Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2799/2016 ~ М-1963/2016 от 12.04.2016

гр. дело № 2-2799/2016 строка № 042 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«05» июля 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Куренковой Т.В.

с участием истца Поваркова М.В., представителя ответчика по доверенности Четкиной О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поваркова ФИО7 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении от 12.01.2016г. л/с в части исчисления выслуги лет, в части не исчисления и не осуществления выплат денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные и праздничные дни и единовременного пособия как сотруднику, имеющему государственную награду – медалью «За отличие в охране государственной границы», взыскании денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные дни в 2014г. и единовременного пособия, взыскании процентов, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Поварков М.В. обратился в суд с настоящим иском, указал, что он проходил службу в должности заместителя начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации.

Приказом от 12.01.2016г. л/с на основании приказа МВД России от 21.12.2015г. л/с с истцом расторгнут контракт, и он уволен со службы 12.01.2016г. по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Истец считает, что при увольнении с ним не произведен окончательный расчет, неправильно исчислена выслуга лет в календарном и льготном исчислении, утеряны 2 дня при исчислении календарной выслуги лет и не засчитана в льготное исчисление служба в должностях заместителя начальника и начальника пограничной заставы в период с 01.08.1987г. по 01.12.1993г. (1 месяц службы за полтора месяца службы), а также служба в занимаемой должности заместителя начальника СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации в период с 03.12.2015г. по 12.01.2016г. (1 месяц службы за 1,3 месяца службы); не выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска за 2009, 2010 и 2011 годы в общем количестве 107 суток; не выплачена денежная компенсация за работу в выходные дни в количестве трех суток: 23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г.; не выплачено единовременное денежное пособие в размере одного оклада денежного содержания как сотруднику, имеющему государственную награду - награжденному Указом Президента СССР от 20.03.1991г. медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». В связи с изложенным истец просит признать незаконным в части исчисления выслуги лет в календарном и льготном исчислении приказ от 12.01.2016г. л/с; признать незаконным в части не исчисления и не осуществления выплат денежных компенсаций и единовременных пособий приказ от 12.01.2016г. л/с, в частности, денежной компенсации за 107 дней неиспользованных отпусков за 2009, 2010 и 2011 годы, денежной компенсации за работу в выходные дни в количестве трех суток: за -23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г., единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания как сотруднику, имеющему государственную награду; взыскать с ответчика с учетом ставки рефинансирования невыплаченные при увольнении указанные денежные компенсации и единовременное денежного пособие (л.д.3-5,т.1).

При рассмотрении настоящего дела истец неоднократно уточнял исковые требования (л.д.9,12,121-125,243-244,т.1), согласно которым просит взыскать с ответчика задолженность за частично неиспользованные отпуска за 2009г., 2010г. и 2011г. и за 2012 – 2016г. в общем количестве 107 суток на общую сумму 274597.31 руб.; денежную компенсацию за работу в выходные и праздничные дни в сумме 7698.99 руб.; единовременное пособие в размере одного оклада денежного содержания в сумме 35 500 руб.; взыскать проценты за задержку в выплате сумм: за не предоставленные и не использованные 107 дней отпусков - в размере 16819.09 руб.; за 3 дня работы (дежурства) в выходные и праздничные дни 2014г. - в размере 471.56 руб.; единовременного пособия в размере 2174.38 руб.; компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Истец Поварков М.В. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Четкина О.А. исковые требования не признала, просила отказать в иске в связи с пропуском срока для обращения в суд, представила письменные возражения (л.д.52-54,84-87,126-127,167-171,т.1).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон и имеющихся материалов дела судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 04.05.1994г., с 29.04.2011г. - в должности заместителя начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации (л.д.17-25,т.1).

Приказом от 12.01.2016г. л/с на основании приказа МВД России от 21.12.2015г. л/с с истцом, находящимся в распоряжении ГУ, расторгнут контракт, и он уволен 12.01.2016г. со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) (л.д.16,т.1). Согласно данного приказа при увольнении истцу произведены выплаты: единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованные отпуска, что также подтверждается справкой (л.д.55,т.1). Выслуга лет по состоянию на 12.01.2016г. составляет в календарном исчислении 31 год 11 месяцев 14 дней, в льготном исчислении 37 лет 07 месяцев 11 дней.

