также учитывал, что в силу прямого указания закона статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являющийся необходимым условием получения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, утрачивается указанными гражданами по достижении ими возраста 23 лет, тогда как истец, 1964 года рождения, обратился в суд с настоящим иском лишь 07 февраля 2018 года.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Так, обращаясь в суд с настоящим иском, истцом заявлены требования о возложении на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Как предусмотрено положениями ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ к лицам, обладающим правом на предоставление жилого помещения вне очереди отнесены: граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В городе Москве постановка на жилищный учет, порядок учета и обеспечения граждан жилыми помещениями регулируется Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта – Департаментом городского имущества г.Москвы.
Между тем, из материалов дела следует, что истец на жилищном учете в г.Москве не стоял и не состоит, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования) не признавался и с указанным заявлением в установленном законом порядке не обращался, к лицам, указанным в ч.2 ст. 57 ЖК РФ и обладающим правом на предоставление жилого помещения вне очереди, не относится, в связи с чем предусмотренных законом оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, как того просит истец, и во внеочередном порядке у Департамента городского имущества г.Москвы не имелось.
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении также ссылался на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на жилищном учете в г.Сердобске Пензенской области, однако его право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не реализовано.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу положений ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по договорам найма специализированных жилых помещений, то есть из специализированного жилищного фонда, а не по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве".
Согласно ч. 1 ст. 13 этого Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В целях реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП, был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.1.2 указанного Порядка вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" установлено, что Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что истец обращался по решению вопроса о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уполномоченный на то в г.Москве орган - Комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующего заключения по решению жилищного вопроса истца Комиссией не принималось, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
Таким образом, принимая во внимание, что органы судебной власти не вправе подменять собой уполномоченные на разрешение данных вопросов компетентные органы исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение конституционного принципа разделения властей, учитывая также, что в ходе рассмотрения дела нарушений жилищных прав истца со стороны Департамента городского имущества г.Москвы не установлено, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма у суда первой инстанции объективно не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Силантьева М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: