УИД28RS0004-01-2021-005588-60
Дело № 12-827/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
24 июня 2021 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.
(г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, 137)
при секретаре МусатовеК.А.,
с участием защитника ООО «АКС» КонновойВ.А., представителя Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Кислова И.Ю., представителей Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Павленко М.Н., Самарина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «АКС» Колягиной Т.Е. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора № 16-06/2021-157 от 05.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора № 16-06/2021-157 от 05.05.2021 года ООО «АКС» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ООО «АКС» Колягина Т.Е. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование указав, что ООО «Амурские коммунальные системы» осуществляет мониторинг, в состав которого входит учет объемов сброса сточных вод, их качества, а также состояние р. Амур на участках сброса сточных вод. Для оценки влияния сточных вод на водный объект отбираются пробы в 3-х створах: фоновый - в 100 м выше выпусков сточных вод, на выпусках, и контрольные - в 500 м. ниже выпусков сточных вод. Анализ проб сточных и речных вод по химическим показателям выполняется лабораторией контроля сточных вод Испытательного центра исследования качества воды ООО «Амурские коммунальные системы». ООО «Амурские коммунальные системы» установлены нормативы и получено разрешение № 01-03/2020 от 06.03.2020 года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпуску № 1 (очистные сооружения биологической очистки, река Амур), действующие на период с 06.03.2020 года по 27.05.2024 года. На основании плана снижения сбросов Обществу выдано разрешение 03/20 от 24.07.2020 г., которым установлен перечень допустимых концентраций и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пределах лимитов сброса. Так, в соответствии с данным разрешением, выданным на период с 24.07.2020 г. по 23.07.2021 г., в пробе сточных вод, отобранной 15.09.2020 г. (Протокол исследований от 01.10.2020 № 315/0-20), отсутствует превышение допустимых значений для следующих показателей: Нитрат-анион - 67 ± 12 мг/дм3 в Протоколе и 89,4 мг/дм3 - в Разрешении; Фосфаты (по фосфору) - 1,24 ± 0.13 мг/дм3 в Протоколе и 1,99 мг/дм3 – в Разрешении; Медь - 0,0058 ± 0.0010 мг/дм3 в Протоколе и 0,0059 мг/дм3 - в Разрешении. В отношении допустимой концентрации для формальдегида и меди следует отметить следующее. В согласованном Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора Плане снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу с 2019 по 2024 г. по выпуску р. Амур предусмотрено снижение концентрации в отношении данного загрязняющего вещества в результате реализации мероприятий с величины 0.119 мг/дм3. Указанная величина являлась наибольшей концентрацией в сбрасываемых сточных водах в 2018 г., в связи с чем, в соответствии с Приказом № 2 и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333, (далее - Методика № 333) концентрация для формальдегида включена в план снижения сбросов, согласованный в 2019 г. В связи с указанным следует отметить снижение концентрации в отношении данного показателя по итогам реализации мероприятий 2019 и 2020 гг. В отношении допустимой концентрации для сухого остатка Общество указывает, что величина норматива допустимого сброса установлена в соответствии с пунктом 12 Методики № 333 на уровне фактического сброса по данным 2018 г. Поскольку фактический сброс не превышал наиболее жесткую предельно допустимую концентрацию из числа установленных в отношении воды водного объекта (1000 мг/дм3 в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 (Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000, включение данного показателя в разрабатываемый план снижения сбросов не требовалось. Превышение концентрации в сбрасываемых сточных водах по сравнению с величиной норматива допустимого сброса (фактически равного ранее достигаемой концентрации в сбрасываемых сточных водах) обусловлено последствиями паводка и поступлением большого объема инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод), характеризуемых высокой величиной данного показателя, в централизованную систему водоотведения. Тем не менее, концентрация в сбрасываемых сточных водах не превышала предельно допустимую концентрацию вышеуказанного вещества в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 (1000 мг/дм3). Кроме того, в отношении показателей нитрат-анион, фосфаты (по фосфору) и формальдегид качество воды реки Амур не превышает требований рыбохозяйственных нормативов ни в контрольном, ни в фоновом створах, при этом концентрация в контрольном створе не превышает концентрацию в фоновом; в отношении меди качество воды реки Амур превышает требования рыбохозяйственных нормативов уже в фоновом створе (вне зоны влияния Общества), при