Исковые требования о неправильном исчислении выслуги лет (не засчитана в льготном исчислении служба истца в должности заместителя начальника и начальника пограничной заставы в период с 01.08.1987 г. по 01.12.1993 г. (1 месяц за полтора месяца службы) удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статья 13 которого предусматривает условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

В силу ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993г. в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Служба в должностях заместителя начальника и начальника пограничной была обоснованно исчислена Поваркову М.В. в календарном исчислении как служба в Вооруженных силах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которым установлено (п.3 г)), что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца): на заставах, постах, в комендатурах, маневренных группах со сменными заставами, на кораблях и катерах, несущих службу по охране государственной границы, и в других подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации по перечню, утверждаемому Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - с ДД.ММ.ГГГГ, а до указанной даты - на заставах, в комендатурах и приравненных к ним подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, находившихся на государственной границе бывшего Союза ССР, на морских пограничных кораблях и катерах, находившихся в строю и непосредственно несших охрану государственной границы в местностях согласно Приложению , если не установлены более льготные условия зачета службы в этих местностях при исчислении выслуги лет для назначения пенсии.

На день исчисления выслуги лет истцу ответчик таким перечнем не располагал, как не располагает таким перечнем и суд на день рассмотрения настоящего дела, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства занимаемой им должности в период службы на пограничной заставе в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности, в связи с чем у суда нет оснований для исчисления выслуги лет за указанный период в льготном порядке.

Требования истца о зачете двух дней, утерянных ответчиком при исчислении, не подлежат удовлетворению, так как расчет выслуги лет произведен ответчиком верно в соответствии с представленным расчетом (л.д.66-68,86,т.1). Более того, суд считает, что истец имеет максимальную выслугу лет, включение или не включение спорных двух дней в выслугу не повлечет за собой увеличение размера денежного довольствия и пенсионных выплат, то есть нарушения прав истца в этой части судом не установлено. При этом суд учитывает, что согласно ст. ст. 2, 3 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Не подлежат удовлетворению исковые требования и зачете в льготном исчислении службы в период с 03.12.2015г. по 12.01.2016г. (период нахождения в распоряжении ГУ МВД России по <адрес>) в должности заместителя начальника СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации (1 месяц службы за 1,3 месяца службы).

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу ст. 3 которого регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Согласно приказа л/с от 03.12.2015г. истец зачислен в распоряжение ГУ МВД России по <адрес> (л.д.65,т.1) На день рассмотрения настоящего дела это приказ не отменен, соответствует требованиям закона, о чем указано ниже, а ссылки истца на решение суда от 09.06.2016г. (л.д.220-223,т.1) необоснованны, так как решение не вступило в законную силу, и поэтому не является для суда, рассматривающего дело, обязательным (ст. 61 ГПК РФ).

Статьей 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ установлено, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случаях, в том числе, проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел (п.3 ч.10), что имело место в отношении истца.

Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не более двух месяцев - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 10 настоящей статьи п. 1 ч. 11 ст. 36).

В силу ч. 12 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.

На сотрудника органов внутренних дел, зачисленного в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, распространяется режим служебного времени, установленный настоящим Федеральным законом (ч.13 ст. 36 названного закона). Время нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания (ч.15 ст. 36 Закона). Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (ч.19 ст. 36 Закона). Порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и порядок нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.20 ст. 36 Закона).

Не подлежат удовлетворению исковые требования о признании незаконным приказа и взыскании денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни 23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г.

При этом суд учитывает, что истцом не предоставлены обоснованные доказательства фактов привлечения его к работе в выходные и праздничные дни на основании приказов, рапортов, а ответчик данное обстоятельство не подтверждает (л.д.69,т.1). Графики дежурств не могут быть приняты судом во внимание как доказательство обоснованного привлечения истца к работе и доказательством учета служебного времени в установленном порядке.

