Дело № 2-280/2021
УИД 69RS0018-01-2021-000381-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Самохвалова И.А.,
при секретаре судебного заседания Ильиной О.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Лихославльского района Тверской области Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лихославльского района в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Станская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности установить мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Станская средняя общеобразовательная школа» с требованиями возложить на ответчика обязанность установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании учреждения, установив срок исполнения решения до 30.06.2022.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка соблюдения образовательным учреждением требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних.
Установлено, что МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, основной целью является образовательная и воспитательная деятельность.
Учреждением не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству для граждан с ограниченными возможностями, в нарушение требований действующего законодательства при входе в здание информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению, не установлена.
Выявленные нарушения ущемляют права граждан с ограниченными возможностями, в т.ч. несовершеннолетних на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В судебном заседании помощник прокурора Лихославльского района Тверской области Карпова В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
От представителя ответчика Муниципального образовательного учреждения «Станская средняя общеобразовательная школа» представителя третьего лица МУ Отдел образования администрации Лихославльского района, извещенных о дате и месте слушания дела надлежащим образом, поступили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, против исковых требований прокурора не возражают.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств следует, что в пользовании МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа» находится здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, вход в которое не оборудован информационной мнемосхемой для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании.
МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом МУ Отдела образования администрации Лихославльского района от 24.03.2021, копией свидетельства о государственной аккредитации, лицензии, устава учреждения.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здания учебных заведений.
В силу п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Положениями СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. N 605 определены требования, предъявляемые к проектным решениям общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения. Требования настоящего документа распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Так п. 7.1.8 указанного Свода правил определено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального значения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.д.) для инвалидов по зрению должна быть установлена мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. N 1309 был утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Так, согласно подп. а, б п. 3 данного Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью ассистивных и вспомогательных технологий.
Таким образом, имеются все правовые основания для удовлетворения, заявленного прокурором иска.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика, с учетом необходимости совершения ответчиком действий, связанных с выделением бюджетных средств и проведением необходимых мероприятий, суд полагает разумным установить срок устранения нарушений - до 30.06.2022 года.
Суд находит возможным, на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ, освободить от уплаты государственной пошлины ответчика МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа», поскольку деятельность данного учреждения финансируется за счет средств бюджета МО Лихославльский район, а уплачиваемая государственная пошлина при рассмотрении дел в районном суде, подлежит зачислению в бюджет МО Лихославльский район (ч. 2 ст. 61.1 БК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Возложить на Муниципальное образовательное учреждение «Станская средняя общеобразовательная школа» обязанность установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании учреждения, в срок до 30 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области.
Председательствующий И.А. Самохвалова
Мотивированное решение суда составлено 27 апреля 2021 года.
Председательствующий И.А. Самохвалова
Дело № 2-280/2021
УИД 69RS0018-01-2021-000381-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Самохвалова И.А.,
при секретаре судебного заседания Ильиной О.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Лихославльского района Тверской области Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лихославльского района в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Станская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности установить мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Станская средняя общеобразовательная школа» с требованиями возложить на ответчика обязанность установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании учреждения, установив срок исполнения решения до 30.06.2022.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка соблюдения образовательным учреждением требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних.
Установлено, что МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, основной целью является образовательная и воспитательная деятельность.
Учреждением не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству для граждан с ограниченными возможностями, в нарушение требований действующего законодательства при входе в здание информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению, не установлена.
Выявленные нарушения ущемляют права граждан с ограниченными возможностями, в т.ч. несовершеннолетних на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В судебном заседании помощник прокурора Лихославльского района Тверской области Карпова В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
От представителя ответчика Муниципального образовательного учреждения «Станская средняя общеобразовательная школа» представителя третьего лица МУ Отдел образования администрации Лихославльского района, извещенных о дате и месте слушания дела надлежащим образом, поступили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, против исковых требований прокурора не возражают.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств следует, что в пользовании МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа» находится здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, вход в которое не оборудован информационной мнемосхемой для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании.
МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом МУ Отдела образования администрации Лихославльского района от 24.03.2021, копией свидетельства о государственной аккредитации, лицензии, устава учреждения.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здания учебных заведений.
В силу п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Положениями СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. N 605 определены требования, предъявляемые к проектным решениям общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения. Требования настоящего документа распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Так п. 7.1.8 указанного Свода правил определено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального значения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.д.) для инвалидов по зрению должна быть установлена мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. N 1309 был утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Так, согласно подп. а, б п. 3 данного Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью ассистивных и вспомогательных технологий.
Таким образом, имеются все правовые основания для удовлетворения, заявленного прокурором иска.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика, с учетом необходимости совершения ответчиком действий, связанных с выделением бюджетных средств и проведением необходимых мероприятий, суд полагает разумным установить срок устранения нарушений - до 30.06.2022 года.
Суд находит возможным, на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ, освободить от уплаты государственной пошлины ответчика МОУ «Станская средняя общеобразовательная школа», поскольку деятельность данного учреждения финансируется за счет средств бюджета МО Лихославльский район, а уплачиваемая государственная пошлина при рассмотрении дел в районном суде, подлежит зачислению в бюджет МО Лихославльский район (ч. 2 ст. 61.1 БК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Возложить на Муниципальное образовательное учреждение «Станская средняя общеобразовательная школа» обязанность установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании учреждения, в срок до 30 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области.
Председательствующий И.А. Самохвалова
Мотивированное решение суда составлено 27 апреля 2021 года.
Председательствующий И.А. Самохвалова