этом концентрация в контрольном створе не превышает концентрацию в фоновом. В отношении сухого остатка предельно допустимая концентрация вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 не установлена, однако концентрация в контрольном створе не превышает концентрацию в фоновом, что свидетельствует о непревышении естественного природного фона. Следует отметить также, что при установлении уровня превышения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты р. Амур не учтены фоновые концентрации воды из реки. Протоколом исследования № 313/0-20 от 01.10.2020 (дата отбора проб 15.09.2020г.) фон р. Амур (проба №1) по показателям составил: сухой остаток - 130 мг/дм3; нитрат-ион - 0,73 мг/дм3; фосфат-ион - 0,094 мг/дм3; формальдегид- 0,040 мг/дм3; медь- 0,0129 мг/дм. На основании вышеизложенного с учетом фоновых концентраций и указанного разрешения в пределах лимитов сброса сброс сточных вод в р. Амур осуществляется в пределах нормативов допустимого воздействия на р. Амур. По факту негативного влияния на водный объект р. Амур в части взвешенных веществ (протокол от 02.09.2020 № 292/0-20 (отбор проб 11.08.2020)) поясняем, что протоколом от 03.09.2020 г. № 298/о-20 (отбор проб 11.08.2020) установлено, что в пробе № 3-выпуск очищенных сточных вод в р. Амур показатель «взвешенные вещества» составил меньше 3 мг/дм3. Кроме того, учитывая сложные гидрологические условия р. Амур, а также паводковую ситуацию в период отбора проб и отсутствие превышений других показателей увеличение взвешенных веществ в 500 метрах ниже места сброса сточных вод не связано с действиями Общества. Данный факт обусловлен внутренними течениями р. Амур и естественным поступлением в неё поверхностных сточных вод, характеризуемых, как правило, высокой концентрацией взвешенных веществ, в период отбора проб. Таким образом, в действиях ООО «АКС» отсутствуют нарушения водного законодательства.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В судебном заседании защитник ООО «АКС» на доводах жалобы настаивала в полном объеме, полагала, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, в случае, если суд посчитает вину общества установленной, просила применить положения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, учитывая, что Общество является сетевой организацией в сфере передачи электрической энергии, теплоснабжающей организацией для большей части потребителей г. Благовещенска, гарантирующей организацией по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, как крупнейшая социально значимая организация обеспечивает бесперебойно граждан г. Благовещенска коммунальными услугами, несмотря на наличие большой дебиторской задолженности населения. Для выполнения возложенных на Общество функций, Общество на постоянной основе производит закупку твердого и жидкого топлива для работы 23 котельных, горюче-смазочных материалов для многочисленного автопарка предприятия, закупает антисептические средства для обеззараживания холодной воды на водозаборах города в целях безопасного предоставления ее гражданам. Сумма штрафа, указанная в ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ является значительной для Общества и может повлиять на ее финансовое положение, при том что финансовым источником деятельности Общества является установленный регулятором тариф, который ограничен предельным индексом. Также во исполнение договором аренды муниципального недвижимого и движимого имущества Общество обязано ежемесячно платить арендную плату более 10 млн. рублей, у Общество кроме прочего имеются кредитные обязательства.
В судебном заседании представитель Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры возражал против доводов жалобы, указав, что в соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и водных объектах, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. ООО «Амурские коммунальные системы» Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора выданы разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 01-03/2020 от 06.03.2020, № 03/20 от 24.07.2020, которыми установлены перечень допустимых концентраций и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект - реку Амур. Между тем, Обществом превышена допустимая концентрация веществ, сбрасываемых в р. Амур. Также установлено, что разрешениями на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 01-03/2020 от 06.03.2020, № 03/20 от 24.07.2020 г. не разрешен сброс такого загрязняющего вещества, как формальдегид. Кроме того, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Таким образом, в действия ООО «АКС» имеется состав административного правонарушения.
В судебном заседании представители Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Павленко М.Н., Самарин И.О. возражали против доводов жалобы, указав, что ООО «АКС» превышены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ по нескольким показателям, сброс формальдегида даже в минимальном количестве недопустим.