Кроме того, суд учитывает, что согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Приказом МВД России от 19.10.2012г. № 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха. Согласно Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России (п.15). Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п.16). Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается (п.17). По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (п.18).

Пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В силу п. 61 Порядка на основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

Таким образом, названными правовыми актами предусмотрен определенный порядок привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, порядок предоставления других дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации.

Доказательств обращения с рапортом о предоставлении дней отдыха или о присоединении этих дней к отпуску, или о выплате денежной компенсации истец суду не предоставил, а предоставленные им графики (л.д.47-51,т.1) изложенные обстоятельства не подтверждают.

Исковые требования о выплате пособия в размере одного оклада денежного содержания как сотруднику, имеющему государственную награду, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

Оснований для расширительного толкования данной нормы у суда не имеется.

Истец награжден государственной наградой ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,т.1), на службу в органы внутренних дел истец принят 04.05.1994г. (л.д.17-25,30-31,т.1), то есть государственной наградой истец награжден не в период прохождения службы в органах внутренних дел, в связи с чем отсутствуют основания для выплаты указанного пособия в размере одного оклада денежного содержания. При этом суд считает, что служба в Вооруженных Силах засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, но это не означает, что период службы в Вооруженных силах приравнивается к периоду службы в органах внутренних дел.

Исковые требования о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с в части не выплаты компенсации за 107 дней неиспользованных отпусков за 2009 2016г. и взыскании денежной компенсации за 107 дней неиспользованных отпусков также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней. Сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года. Сотруднику органов внутренних дел по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней.

В рапортах ФИО2 о предоставлении ему отпусков за 2009-2011 годы сделаны отметки о предоставлении ему отпусков.Иных доказательств, свидетельствующих о том, что ежегодные отпуска в указанный период истцом использованы не в полном объеме, у ответчика не имеется, карточки-справки данное обстоятельство не подтверждают (л.д.90-102,т.1), а истец такие доказательства суду не предоставил (л.д.36,т.1).

Основания исковых требованийо признании незаконным приказа от 12.01.2016г. л/с в части не выплаты компенсации за неиспользованные отпуска за 2012 – 2016 годы и взыскании денежной компенсации за этот период истцом не указаны, а вышеназванные карточки-справки данное обстоятельство не подтверждают. Более того, по требованиям о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска за период с 2009г. по 2011г. включительно истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, доказательства пропуска срока по уважительной причине суду не предоставлено.

Согласно приказа об увольнении за период с 2012 по 2015 годы истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска, что также подтверждается карточками-справками.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.

В соответствии с п. 15.9. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14.12.1999г. , приказы о предоставлении отпусков не издаются. Учет отпусков ведется в годовых планах очередных ежегодных отпусков, в которых делаются отметки о предоставлении отпуска, либо об убытии сотрудника к новому месту службы, либо увольнении. Очередность предоставления отпусков устанавливается непосредственным начальником с учетом пожеланий сотрудников, а также использованных ими отпусков в предшествующем году. Очередные отпуска предоставляются сотрудникам равномерно в течение всего календарного года с расчетом ежемесячного нахождения в отпусках 10 - 15 процентов сотрудников конкретного подразделения и органа внутренних дел в целом. Начальникам, имеющим право предоставления отпусков, разрешается уменьшать эти нормы в напряженные периоды службы и соответственно увеличивать в другие периоды текущего календарного года.

Основанием для предоставления отпуска и выдачи отпускного удостоверения являются график очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника. В рапорте указывается место проведения отпуска, а также перечисляются члены семьи, которым необходимо выплатить денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости путевки для санаторно-курортного лечения (п. 15.12. Инструкции). Отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускается лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляется приказом. При этом отзыв из очередного отпуска производится только с согласия сотрудника (п. 15.13. Инструкции).

