Дело № 2-1717/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года |
г. Новосибирск |
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи |
Демичевой Н.Ю. |
при секретаре |
Сырмич Н.Ю. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курташова В.В. к юл1 о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Курташов В.В. обратился в суд с иском к юл1 о взыскании компенсации морального вреда в размере 50020 рублей.
В обоснование иска с учетом уточнений истец указал, что в результате судебной ошибки, допущенной <данные изъяты> в приговоре от /дата/ в части указания в приговоре в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, особо опасного рецидива преступлений в его действиях, ему было назначено отбывание наказания по приговору в исправительной колонии особого режима. Постановлением суда кассационной инстанции от 20.12.2013г. указанный приговор изменен, из него исключено указание на наличие рецидива, постановлено считать Курташова В.В. осужденным при опасном рецидиве и ему определено место отбывания наказания - исправительная колония строгого режима. Однако он тем временем был этапирован в колонию особого режима юл3, куда прибыл 01.06.2013г. и убыл 01.02.2014г. Время содержания в <данные изъяты> составило 244 дня. Он помещался в ШИЗО ПКТ камеру №12, т.к. его жизни угрожала опасность со стороны спецконтингента - лиц, которые отбывают наказание за особо тяжкие преступления. Кроме того, он был ограничен в получении посылок, бандеролей, коротких и длительных свиданий с родственниками; он был лишен возможности ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. В связи с чем, он испытал нравственные страдания и переживания. Компенсацию за причиненный моральный вред он оценил в размере 205 рублей за каждый день, соответственно, в сумме 50020 руб. и просил взыскать ее с ответчика за счет средств казны Российской Федерации, полагая, что данная сумма да Минфина РФ является незначительной.
В судебное заседание Курташов В.В. не явился, отбывает наказание в юл2, о дате судебного заседания извещен надлежаще (л.д.50).
Представитель юл1 в судебное заседание не явился, извещен, направил письменные возражения, согласно которым, просил в иске отказать, поскольку Курташовым В.В. не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении ему физических и нравственных страданий, а также не обоснован размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда (л.д.52-54).
Исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом исходит из следующего:
Установлено, что согласно приговору <данные изъяты> от 21.05.2013г. в отношении Курташова В.В. к обстоятельствам, отягчающим наказание, суд отнес наличие в его действиях особо опасного рецидива преступлений. Курташов В.В. приговорен к отбыванию наказания в виде лишения свободы сроком 4 года в исправительной колонии особого режима (л.д.12-13).
Согласно отметке на приговоре, он вступил в силу /дата/ года.
Постановлением суда кассационной инстанции Президиума Новосибирского областного суда от 20.12.2013г. указанный приговор изменен, из него исключено указание на наличие рецидива, постановлено считать Курташова В.В. осужденным при опасном рецидиве и определить ему местом отбывания наказания исправительную колонию строгого режима (л.д.15-16).
В соответствии с ответом на запрос юл3 от 18.03.2015г., Курташов В.В. отбывал наказание в их учреждении по приговору <данные изъяты> от 21.05.2013г. в период с 02.07.2013г. по 31.01.2014г., затем убыл в юл4 (л.д.27).
Заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, истец указал, что причинен ему данный вред в связи с отбыванием им наказания в условиях исправительной колонии особого режима, предназначенной для осужденных, имеющих особо опасный рецидив.
Оценив все обстоятельства дела, суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям:
В силу положений ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
Компенсация морального вреда по смыслу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) является одним из способов защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из вышеприведенных норм гражданского законодательства следует, что для наступления ответственности за причинение морального вреда необходимо установить наличие состава гражданского правонарушения, включающего: факт причинения вреда действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, то есть установить, что причинение вреда указанными органами и лицами – имеет место быть; неправомерность действий причинителя вреда; причинную связь между фактом причинения вреда и неправомерностью действий причинителя вреда; вину причинителя вреда. Отсутствие любого из элементов состава правонарушения является основанием для отказа в иске.
Независимо от вины причинителя вреда, компенсация морального вреда осуществляется только в случаях когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом (ч.1 ст. 1070 ГК РФ).
Ссылки истца на то, что моральный вред ему причинен в результате незаконных действий суда, допустившего судебную ошибку при вынесении приговора, суд находит не обоснованными, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Однако приговора суда, установившего вину судьи при рассмотрении уголовного дела в отношении истца, не имеется. Доказательств тому в силу ст. 56 ГПК РФ истцом не предоставлено.
При таких обстоятельствах оснований для компенсации морального вреда истцу с ответчика за счет средств федерального бюджета не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-1717/2015, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ –
░░░░░░░░░ –