В судебном заседании в качестве свидетеля была опрошена Свидетель №1, которая пояснила по обстоятельствам сброса в р. Амур загрязняющих веществ, как указано в жалобе. Также пояснила, что при сбросе ООО «АКС» в р. Амур «взвешенных веществ» меньше 3 мг/дм?, в 500 метрах ниже места сброса увеличение указанного показателя до 55 мг/дм? никак не может быть связано с деятельностью ООО «АКС».
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса).
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об охране окружающей среды" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, в ходе проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что ООО «АКС» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений канализаций города Благовещенска, расположенных в юго-восточной части города Благовещенска, на объекте получено решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 07.02.2020 года № 1563 (далее - Решение) и разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы № 03/20 от 24.07.2020 г. и № 01-03/2020 от 06.03.2020 г. (далее - Разрешение).
Водным объектом, предоставленным в пользование, является река Амур на 38 км от устья, координаты: 50°14"34" с.ш., 127°34"50" в.д.
Согласно протоколу исследований от 01.10.2020 г. № 315/0-20 Испытательного центра исследования качества воды ООО «Амурские коммунальные системы» в пробах очищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Амур, содержание нитрат - ионов составило 67 мг/дм?, при допустимой концентрации - 89,4 мг/дм?; фосфат - ионов (по фосфору) - 1,238 мг/дм? (3,8 * 0,326 - коэффициента перерасчета фосфат - ионов в фосфат-ионы по фосфору в соответствии с п. 5.6.4 ГОСТ 18309-2014 «Вода. Методы определения фосфорсодержащих веществ») при допустимой концентрат 1,99 мг/дм?;; формальдегиды - 0,048 мг/дм?, при допустимой концентрации - 0,01 мг/дм?; мeдь 0,0058 мг/дм?, при допустимой концентрации - 0,0059 мг/дм?; сухой остаток - 438 мг/дм?, при допустимой концентрации - 395 мг/дм?.
Кроме того, согласно протоколу исследований от 03.09.2020 г. № 298/0-20 испытательного центра исследования качества воды ООО «Амурские коммунальные системы» в пробах очищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Амур, содержание формальдегида составило - 0,1 мг/дм?, при допустимой концентрации - 0,01 мг/дм?; медь - 0,0066 мг/дм?, при допустимой концентрации - 0,0059 мг/дм?.
Также установлено, что разрешениями на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 01-03/2020 от 06.03.2020 г., № 03/20 от 24.07.2020 г. не разрешен сброс такого загрязняющего вещества, как формальдегид.
Таким образом, ООО «Амурские коммунальные системы» сброс загрязняющих веществ в реку Амур осуществляется с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которые являются допустимыми, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов должностного лица административного органа о наличии в указанной части в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, не имеется.
Ссылка защитника на наличие согласованного с Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора Плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу с 2019 по 2024 г. не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «АКС» состава административного правонарушения, не исключает его вину в сбросе загрязняющих веществ в реку Амур с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты, установленных в разрешении на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты №01-03/2020 от 06.03.2020 года и № 03/20 от 24.07.2020 года.
Доводы стороны защиты о том, что при установлении уровня превышения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты р. Амур не учтены фоновые концентрации воды р. Амур не могут повлечь удовлетворение жалобы, поскольку как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Из материалов дела следует, что места отбора проб выбраны уполномоченными специалистами в зависимости от цели осуществляемого контроля, характера выпуска сточных вод в реку Амур : в том числе в 100 метров выше сброса сточных вод и в 500 метров ниже сброса сточных вод.
Отобранные пробы были проанализированы методами количественного химического анализа (КХА) в стационарных условиях в аналитической лаборатории Испытательного центра исследования качества воды ООО «АКС» с использованием утвержденных методик (нормативных документов) на прошедшем государственную поверку (аттестованном) оборудовании. Результаты КХА были оформлены в виде соответствующих протоколов исследований № 292/О-20 от 02.09.2020 г., № 298/О-20 от 03.09.2020 г., № 315/О-20 от 01.10.2020 г.. Достоверность сведений, содержащихся в протоколах количественного химического анализа природной воды сомнений не вызывает, оснований не использовать данные протоколы в качестве доказательств по делу не имеется.
Пробы отбирались, в том числе, на выпуске сточных вод, в точках реки Амур 100 м выше и 500 м ниже сброса сточных вод (то есть до и после падения сточных вод) для сравнения физико-химических анализов и определения негативного воздействия сброса сточных вод, таким образом оснований полагать что не был учтен фоновые концентрации воды из реки не имеется.