Таким образом, основанием для предоставления ежегодного отпуска за 2009, 2010, 2011 г.г. является график очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника, приказы о предоставлении отпусков не издаются. Истцом были поданы рапорта о предоставлении отпусков с разделением отпуска на две части: за 2009 г. - ДД.ММ.ГГГГ, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 31.03.2010г.); за 2010г. - 07.02.2011г., в два этапа (с 09.02.2011г. продолжительностью 5 суток и с 11.04.2011г.); за 2011г. - 19.08.2011г. в два этапа (с 09.09.2011г. продолжительностью 15 суток и с 15.11.2011г.). На всех рапортах имеется резолюция непосредственного начальника, и сделана отметка о предоставлении отпуска (л.д.39-41,70-72,т.1), что свидетельствует о предоставлении истцу отпусков. Иные доказательства в обоснование своих возражений доводам ответчика истцом не предоставлены. Не принимаются во внимание ссылки истца о выходе его на работу в отдельные дни отпуска, так как данное обстоятельство не свидетельствует о не предоставлении отпуска либо о невозможности использования отпуска при отсутствии рапортов, приказов, подтверждающих данное обстоятельство. Предоставленное истцом отпускное удостоверение (л.д.37,т.1) не является доказательством исковых требований, как и доказательством частичного использования отпуска в 2011г.

Кроме того, истец узнал о нарушении его права по истечении календарного года, следующего за годом предоставления отпуска за 2009г. – 2013 годы, а обратился в суд с настоящим требованием по истечении трех месяцев, предусмотренных ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3, доказательства пропуска срока по уважительной причине суду не предоставлены.

Не принимается во внимание предоставленная истцом справка от 09.12.2011г. за подписью Чуйко С.А. (л.д.39,229,т.1), так как данная справка в силу ст. 60 ГПК РФ не является определенным средством доказывания для подтверждения факта задолженности по отпускам. Предоставленные истцом приказы об установлении ему ежемесячной надбавки от суммы пенсии, которая могла быть назначена (л.д.109-120,т.1) не подтверждают ни одного основания исковых требований, поэтому не принимаются судом во внимание в силу ст. 59 ГПК РФ.

Указание фамилии истца в журналах входящих и исходящих документов ГСУ за 2010-2011 годы в отдельные дни отпуска само по себе не подтверждает факта неиспользования отпусков (л.д.141-212,т.1), приказы об отзыве истца из отпуска не издавались, за исключением одного приказа от 19.04.2011г. л/с (л.д.103-105,т.1)

Рассматривая настоящее дело, суд учитывает, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел. Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ч.4 ст.32,) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила.

В силу ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3 служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.

Согласно пояснений сторон и приказа об увольнении истцу предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, что установлено ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3.

Суд учитывает, что по исковым требованиям (о чем указано выше) о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 2009, 2010 и 2011 годы в общем количестве 107 суток; и компенсации за работу в выходные дни в количестве трех суток: 23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г. ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3.

В силу ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3 служебный спор в органах внутренних дел - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Частью 4 названной статьи определено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015г. № 52) «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие работнику своевременно обратиться с иском в суд (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжело больными членами семьи).

Доказательства, которые явились бы основанием для признания причины пропуска срока уважительной, связанной с личностью истца, последним суду не представлены, ходатайство о восстановлении пропущенного срока по указанной части исковых требований истцом не заявлено. Таким образом, истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд, о применении которого заявлено ответчиком, с указанными требованиями.

В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда и требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Поваркова ФИО8 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении от 12.01.2016г. л/с в части исчисления выслуги лет, в части не исчисления и не осуществления выплат денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные и праздничные дни и единовременного пособия как сотруднику, имеющему государственную награду – медалью «За отличие в охране государственной границы», взыскании денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные дни в 2014г. и единовременного пособия, взыскании процентов, компенсации морального вреда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

гр. дело № 2-2799/2016 строка № 042 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«05» июля 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Куренковой Т.В.

