РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2016 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Пекарь О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-500\2016 по иску ФИО3 к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард, администрации муниципального образования город Салехард о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард, администрации муниципального образования город Салехард о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что в октябре 2015 года обратился в департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г.Салехард с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 89:08:010304:488 с земельным участком с кадастровым номером 89:08:010304:165(2) собственность на который не разграничена.
В ноябре 2015 года получил отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым № 89:08:010304:488. Кроме того, в период обращения истца в адрес ответчика с заявлением действовали правила землепользования и застройки муниципального образования г. Салехард, утвержденные 17 апреля 2014 года решением Салехардской городской Думы №21 согласно которым, в зоне жилой застройки размеры земельных участков установлены от 6 соток до 20 соток.
Просил признать отказ департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард от 11 ноября 2015 года № 12.01-17\1210 недействительным. Применить с спорным правоотношениям ранее действующие Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Салехард, утвержденные решением Городской Думы г. Салехард от 17 апреля 2014 года №21. Возложить на ответчика обязанность утвердить схемы расположения земельного участка, а также заключить соглашение о распределении земельного участка с кадастровым номером 89:08:010304:488 с земельным участком с кадастровым номером 89:08:010304:165(2) собственность на который не разграничена.
Истец ФИО3 извещенный надлежащим образом в судебном заседании участия не принимал.
В судебном заседании представитель истца Юсуфов Т.З. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчиков Панферов Б.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал при этом пояснил, что правовых оснований для согласования схемы земельного участка нет. В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. В данном случае имеется возможность сформировать земельный участок.
Суд, выслушав в судебном заседании истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, оценив, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого их них в отдельности, а также достаточность и их взаимосвязь в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из материалов дела следует, что в 26 октября 2015 года ФИО3 обратился в департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым с кадастровым номером 89:08:010304:488 с земельным участком с кадастровым номером 89:08:010304:165(2) собственность на который не разграничена.
В ноябре 2015 года в адрес ФИО3 направлен отказ относительно заключения соглашения о перераспределении земельного участка по основании, предусмотренному под.9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ч.4 ст.3.3. определено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков.
Положениями ст. 11 ЗК РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч.1 ст.1 Устава МО г. Салехард муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года № 26-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард" является городским округом с административным центром город Салехард.
Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ч.2 ст.3.3. предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Согласно п.1.1. "Положения о департаменте строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард", утвержденного Решением Городской Думы МО город Салехард от 22.02.2012 года № 14, Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Департамент) является структурным подразделением Администрации МО г. Салехард (далее - Администрация города Салехарда или Администрация города), осуществляющим функции по выработке и реализации Администрацией города Салехарда градостроительной политики, земельных отношений и политики в области капитального строительства, нормативному правовому регулированию в следующих сферах деятельности: строительство и реконструкция объектов капитального строительства (далее - строительство); архитектура и обеспечение градостроительной деятельности; обеспечение регулирования земельных отношений и осуществление земельного контроля. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределение земель и (или)земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (п.п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ).
Учитывая дату обращения истца ФИО3 с заявлением в адрес ответчика, в целях устранения нарушенного права, суд, полагает необходимым применить к спорным правоотношениям ранее действующие Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Салехард, утвержденные решением Городской Думы города Салехарда от 17 апреля 2014 № 21.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехард от 17 апреля 2014 года № 21, земельные участки или объекты капитального строительства являются не соответствующими установленным градостроительным регламентам территориальных зон, в случае если их предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры не соответствуют градостроительному регламенту.
Градостроительным регламентом использования территории муниципального образования город Салехард "Зона индивидуальной жилой застройки(ЖЗ 104)" установлены предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность и находящихся в государственной и муниципальной собственности земель: для индивидуального жилищного строительства минимальный размер составляет 600 кв.м., максимальный размер составляет 2000 кв. м.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Учитывая вышеизложенные основания, указанные в п. 7 ст. 39.27 и п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ запрета, на перераспределение земельного участка являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде у физического лица с землями государственная собственность на который не разграничена, не установлено.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ, где предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которых действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обремениея (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другими препятствующими рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лестничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из смысла ст. ст. 11.7 и 11.8 ЗК РФ следует, что в настоящее время действующий ЗК РФ указывает на то, что в случае образования земельного участка находящегося в пользовании лица по договору аренды такое лицо имеет право без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договора аренды вновь образованного земельного участка, в том числе путем перераспределения.
В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа (п.3 ст. 39.27 ЗК РФ).
Схема земельного участка не содержит ни одного нарушения к требованиям, установленным ЗК РФ к образуемым и измененным земельным участкам находящимся в частной собственности ФИО3, земельный участок относится к землям собственность, на который не разграничена, соответственно является земельным участком, находящимся в государственной собственности распоряжение которым в силу прямого указания закона возложена на администрацию муниципального образования город Салехард.
Доводы представителя о том, что возможно формирование нового земельного участка, который в последующем может быть выставлен на аукцион суд считает не состоятельными, поскольку его формирование невозможно в силу приведенных выше положений ст.11.9 ЗК РФ, так как он будет иметь изломанность границ.
Из оспариваемого отказ департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард от 11 ноября 2015 № 12.01-17\797 следует, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушений требований, предусмотренный ст. 11.9. ЗК РФ,
С учетом установленного ст. 12 ГПК РФ принципа состязательности и равноправия сторон гражданин, обратившийся в суд за защитой своих прав, должен доказать суду, что его права и интересы нарушены.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства ст. 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Во исполнение требований ст.ст. 12, 57, 148 - 150 ГПК РФ суд создал сторонам необходимые условия для исследования обстоятельств дела, собирания и предоставления доказательств в обоснование своих требований и возражений.
В силу ст. 56 ГПК РФ невыполнение обязанности доказывания приводит к вынесению решения в пользу стороны, доказавшей обстоятельства, на которые она ссылалась. В том случае, когда ответчик возражает против заявленных требований, ссылаясь на какие-то обстоятельства, он их и доказывает.
Определением судьи Слехардского городского суда ЯНАО от 11 февраля 2016 года у ответчика были истребованы доказательства, в обоснование возражений относительно требований иска, однако указанные документы суду представлены не были.
Таким образом судом установлено, что у ответчика отсутствуют основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в указанной площади, такие действия противоречат действующему законодательству, в связи с чем, требования истца об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 89:08:010304:488 с земельным участком с кадастровым номером 89:08:010304:165(2) собственность на который не разграничена подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард, администрации муниципального образования город Салехард о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение, удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард от 11 ноября 2015 № 12.01-17\797 в согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 89:08:010304:488 с земельным участком с кадастровым номером 89:08:010304:165(2) собственность на который не разграничена.
Обязать департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 89:08:010304:488 с земельным участком с кадастровым номером 89:08:010304:165(2) собственность на который не разграничена.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
копия верна судья К.В.Лисиенков