Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-90/2020 от 07.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 г.

г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Золотавина А.В.,

при секретаре судебного заседания Мокрых А.А.,

с участием истца Троценко В.М., ее представителя Беленького Б.Л., представителя командира войсковой части <иные данные> Морозова Р.С., представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» Шишковской Я.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части <иные данные> в отставке Троценко Валентины Михайловны о взыскании с войсковой части убытков и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Троценко обратилась в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения своих требований, просит взыскать с войсковой части через лицевой счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» (далее – УФО) убытки в сумме 151841 руб. 67 коп., связанные с неполучением дополнительных выплат и материальной помощи, убытки в сумме 781929 руб. 10 коп., связанные с получением жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее – жилищная субсидия) в меньшем размере, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., связанного с невыплатой указанный сумм, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 12738 руб.

В обоснование исковых требований Троценко указала, что она проходила военную службу в войсковой части . Приказом командира войсковой части от <дата> она уволена с военной службы и приказом командира войсковой части от <дата> исключена из списков личного состава без обеспечения жилищной субсидией. Решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившем в законную силу, данные приказы командира войсковой части признаны незаконными и она подлежала восстановлению на военной службе в прежней или равной воинской должности с обеспечением положенным довольствием за указанный период, поскольку на момент вынесения судебного решения не была обеспечена жилищной субсидией. На основании судебного решения приказ об увольнении был отменен и она восстановлена на военной службе без восстановления в прежней или равной воинской должности с выплатой денежного довольствия за указанный период без дополнительных выплат. После восстановления на военной службе она обратилась к командиру войсковой части с рапортом от <дата> о согласии с увольнением без обеспечения жилищной субсидией, а также указала об этом в листе беседы от <дата>. Приказом командира войсковой части от <дата> она была уволена по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, ей был предоставлен основной отпуск за 2018 год и 2019 год по <дата>. <дата> она обратилась к командиру войсковой части с рапортом об исключении из списков части без обеспечения жилищной субсидией с оставлением в списках очередников. Приказом командира войсковой части от <дата> она исключена из списков личного состава с <дата>. Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - «Востокрегионжилье») от <дата> ей предоставлена жилищная субсидия в установленном размере с применением коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет 1,85, вместо 2,375 при условии своевременного увольнения и исключения из списков части до предоставления указанной субсидии. Жилищная субсидия перечислена <дата> на ее счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу».

Таким образом, по вине должностных лиц войсковой части ей были причинены убытки в сумме 781929 руб. 10 коп., связанные с получением жилищной субсидии в меньшем размере, убытки в сумме 151841 руб. 67 коп., связанные с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на воинских должностях в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси за период с июня 2018 года по <дата>, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с декабря 2018 года по <дата>, ежемесячной надбавки за классную квалификацию за период с декабря 2018 года по <дата>, ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с декабря 2018 года по <дата>, материальной помощи за 2018 год, а также дополнительного материального стимулирования за 2018 год, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010. Кроме того, невыплатой вышеуказанных сумм ей причинен моральный вред в размере 20000 руб.

Ее представитель Беленький Б.Л., исковые требования доверителя поддержал, указав, что после обращения Троценко с рапортом от <дата> о ее согласии с увольнением без обеспечения жилищной субсидией подлежала безусловному увольнению с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и с учетом предоставления ей основных отпусков за 2018 год и 2019 год, пропорционально прослуженному времени, и должна была быть исключена из списков части по окончании последнего из отпусков не позднее <дата> в соответствии с п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы. Нарушение указанных норм повлекло нарушение права Троценко на получение субсидии после увольнения с военной службы с применением коэффициента 2,375 вместо 1,85 при общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет, что было обусловлено несвоевременным ее исключением из списков части, в связи с чем, жилищная субсидия была выплачена ей в меньшем размере, чем Троценко были причинены убытки в указанном размере.

Кроме того, за период незаконного увольнения по день восстановления на военной службе Троценко имеет право на получение всех дополнительных выплат, положенных на момент увольнения с военной службы, в качестве возмещения причиненного материального ущерба в указанном в иске размере.

При этом Троценко вправе избрать любой способ защиты своих прав, в том числе обращение в суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства о взыскании убытков, причиненных невыплатой указанных сумм.