с участием истца Поваркова М.В., представителя ответчика по доверенности Четкиной О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поваркова ФИО7 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении от 12.01.2016г. л/с в части исчисления выслуги лет, в части не исчисления и не осуществления выплат денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные и праздничные дни и единовременного пособия как сотруднику, имеющему государственную награду – медалью «За отличие в охране государственной границы», взыскании денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные дни в 2014г. и единовременного пособия, взыскании процентов, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Поварков М.В. обратился в суд с настоящим иском, указал, что он проходил службу в должности заместителя начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации.

Приказом от 12.01.2016г. л/с на основании приказа МВД России от 21.12.2015г. л/с с истцом расторгнут контракт, и он уволен со службы 12.01.2016г. по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Истец считает, что при увольнении с ним не произведен окончательный расчет, неправильно исчислена выслуга лет в календарном и льготном исчислении, утеряны 2 дня при исчислении календарной выслуги лет и не засчитана в льготное исчисление служба в должностях заместителя начальника и начальника пограничной заставы в период с 01.08.1987г. по 01.12.1993г. (1 месяц службы за полтора месяца службы), а также служба в занимаемой должности заместителя начальника СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации в период с 03.12.2015г. по 12.01.2016г. (1 месяц службы за 1,3 месяца службы); не выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска за 2009, 2010 и 2011 годы в общем количестве 107 суток; не выплачена денежная компенсация за работу в выходные дни в количестве трех суток: 23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г.; не выплачено единовременное денежное пособие в размере одного оклада денежного содержания как сотруднику, имеющему государственную награду - награжденному Указом Президента СССР от 20.03.1991г. медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». В связи с изложенным истец просит признать незаконным в части исчисления выслуги лет в календарном и льготном исчислении приказ от 12.01.2016г. л/с; признать незаконным в части не исчисления и не осуществления выплат денежных компенсаций и единовременных пособий приказ от 12.01.2016г. л/с, в частности, денежной компенсации за 107 дней неиспользованных отпусков за 2009, 2010 и 2011 годы, денежной компенсации за работу в выходные дни в количестве трех суток: за -23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г., единовременного денежного пособия в размере одного оклада денежного содержания как сотруднику, имеющему государственную награду; взыскать с ответчика с учетом ставки рефинансирования невыплаченные при увольнении указанные денежные компенсации и единовременное денежного пособие (л.д.3-5,т.1).

При рассмотрении настоящего дела истец неоднократно уточнял исковые требования (л.д.9,12,121-125,243-244,т.1), согласно которым просит взыскать с ответчика задолженность за частично неиспользованные отпуска за 2009г., 2010г. и 2011г. и за 2012 – 2016г. в общем количестве 107 суток на общую сумму 274597.31 руб.; денежную компенсацию за работу в выходные и праздничные дни в сумме 7698.99 руб.; единовременное пособие в размере одного оклада денежного содержания в сумме 35 500 руб.; взыскать проценты за задержку в выплате сумм: за не предоставленные и не использованные 107 дней отпусков - в размере 16819.09 руб.; за 3 дня работы (дежурства) в выходные и праздничные дни 2014г. - в размере 471.56 руб.; единовременного пособия в размере 2174.38 руб.; компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Истец Поварков М.В. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Четкина О.А. исковые требования не признала, просила отказать в иске в связи с пропуском срока для обращения в суд, представила письменные возражения (л.д.52-54,84-87,126-127,167-171,т.1).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон и имеющихся материалов дела судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 04.05.1994г., с 29.04.2011г. - в должности заместителя начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации (л.д.17-25,т.1).

Приказом от 12.01.2016г. л/с на основании приказа МВД России от 21.12.2015г. л/с с истцом, находящимся в распоряжении ГУ, расторгнут контракт, и он уволен 12.01.2016г. со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) (л.д.16,т.1). Согласно данного приказа при увольнении истцу произведены выплаты: единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованные отпуска, что также подтверждается справкой (л.д.55,т.1). Выслуга лет по состоянию на 12.01.2016г. составляет в календарном исчислении 31 год 11 месяцев 14 дней, в льготном исчислении 37 лет 07 месяцев 11 дней.

Исковые требования о неправильном исчислении выслуги лет (не засчитана в льготном исчислении служба истца в должности заместителя начальника и начальника пограничной заставы в период с 01.08.1987 г. по 01.12.1993 г. (1 месяц за полтора месяца службы) удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статья 13 которого предусматривает условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

В силу ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993г. в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Служба в должностях заместителя начальника и начальника пограничной была обоснованно исчислена Поваркову М.В. в календарном исчислении как служба в Вооруженных силах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которым установлено (п.3 г)), что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца): на заставах, постах, в комендатурах, маневренных группах со сменными заставами, на кораблях и катерах, несущих службу по охране государственной границы, и в других подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации по перечню, утверждаемому Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - с ДД.ММ.ГГГГ, а до указанной даты - на заставах, в комендатурах и приравненных к ним подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, находившихся на государственной границе бывшего Союза ССР, на морских пограничных кораблях и катерах, находившихся в строю и непосредственно несших охрану государственной границы в местностях согласно Приложению , если не установлены более льготные условия зачета службы в этих местностях при исчислении выслуги лет для назначения пенсии.

На день исчисления выслуги лет истцу ответчик таким перечнем не располагал, как не располагает таким перечнем и суд на день рассмотрения настоящего дела, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства занимаемой им должности в период службы на пограничной заставе в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности, в связи с чем у суда нет оснований для исчисления выслуги лет за указанный период в льготном порядке.

Требования истца о зачете двух дней, утерянных ответчиком при исчислении, не подлежат удовлетворению, так как расчет выслуги лет произведен ответчиком верно в соответствии с представленным расчетом (л.д.66-68,86,т.1). Более того, суд считает, что истец имеет максимальную выслугу лет, включение или не включение спорных двух дней в выслугу не повлечет за собой увеличение размера денежного довольствия и пенсионных выплат, то есть нарушения прав истца в этой части судом не установлено. При этом суд учитывает, что согласно ст. ст. 2, 3 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Не подлежат удовлетворению исковые требования и зачете в льготном исчислении службы в период с 03.12.2015г. по 12.01.2016г. (период нахождения в распоряжении ГУ МВД России по <адрес>) в должности заместителя начальника СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по <адрес> - начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации (1 месяц службы за 1,3 месяца службы).

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу ст. 3 которого регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Согласно приказа л/с от 03.12.2015г. истец зачислен в распоряжение ГУ МВД России по <адрес> (л.д.65,т.1) На день рассмотрения настоящего дела это приказ не отменен, соответствует требованиям закона, о чем указано ниже, а ссылки истца на решение суда от 09.06.2016г. (л.д.220-223,т.1) необоснованны, так как решение не вступило в законную силу, и поэтому не является для суда, рассматривающего дело, обязательным (ст. 61 ГПК РФ).

Статьей 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ установлено, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случаях, в том числе, проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел (п.3 ч.10), что имело место в отношении истца.

Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не более двух месяцев - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 10 настоящей статьи п. 1 ч. 11 ст. 36).

В силу ч. 12 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.

На сотрудника органов внутренних дел, зачисленного в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, распространяется режим служебного времени, установленный настоящим Федеральным законом (ч.13 ст. 36 названного закона). Время нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания (ч.15 ст. 36 Закона). Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (ч.19 ст. 36 Закона). Порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и порядок нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.20 ст. 36 Закона).

Не подлежат удовлетворению исковые требования о признании незаконным приказа и взыскании денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни 23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г.

При этом суд учитывает, что истцом не предоставлены обоснованные доказательства фактов привлечения его к работе в выходные и праздничные дни на основании приказов, рапортов, а ответчик данное обстоятельство не подтверждает (л.д.69,т.1). Графики дежурств не могут быть приняты судом во внимание как доказательство обоснованного привлечения истца к работе и доказательством учета служебного времени в установленном порядке.

Кроме того, суд учитывает, что согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Приказом МВД России от 19.10.2012г. № 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха. Согласно Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России (п.15). Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п.16). Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается (п.17). По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (п.18).

Пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В силу п. 61 Порядка на основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

Таким образом, названными правовыми актами предусмотрен определенный порядок привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, порядок предоставления других дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации.

Доказательств обращения с рапортом о предоставлении дней отдыха или о присоединении этих дней к отпуску, или о выплате денежной компенсации истец суду не предоставил, а предоставленные им графики (л.д.47-51,т.1) изложенные обстоятельства не подтверждают.

Исковые требования о выплате пособия в размере одного оклада денежного содержания как сотруднику, имеющему государственную награду, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

Оснований для расширительного толкования данной нормы у суда не имеется.

Истец награжден государственной наградой ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,т.1), на службу в органы внутренних дел истец принят 04.05.1994г. (л.д.17-25,30-31,т.1), то есть государственной наградой истец награжден не в период прохождения службы в органах внутренних дел, в связи с чем отсутствуют основания для выплаты указанного пособия в размере одного оклада денежного содержания. При этом суд считает, что служба в Вооруженных Силах засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, но это не означает, что период службы в Вооруженных силах приравнивается к периоду службы в органах внутренних дел.

Исковые требования о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с в части не выплаты компенсации за 107 дней неиспользованных отпусков за 2009 2016г. и взыскании денежной компенсации за 107 дней неиспользованных отпусков также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней. Сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года. Сотруднику органов внутренних дел по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней.

В рапортах ФИО2 о предоставлении ему отпусков за 2009-2011 годы сделаны отметки о предоставлении ему отпусков.Иных доказательств, свидетельствующих о том, что ежегодные отпуска в указанный период истцом использованы не в полном объеме, у ответчика не имеется, карточки-справки данное обстоятельство не подтверждают (л.д.90-102,т.1), а истец такие доказательства суду не предоставил (л.д.36,т.1).

Основания исковых требованийо признании незаконным приказа от 12.01.2016г. л/с в части не выплаты компенсации за неиспользованные отпуска за 2012 – 2016 годы и взыскании денежной компенсации за этот период истцом не указаны, а вышеназванные карточки-справки данное обстоятельство не подтверждают. Более того, по требованиям о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска за период с 2009г. по 2011г. включительно истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, доказательства пропуска срока по уважительной причине суду не предоставлено.

Согласно приказа об увольнении за период с 2012 по 2015 годы истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска, что также подтверждается карточками-справками.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.

В соответствии с п. 15.9. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14.12.1999г. , приказы о предоставлении отпусков не издаются. Учет отпусков ведется в годовых планах очередных ежегодных отпусков, в которых делаются отметки о предоставлении отпуска, либо об убытии сотрудника к новому месту службы, либо увольнении. Очередность предоставления отпусков устанавливается непосредственным начальником с учетом пожеланий сотрудников, а также использованных ими отпусков в предшествующем году. Очередные отпуска предоставляются сотрудникам равномерно в течение всего календарного года с расчетом ежемесячного нахождения в отпусках 10 - 15 процентов сотрудников конкретного подразделения и органа внутренних дел в целом. Начальникам, имеющим право предоставления отпусков, разрешается уменьшать эти нормы в напряженные периоды службы и соответственно увеличивать в другие периоды текущего календарного года.

Основанием для предоставления отпуска и выдачи отпускного удостоверения являются график очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника. В рапорте указывается место проведения отпуска, а также перечисляются члены семьи, которым необходимо выплатить денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости путевки для санаторно-курортного лечения (п. 15.12. Инструкции). Отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускается лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляется приказом. При этом отзыв из очередного отпуска производится только с согласия сотрудника (п. 15.13. Инструкции).