Таким образом, в связи с наличием установленного факта сброса ООО «Амурские коммунальные системы» загрязняющих веществ в реку Амур с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты, суд приходит к выводу, что действия юридического лица ООО «АКС» правильно квалифицированы должностным лицом по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Между тем, заслуживают внимание доводы защитника о том, что увеличение взвешенных веществ в 500 метрах ниже места сброса сточных вод (с 35 мг/дм? до 55 мг/дм?) не связано с действиями Общества.
Частью 2 ст. 55 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 года № 1391 мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
ООО «АКС» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование от 07.02.2020 года № 1563, в соответствии с п.п 13 п. 2.3 которого предусмотрено, что качество воды реки Амур в месте с бора сточных вод в результате их воздействия на водный объект должно отвечать требованиям рыбохозяйственных нормативов или не превышать естественный природный фон.
Согласно приказу Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» при сбросе сточных вод конкретным водопользователем, при производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/дм?, для водных объектов рыбохозяйственного значения 1-й категории и 0,75 мг/дм?, для водных объектов рыбохозяйственного значения 2-й категории.
На основании данных реестра программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «АКС» включено в федеральный реестр объектов оказывающих негативного воздействия 10-0128-000007-П от 2020-05-29, и относится к 1 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно протоколу исследований от 02.09.2020 № 292/0-20 испытательного центра исследования качества воды ООО «Амурские коммунальные системы» содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Амур в 500 метрах ниже места сброса сточных вод (55 мг/дм? превышает содержание взвешенных веществ в 100 метрах выше места сброса сточных вод (35 мг/дм?) на 20 мг/дм?.
Между тем, согласно протоколу исследований от 03.09.2020 года № 298/О-20 испытательного центра исследования качества воды ООО «Амурские коммунальные системы» содержание взвешенных веществ на выпуске сточных вод в р. Амур составляет менее 3,0 мг/дм?.
Достоверных и объективных доказательств, свидетельствующих о том, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Амур в 500 метрах ниже места сброса сточных вод (55 мг/дм?, то есть почти в 20 раз больше содержания взвешенных веществ на выпуске сточных вод в р. Амур) обусловлено именно деятельностью ООО «АКС» и не связанно с естественными природными условиями, в материалах дела не содержится, суду не представлено.
В связи с чем вывод административного органа о том, что увеличение взвешенных веществ в водном объекте р. Амур в 500 метрах ниже места сбора сточных вод до 55 мг/дм? по сравнению с содержанием взвешенных веществ в 100 метрах выше места сброса сточных вод (35 мг/дм?) связано с деятельностью ООО «АКС» подлежит исключению из объема предъявленного ООО «АКС» обвинения.
Судьёй учитывается, что согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Законодатель, установив в статье 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что назначенный размер административного наказания в установленных санкцией части 4 ст. 8.13 КоАП РФ является чрезмерным, высоко обременительным для ООО «АКС» с учетом его имущественного и финансового положения (ООО «АКС» является социально значимой организацией, которое обеспечивает бесперебойно граждан г. Благовещенска коммунальными услугами, для выполнения возложенных на Общество функций, Общество на постоянной основе производит закупку твердого и жидкого топлива для работы котельных, горюче-смазочных материалов для многочисленного автопарка предприятия, закупает антисептические средства для обеззараживания холодной воды на водозаборах города в целях безопасного предоставления ее гражданам, при этом финансовым источником деятельности Общества является установленный регулятором тариф, который ограничен предельным индексом; Общество имеет ежемесячные обязательства по арендной плате за пользование муниципальным имуществом более 10 млн. рублей, имеет непогашенные кредитные обязательства.
С учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, суд находит возможным снизить размер административного штрафа, наложенного на ООО «АКС» ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ до размера не менее половины минимального размера, то есть до 75 000 рублей.
В рассматриваемой ситуации такая мера наказания не утрачивает своего предназначения, соответствует характеру, последствиям совершенного административного правонарушения, и будет обеспечивать назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора № 16-06/2021-157 от 05.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Амурские коммунальные системы» подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора № 16-06/2021-157 от 05.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Амурские коммунальные системы» -изменить.
Снизить назначенное ООО АКС» административное наказание в виде административного штрафа до 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Т.А. Астафьева