Представитель войсковой части Морозов Р.С., возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что оснований взыскания убытков не имеется, поскольку на основании решения Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившего в законную силу, приказ об увольнении Троценко отменен и, в связи с тем, что ее прежняя воинская должность не являлась вакантной, был направлен запрос вышестоящем командованию о размещении Троценко на иной равнозначной воинской должности в другой воинской части. После написания рапорта об увольнении без жилищной субсидии Троценко была направлена в отпуск за 2018 и 2019 годы, пропорционально прослуженному времени, после чего сдавала имущество, проект приказа на исключение из списков части был направлен в УФО для согласования в установленном порядке.

Представитель УФО Шишковская Я.В., возражая против удовлетворения заявленных требований, указала, что оснований для взыскания убытков и компенсации морального вреда с войсковой части через лицевой счет УФО не имеется.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Троценко (Крюкова) приказом командира войсковой части от <дата> уволена с военной службы на основании подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона – по достижению предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жилищной субсидией, приказом командира войсковой части от <дата> исключена из списков личного состава с <дата>. Решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившем в законную силу с <дата>, Троценко (Крюкова) восстановлена на военной службе в прежней или равной воинской должности и в списках личного состава воинской части с обеспечением положенным довольствием. Приказом командира войсковой части от <дата> на основании решения Белогорского гарнизонного военного суда от <дата> приказ командира войсковой части от <дата> отменен как незаконный. <дата> Троценко обратилась к командиру войсковой части с рапортом об увольнении с просьбой об оставлении в списках очередников на получении жилищной субсидии. <дата> Троценко обратилась к командиру войсковой части с рапортом об исключении из списков части до обеспечения жилищной субсидией. Приказом командира войсковой части от <дата> Троценко уволена с военной службы, приказом командира войсковой части от <дата> исключена из списков личного состава с <дата>. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> Троценко предоставлена жилищная субсидия в установленном размере с применением коэффициента 1,85 с учетом общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет. <дата> - до исключения из списков части жилищная субсидия перечислена на ее счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» в установленном размере.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившем в законную силу <дата>, установлено, что Крюкова (Троценко) после достижения предельного возраста пребывания на военной службе <дата> заключила новый контракт о ее прохождении до <дата>. Решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> с <дата> она принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства путем обеспечения жилищной субсидией. Жилья для постоянного проживания в <адрес> не имеет. В рапорте от <дата> Крюкова указала о необеспеченности жильем и нахождении на учете нуждающихся для обеспечении жилищной субсидией своего согласия на увольнение без жилья не выразила, рапортом от <дата> Крюкова указала о своем желании продолжить военную службу по контракту, заключенному с ней сверх предельного возраста пребывания на военной службе, рапортом от <дата> Крюкова просила уволить ее с военной службы после обеспечения жилищной субсидией.

Поскольку по ранее рассмотренному административному делу судом установлена незаконность увольнения Троценко (Крюковой) без обеспечения жилищной субсидией при отсутствии ее согласия на такое увольнение, данные обстоятельства установлены решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившем в законную силу, поэтому данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 22 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части от <дата> приказ командира войсковой части от <дата> об увольнении Крюковой (Троценко) с военной службы отменен и она восстановлена на военной службе.

Согласно уведомлению ЕРЦ от <дата> и расчетных листов Троценко (Крюковой) выплачено денежное довольствие за период с <дата> по <дата> в полном объеме, согласно Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от <дата> , действовавшего на момент спорных правоотношений, предусмотрено, что дополнительные выплаты выплачиваются на основании соответствующих приказов командира воинской части.

Что касается убытков, связанных с выплатой Троценко жилищной субсидии с применением коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет 1,85 вместо 2,375, оснований для взыскания субсидии в большем размере не имеется.

В соответствии с абзацами 1 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется, в том числе, жилищная субсидия.

Согласно пункту 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абзаце двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее – Правила).

В пункте 2 Правил указано, что при расчёте субсидии применяется, помимо всего прочего, поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемый в соответствии с пунктами 7-9 настоящих Правил.