Таким образом, основанием для предоставления ежегодного отпуска за 2009, 2010, 2011 г.г. является график очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника, приказы о предоставлении отпусков не издаются. Истцом были поданы рапорта о предоставлении отпусков с разделением отпуска на две части: за 2009 г. - ДД.ММ.ГГГГ, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 31.03.2010г.); за 2010г. - 07.02.2011г., в два этапа (с 09.02.2011г. продолжительностью 5 суток и с 11.04.2011г.); за 2011г. - 19.08.2011г. в два этапа (с 09.09.2011г. продолжительностью 15 суток и с 15.11.2011г.). На всех рапортах имеется резолюция непосредственного начальника, и сделана отметка о предоставлении отпуска (л.д.39-41,70-72,т.1), что свидетельствует о предоставлении истцу отпусков. Иные доказательства в обоснование своих возражений доводам ответчика истцом не предоставлены. Не принимаются во внимание ссылки истца о выходе его на работу в отдельные дни отпуска, так как данное обстоятельство не свидетельствует о не предоставлении отпуска либо о невозможности использования отпуска при отсутствии рапортов, приказов, подтверждающих данное обстоятельство. Предоставленное истцом отпускное удостоверение (л.д.37,т.1) не является доказательством исковых требований, как и доказательством частичного использования отпуска в 2011г.

Кроме того, истец узнал о нарушении его права по истечении календарного года, следующего за годом предоставления отпуска за 2009г. – 2013 годы, а обратился в суд с настоящим требованием по истечении трех месяцев, предусмотренных ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3, доказательства пропуска срока по уважительной причине суду не предоставлены.

Не принимается во внимание предоставленная истцом справка от 09.12.2011г. за подписью Чуйко С.А. (л.д.39,229,т.1), так как данная справка в силу ст. 60 ГПК РФ не является определенным средством доказывания для подтверждения факта задолженности по отпускам. Предоставленные истцом приказы об установлении ему ежемесячной надбавки от суммы пенсии, которая могла быть назначена (л.д.109-120,т.1) не подтверждают ни одного основания исковых требований, поэтому не принимаются судом во внимание в силу ст. 59 ГПК РФ.

Указание фамилии истца в журналах входящих и исходящих документов ГСУ за 2010-2011 годы в отдельные дни отпуска само по себе не подтверждает факта неиспользования отпусков (л.д.141-212,т.1), приказы об отзыве истца из отпуска не издавались, за исключением одного приказа от 19.04.2011г. л/с (л.д.103-105,т.1)

Рассматривая настоящее дело, суд учитывает, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел. Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ч.4 ст.32,) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила.

В силу ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3 служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.

Согласно пояснений сторон и приказа об увольнении истцу предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, что установлено ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3.

Суд учитывает, что по исковым требованиям (о чем указано выше) о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 2009, 2010 и 2011 годы в общем количестве 107 суток; и компенсации за работу в выходные дни в количестве трех суток: 23.08.2014г., 04.10.2014г. и 03.11.2014г. ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3.

В силу ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3 служебный спор в органах внутренних дел - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Частью 4 названной статьи определено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015г. № 52) «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие работнику своевременно обратиться с иском в суд (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжело больными членами семьи).

Доказательства, которые явились бы основанием для признания причины пропуска срока уважительной, связанной с личностью истца, последним суду не представлены, ходатайство о восстановлении пропущенного срока по указанной части исковых требований истцом не заявлено. Таким образом, истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд, о применении которого заявлено ответчиком, с указанными требованиями.

В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда и требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Поваркова ФИО8 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении от 12.01.2016г. л/с в части исчисления выслуги лет, в части не исчисления и не осуществления выплат денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные и праздничные дни и единовременного пособия как сотруднику, имеющему государственную награду – медалью «За отличие в охране государственной границы», взыскании денежных компенсаций за неиспользованные отпуска за 2009г. – 2016г., за работу в выходные дни в 2014г. и единовременного пособия, взыскании процентов, компенсации морального вреда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

1версия для печати

2-2799/2016 ~ М-1963/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поварков Михаил Владимирович
Ответчики
ГУ МВД России по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
12.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2016Передача материалов судье
13.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.04.2016Предварительное судебное заседание
27.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.06.2016Предварительное судебное заседание
05.07.2016Судебное заседание
05.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2016Дело оформлено
02.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее