№ 2-338/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.,
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) Левченкова В.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 1 группы инвалидности бессрочно, отмене решение ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области в части, что нарушения функций организма расценены как нестойкие, признании решения ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконным, признании акта и протокола ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконными, признании необходимости в медицинской реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в установлении инвалидности. Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд.
В судебном заседании истец Левченков В.В. уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России по доверенности Попов А.В. считал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 15.09.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Левченкова В.В.
15.09.2020-17.09.2020 в бюро № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена первично заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена.
При проведении медико-социальной экспертизы установлено, что согласно направительным документов (направление на медико-социальную экспертизу БУЗ ВО «Воронежской городской клинической поликлиники №» от 14.09.2020 № 553) Левченков В.В. считает себя больным с мая 2020 года, когда стал отмечать <данные изъяты> 27.05.2020 был осмотрен <данные изъяты> амбулаторно. В июле был консультирован в <данные изъяты> отделении БУЗ ВО «ВГКБСМП №», выставлен диагноз: <данные изъяты>. По данным консультативного заключения областного противотуберкулёзного диспансера от 20.08.2020 выставлен диагноз: <данные изъяты> По данным консультации <данные изъяты> БУЗ ВО «ВОКБ №» от 24.08.2020г. выставлен диагноз: <данные изъяты>. 03.09.2020 г. пациент был направлен на госпитализацию в <данные изъяты> отделение ВГКБСМП № в связи с отсутствием эффекта от проводимого лечения. Осмотрен зав. I отделением, рекомендовано оперативное лечение в плановом порядке, от госпитализации отказался. За время лечения получал медикаментозное лечение (антибактериальные препараты, НПВС, витаминотерапию и др.). Состояние оставалось без существенной положительной динамики (сохранялась <данные изъяты> и повышенная температура), пациент был направлен на МСЭ. При направлении на МСЭ клинический и реабилитационный прогноз отмечался лечащими врачами как относительно благоприятный, реабилитационный потенциал - удовлетворительный. Медико-социальная экспертиза в бюро МСЭ № 8 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России была проведена заочно с 15.09.2020 по 17.09.2020. Экспертный диагноз: <данные изъяты>. Экспертное решение: Инвалидность не установлена. Имеющиеся нарушения функций организма расценены как нестойкие, выявлена нуждаемость в проведении мер медицинской реабилитации.
Кроме того, истец был заочно освидетельствован в порядке контроля в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.09.2020 - 25.09.2020.
Специалистами экспертного состава Главного бюро 23.09.2020 в порядке контроля были проанализированы медицинские документы при направлении на МСЭ (изучены жалобы, анамнез заболевания, данные объективных и дополнительных методов исследования, заключения специалистов, выписные эпикризы стационарного лечения, диагнозы основного и сопутствующих заболеваний, проанализированы данные по проведению медицинской реабилитации, выдаче листков временной нетрудоспособности). Исходя из экспертной оценки, проведенной на основе клинико-функциональных данных в соответствии с общепринятыми классификациями, эксперты пришли к выводу, что имеющиеся нарушения здоровья не привели к стойким расстройствам функций организма, определена нуждаемость в проведении мер медицинской реабилитации. Решение бюро подтверждено - инвалидность Левченкову В.В. не установлена.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона). Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пп. 29, 34).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 585н от 27 августа 2019 г. утверждены "классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Из данного приказа следует, что критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10-12)
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Как следует из положений ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
По ходатайству стороны истца судом 22.12.2020 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 18.01.2021 «15.01.2021 в экспертном составе № 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза Левченкова Владимира Владимировича. На основании анализ представленных медицинских документов, результатов обследований медицинской карты амбулаторного больного, экспертным составом № 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России выставлен следующий клинико-функциональный диагноз: <данные изъяты>
На основании комплексного анализа клинико-функциональных данных, представленных в медицинских документах, медицинской карте амбулаторного больного, изучения профессиональных данных, выявлено нарушение здоровья с нестойкими нарушениями <данные изъяты>, так как в настоящее время не закончены все необходимые лечебные и реабилитационные мероприятия (от предложенного оперативного лечения освидетельствуемый отказывается), что не является основанием для установления инвалидности. Решение вынесено в соответствии с пунктом 16 раздела 111 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95: Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Таким образом, на момент освидетельствования Левченкова Владимира Владимировича в бюро МСЭ № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 15.09.2020 - 17.09.2020, в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.09.2020 нарушений функций организма не выявлено. У Левченкова Владимира Владимировича оснований для установления группы на момент его освидетельствования в бюро № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 15.09.2020. - 17.09.2020 в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.09.2020 г. - 25.09.2020 г. не имелось».