Согласно пункту 7 Правил поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере: от 10 лет до 16 лет военной службы – 1,85; от 16 лет до 20 лет военной службы – 2,25; от 20 лет до 21 года военной службы – 2,375.

В соответствии с пунктом 9 Правил военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в пункте 13 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.

Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане утрачивают статус военнослужащих с окончанием военной службы, которым, согласно пункту 11 статьи 38 «О воинской обязанности и военной службе» считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Анализ вышеприведенных правовых норм, приводит к выводу, что выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом увеличенного поправочного коэффициента в размере 2,375 производится гражданам, военно-служебные отношения с которыми прекращены, но которые остались на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от <дата> Троценко уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при выслуге 14 лет.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от <дата> Троценко исключена из списков личного состава воинской части с <дата>.

Как видно из копии решения ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> Троценко предоставлена жилищная субсидия в установленном размере с применением коэффициента 1,85 с учетом общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет.

Согласно копии платежного поручения от <дата> жилищная субсидия перечислена на счет Троценко через ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу».

Поскольку жилищная субсидия перечислена Троценко в период прохождения военной службы с применением коэффициента 1,85 при общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет, основной полагать о том, что Троценко причинены убытки выплатой субсидии с применением коэффициента 1,85 при общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет не имеется.

Что касается убытков, связанных с невыплатой материальной помощи, оснований для ее взыскания в исковом порядке не имеется.

Согласно п. 6 Правил выплаты военнослужащим ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 993 и п. 89 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок), действовавшего на момент спорных правоотношений, материальная помощь не выплачивается военнослужащим:

-в период нахождения в распоряжении командиров (начальников);

-увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1-5,7-11 части 4 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

-увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.

Таким образом, перечень оснований, когда ежегодная материальная помощь военнослужащим не выплачивается, является исчерпывающим.

В соответствии с п. 84 и 86 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700, действовавшего на момент спорных правоотношений, материальная помощь выплачивается по рапорту военнослужащего на основании приказа командира воинской части.

Доказательств об обращении к командиру войсковой части с рапортом о выплате материальной помощи за 2018 год Троценко суду не предоставила, а также не указала сведений об издании приказа по ее выплате.

Что касается ее указания об этом в листе беседы перед увольнением, который не является ее рапортом о выплате, тем более, что Троценко не указан период выплаты материальной помощи.

Поскольку Троценко с рапортом о выплате материальной помощи за 2018 год к командованию войсковой части не обращалась, бездействие командира войсковой части в порядке КАС РФ, исходя из публичных правоотношений военной службы, по не изданию соответствующего приказа о выплате не обжаловала или отказ в производстве указанной выплаты, оснований взыскания материальной помощи в исковом порядке в качестве убытков не имеется.

Что касается убытков, связанных с невыплатой материального стимулирования, оснований для их взыскания в исковом порядке не имеется.

Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Пунктом 6 Порядка установлено, что дополнительное материальное стимулирование личного состава производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников) в пределах установленных объемов бюджетных средств.

Поскольку Троценко не обжаловала действия или бездействие командира войсковой части в порядке КАС РФ, исходя из публичных воинских правоотношений, по не изданию соответствующего приказа о выплате материального стимулирования или действия по лишению указанной выплаты, оснований взыскания материального стимулирования в исковом порядке в качестве убытков не имеется.

Что касается требования о компенсации морального вреда, причиненного невыплатой указанных денежных средств, то оснований для удовлетворения данного требования не имеется.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Согласно ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием) нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав граждан.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Троценко Валентины Михайловны о взыскании с войсковой части убытков и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 2 октября 2020 года.

Председательствующий по делу А.В. Золотавин

2-90/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Троценко Валентина Михайловна
Ответчики
Командир в/ч 01879
ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха(Якутия)
ФГКУ"Востокрегионжильё" МО РФ
2 отдел ФГКУ"Востокрегионжильё" МО РФ
Другие
Шишковская Яна Валерьевна
Беленький Борис Львович
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу"
Павлов Игорь Викторович
Морозов Роман Сергеевич
ФКУ " Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточному военному округу
Хилова Елена Александровна
Гаевой Антон Александрович
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Судья
Золотавин А.В.
Дело на странице суда
belgvs--amr.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.08.2020Передача материалов судье
11.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее