Дело № 2-99/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2017 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
при секретаре Беляевских П.Г.,
с участием истца прокурора Шалинского района Свердловской области Фамутдинова Д.Т.,
законного представителя соистца Ю. - П.Н.Д.,
представителя ответчика Администрации Шалинского городского округа Сюкосева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Ю. в лице его законного представителя П.Н.Д. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах Ю. в лице его законного представителя П.Н.Д. с требованием к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В обоснование требований указано, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению П.Н.Д. о нарушении жилищных прав её сына, Ю., являющегося инвалидом 1 группы. В ходе проверки установлено, что Ю. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно справке КЭК ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ № ему поставлен диагноз - <данные изъяты>. Данное заболевание в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем относится к хроническим <данные изъяты>. Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указанное заболевание внесено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с наличием указанного заболевания Ю. бессрочно установлена 1 группа инвалидности (справка Бюро МСЭ № УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Шалинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Ю. признан недееспособным и постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № над ним установлена опека его матери - П.Н.Д. Ю. зарегистрирован в <адрес> с матерью П.Н.Д. и отцом П.А.Л. с 2004 года: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> (общей площадью 30,3 кв.м. и соответственно 10,1 кв.м. на одного человека); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> (общей площадью 30,8 кв.м. и соответственно 10,3 кв.м. на одного человека); с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в <адрес> (общей площадью 29 кв.м. и соответственно 9,7 кв.м. на одного человека). Указанные жилые помещения во время проживания в них Ю. находились в аварийном состоянии. В соответствии с постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № площадь учетной нормы на одного члена семьи на территории Шалинского городского округа составляет 15 кв.м. В связи с тем, что указанные выше помещения не отвечали установленным требованиям по площади учетной нормы и пригодности для проживания, Ю., П.Н.Д. и П.А.Л. неоднократно обращалась, в том числе письменно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), в администрацию Шалинского городского округа за предоставлением жилого помещения их семье, в том числе, сыну-инвалиду Ю., однако, последний так и не был принят на учет для предоставления жилого помещения и обеспечен таковым. Лишь при очередном обращении Ю., на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № он, а также П.Н.Д. и П.А.Л. приняты на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма утверждена постановлением администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека. Исходя из этого, Ю. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью от 18 до 36 кв.м. Ю. по индивидуальной программе реабилитации инвалида наблюдается у врача<данные изъяты>, в связи с чем, ежемесячно посещает ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ». В этой же больнице он постоянно проходит лечение в условиях стационара. Кроме, этого у Ю. несколько раз в неделю случаются приступы, связанные с его заболеванием, в связи с чем, П.Н.Д. вызывает скорую медицинскую помощь для оказания помощи врачом<данные изъяты>. С учетом этого, Ю. необходимо предоставить жилое помещение, расположенное в <адрес>. Обеспечение Ю. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям администрации Шалинского городского округа, в том числе путем обращения в органы государственной власти Свердловской области за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, в соответствии со ст.ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 статьи 55, 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Свердловской области.
В судебном заседании прокурор Шалинского района Свердловской области Фамутдинов Д.Т. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Законный представитель Ю. - П.Н.Д. исковые требования прокурора в интересах ее сына к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма поддержала в полном объеме. Кроме того показала, что их семья в настоящее время проживает в <адрес> на съемной квартире в связи с тем, что Ю. нуждается в постоянной медицинской помощи врача-<данные изъяты>, по месту их регистрации такой врач отсутствует. Проживать по месту регистрации в жилом помещении, признанном аварийным и непригодным для проживания они не могут, так как это опасно для жизни всех членов семьи. Их семья состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по программе Переселение из ветхого жилья. Ю. в связи с его заболеванием жилье не предоставлялось.
Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа Свердловской области Сюкосев А.В. возражал против удовлетворения иска. В обоснование возражений пояснил, что в соответствии с ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Указанная норма федерального закона является императивной, а сам закон обладает большей юридической силой, чем постановления Правительства Российской Федерации. Как следует из искового заявления и прилагаемых к заявлению документов, Ю. зарегистрирован и проживает на территории населенного пункта <адрес>, а не р.<адрес>, следовательно истец может претендовать на жилую площадь только в указанном населенном пункте <адрес>. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. В бюджете Шалинского городского округа на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы, утвержденном решением Думы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, средства местного бюджета на указанные в иске цели не предусмотрены. Указанной категории граждан жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. На территории <адрес> свободных жилых помещений нет (распределены во вновь строящихся домах). По этой причине ответчик будет вынужден затратить значительное время на приобретение или строительство жилья. Сроки, необходимые для строительства жилого помещения составляют не менее 1,5 лет с учетом выполнения проектных и строительных работ. На основании изложенного, ответчик объективно не сможет незамедлительно предоставить жилое помещение. Срок, установленный в иске, является неразумным. Разумным считает срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо - Министерство финансов Свердловской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд явку своего представителя не обеспечил, отзыв не предоставил, об отложении слушания по делу или рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших рассмотреть дело при данной явке, определил рассмотреть дело в отсутствие указанного третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен произвольно жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течении которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Как установлено - прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению П.Н.Д. по факту нарушения жилищных прав ее и ее сына Ю. должностными лицами администрации Шалинского городского округа.
Ю. признан малоимущим, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма, о чем Администрацией Шалинского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.60-61).
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не
подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Медицинскими документами подтверждается, что Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена инвалидность, причина инвалидности - «инвалидность с детства» бессрочно. Ю. поставлен диагноз - <данные изъяты>, хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.12-19).
Указанными медицинскими документами подтверждается право Ю. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, который входит в перечень утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Решением Шалинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Ю. признан недееспособным, в отношении него установлена опека его мамой - П.Н.Д. (л.д.23-24).
В материалах дела так же имеются доказательства того, что жилое помещение в котором зарегистрирована на постоянное место жительства семья Ю. по адресу: <адрес>, признано не пригодным для проживания, в связи с чем П.Н.Д. поставлена на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (л.д.34-35, 48-53).
Из пояснений прокурора установлено, что Постановление Администрации Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии П.Н.Д. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.33), признано противоречащим законодательству и отменено.
В п.3 Перечня заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, включены следующие заболевания: хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (<данные изъяты>).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Поскольку болезнь, которой страдает Ю., относится к группе хронических и <данные изъяты> с тяжелыми и часто обостряющимися болезненными проявлениями, и входит в соответствии с международной классификацией болезней в перечень соответствующих заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, по мнению суда, он обладает правом состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, поскольку Перечень устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление Ю. жилого помещения органами местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последнему другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.
Как следует из материалов дела - Ю. со своей семьей зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, признанном непригодным для проживания.
Из пояснений законного представителя Ю. так же установлено, что в связи с невозможностью проживания по месту регистрации из-за аварийности жилья и в связи с необходимостью постоянного оказания медицинской помощи Ю. их семья проживает на территории <адрес> в съемной квартире.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
С учетом изложенного судом установлено, что местом жительства Ю. является <адрес> на территории которой он преимущественно проживает со своей семьей.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, жилымипомещениями в соответствии с жилищнымзаконодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищногофонда.
Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст.1, п.3 ч.2 ст.19 Жилищногокодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях, предоставляемыхпо договорам социального найма, и по предоставлениюв установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилыхпомещений муниципального жилищногофонда как совокупности жилыхпомещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Предоставление жилогопомещения по договору социального найма из государственного жилищногофонда (жилищногофонда Российской Федерации или жилищногофонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильемиз указанного жилищногофонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилыхпомещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищнымзаконодательством вопросы обеспечения граждан жилымипомещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, последние предоставляются вне очереди.
По этим основаниям к доводам представителя ответчика об определении срока предоставления жилья, отсутствия финансирования на эти цели, суд отнесся критически.
При обеспечении жилищных прав Ю. площадь предоставления жилого помещения установлена ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которой - инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.
Постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления жилого помещения - 18 кв.м., следовательно, Ю. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Шалинского района свердловской области в интересах Ю. в лице его законного представителя П.Н.Д. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, суд счел подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Ю. в лице его законного представителя П.Н.Д. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность предоставить Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 01.04.2017 года.
Председательствующий судья С.Н. Миронова