Указанное заключение судом принимается во внимание в качестве доказательства по делу, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, перед дачей заключения они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются незаинтересованными в деле лицами. Указанными экспертами была изучена медицинская документация, в том числе приложенная истцом. Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. О назначении повторной иди дополнительной экспертизы стороны не ходатайствовали. Доказательств, которые могут повлиять на существо решения суда, истцом не представлено.
Довод истца о направлении дела судом на экспертизу до истечения 15-дневного срока не является основанием признавать заключение судебной экспертизы незаконным, так как определение о назначении экспертизы может быть обжаловано только в части возложения судебных расходов и в части приостановления производства по делу. Однако истец определением суда от 03.02.2021 освобожден от уплаты расходов за проведение экспертизы, а определением суда от 28.01.2021 производство по делу было возобновлено. В остальной части определение обжалованию не подлежит. Таким образом, права истца ничем не нарушены.
Ссылка истца на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» не имеет правового значения для настоящего дела, так как согласно данному приказу настоящие медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" (далее - Правила). Медицинские критерии являются медицинской характеристикой квалифицирующих признаков, которые используются для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Медицинские критерии используются для оценки повреждений, обнаруженных при судебно-медицинском обследовании живого лица, исследовании трупа и его частей, а также при производстве судебно-медицинских экспертиз по материалам дела и медицинским документам. При этом суд учитывает, что судебно-медицинская экспертиза в рассматриваемом случае не проводилась.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования об установлении 1 группы инвалидности бессрочно, отмене решения ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области в части, что нарушения функций организма расценены как нестойкие, признании решения ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконным, признании акта и протокола ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконными, признании необходимости в медицинской реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 1 группы инвалидности бессрочно, отмене решения в части, признании решения, акта и протокола незаконными, признании необходимости в медицинской реабилитации, взыскании компенсации морального вреда 500000 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 04.02.2021.
№ 2-338/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.,
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) Левченкова В.В. к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 1 группы инвалидности бессрочно, отмене решение ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области в части, что нарушения функций организма расценены как нестойкие, признании решения ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконным, признании акта и протокола ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконными, признании необходимости в медицинской реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в установлении инвалидности. Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд.
В судебном заседании истец Левченков В.В. уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России по доверенности Попов А.В. считал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 15.09.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Левченкова В.В.
15.09.2020-17.09.2020 в бюро № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена первично заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена.
При проведении медико-социальной экспертизы установлено, что согласно направительным документов (направление на медико-социальную экспертизу БУЗ ВО «Воронежской городской клинической поликлиники №» от 14.09.2020 № 553) Левченков В.В. считает себя больным с мая 2020 года, когда стал отмечать <данные изъяты> 27.05.2020 был осмотрен <данные изъяты> амбулаторно. В июле был консультирован в <данные изъяты> отделении БУЗ ВО «ВГКБСМП №», выставлен диагноз: <данные изъяты>. По данным консультативного заключения областного противотуберкулёзного диспансера от 20.08.2020 выставлен диагноз: <данные изъяты> По данным консультации <данные изъяты> БУЗ ВО «ВОКБ №» от 24.08.2020г. выставлен диагноз: <данные изъяты>. 03.09.2020 г. пациент был направлен на госпитализацию в <данные изъяты> отделение ВГКБСМП № в связи с отсутствием эффекта от проводимого лечения. Осмотрен зав. I отделением, рекомендовано оперативное лечение в плановом порядке, от госпитализации отказался. За время лечения получал медикаментозное лечение (антибактериальные препараты, НПВС, витаминотерапию и др.). Состояние оставалось без существенной положительной динамики (сохранялась <данные изъяты> и повышенная температура), пациент был направлен на МСЭ. При направлении на МСЭ клинический и реабилитационный прогноз отмечался лечащими врачами как относительно благоприятный, реабилитационный потенциал - удовлетворительный. Медико-социальная экспертиза в бюро МСЭ № 8 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России была проведена заочно с 15.09.2020 по 17.09.2020. Экспертный диагноз: <данные изъяты>. Экспертное решение: Инвалидность не установлена. Имеющиеся нарушения функций организма расценены как нестойкие, выявлена нуждаемость в проведении мер медицинской реабилитации.
Кроме того, истец был заочно освидетельствован в порядке контроля в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.09.2020 - 25.09.2020.
Специалистами экспертного состава Главного бюро 23.09.2020 в порядке контроля были проанализированы медицинские документы при направлении на МСЭ (изучены жалобы, анамнез заболевания, данные объективных и дополнительных методов исследования, заключения специалистов, выписные эпикризы стационарного лечения, диагнозы основного и сопутствующих заболеваний, проанализированы данные по проведению медицинской реабилитации, выдаче листков временной нетрудоспособности). Исходя из экспертной оценки, проведенной на основе клинико-функциональных данных в соответствии с общепринятыми классификациями, эксперты пришли к выводу, что имеющиеся нарушения здоровья не привели к стойким расстройствам функций организма, определена нуждаемость в проведении мер медицинской реабилитации. Решение бюро подтверждено - инвалидность Левченкову В.В. не установлена.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона). Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пп. 29, 34).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П-2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 585н от 27 августа 2019 г. утверждены "классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Из данного приказа следует, что критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10-12)
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Как следует из положений ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
По ходатайству стороны истца судом 22.12.2020 была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 18.01.2021 «15.01.2021 в экспертном составе № 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза Левченкова Владимира Владимировича. На основании анализ представленных медицинских документов, результатов обследований медицинской карты амбулаторного больного, экспертным составом № 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России выставлен следующий клинико-функциональный диагноз: <данные изъяты>
На основании комплексного анализа клинико-функциональных данных, представленных в медицинских документах, медицинской карте амбулаторного больного, изучения профессиональных данных, выявлено нарушение здоровья с нестойкими нарушениями <данные изъяты>, так как в настоящее время не закончены все необходимые лечебные и реабилитационные мероприятия (от предложенного оперативного лечения освидетельствуемый отказывается), что не является основанием для установления инвалидности. Решение вынесено в соответствии с пунктом 16 раздела 111 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95: Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Таким образом, на момент освидетельствования Левченкова Владимира Владимировича в бюро МСЭ № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 15.09.2020 - 17.09.2020, в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.09.2020 нарушений функций организма не выявлено. У Левченкова Владимира Владимировича оснований для установления группы на момент его освидетельствования в бюро № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 15.09.2020. - 17.09.2020 в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.09.2020 г. - 25.09.2020 г. не имелось».
Указанное заключение судом принимается во внимание в качестве доказательства по делу, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимую квалификацию, опыт, стаж работы, перед дачей заключения они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются незаинтересованными в деле лицами. Указанными экспертами была изучена медицинская документация, в том числе приложенная истцом. Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. О назначении повторной иди дополнительной экспертизы стороны не ходатайствовали. Доказательств, которые могут повлиять на существо решения суда, истцом не представлено.
Довод истца о направлении дела судом на экспертизу до истечения 15-дневного срока не является основанием признавать заключение судебной экспертизы незаконным, так как определение о назначении экспертизы может быть обжаловано только в части возложения судебных расходов и в части приостановления производства по делу. Однако истец определением суда от 03.02.2021 освобожден от уплаты расходов за проведение экспертизы, а определением суда от 28.01.2021 производство по делу было возобновлено. В остальной части определение обжалованию не подлежит. Таким образом, права истца ничем не нарушены.
Ссылка истца на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» не имеет правового значения для настоящего дела, так как согласно данному приказу настоящие медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" (далее - Правила). Медицинские критерии являются медицинской характеристикой квалифицирующих признаков, которые используются для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Медицинские критерии используются для оценки повреждений, обнаруженных при судебно-медицинском обследовании живого лица, исследовании трупа и его частей, а также при производстве судебно-медицинских экспертиз по материалам дела и медицинским документам. При этом суд учитывает, что судебно-медицинская экспертиза в рассматриваемом случае не проводилась.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования об установлении 1 группы инвалидности бессрочно, отмене решения ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области в части, что нарушения функций организма расценены как нестойкие, признании решения ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконным, признании акта и протокола ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Воронежской области незаконными, признании необходимости в медицинской реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Левченкова Владимира Владимировича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России об установлении 1 группы инвалидности бессрочно, отмене решения в части, признании решения, акта и протокола незаконными, признании необходимости в медицинской реабилитации, взыскании компенсации морального вреда 500000 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 04.02.2021.