РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Москва 13 декабря 2018 года
Басманный районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Калининой Н.П.,
при секретаре Сорокиной К.А.,
с участием истца, представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3095/18 по иску * Д.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Объединенное музыкальное издательство» о взыскании компенсации за нарушение авторского права, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
* Д.А. обратился в суд с иском к ООО «Объединенное музыкальное издательство» о взыскании компенсации за нарушение авторского права в размере * рублей, компенсации морального вреда в размере * рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с * года по настоящее время ответчик осуществляет использование его произведений на различных российских и зарубежных радиостанциях, несмотря на то, что заключенный между сторонами * года лицензионный договор № * был расторгнут * года с выплатой ему суммы в размере * рублей 25 копеек, то есть без разрешения правообладателя и без выплаты ему какого-либо справедливого вознаграждения, что нанесло значительный материальный ущерб и нравственные страдания.
Истец * Д.А. и его представитель * Н.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Объединенное музыкальное издательство» * В.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Третье лицо Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав объяснения истца, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований * Д.А.
В силу п. 1, 2 ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.
В силу ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ, музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе право на воспроизведение произведения и право на доведение произведения до всеобщего сведения. Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Согласно ст.ст. 1265-1266 ГК РФ, автору принадлежат также личные неимущественные права, в частности, право авторства (право признаваться автором произведения), право на неприкосновенность произведения.
Право авторства, право автора на имя и право на неприкосновенность произведения являются неотчуждаемыми, а право использования произведения в соответствии ст.ст. 1234-1235 ГК РФ может быть передано другому лицу только по договору, заключаемому в письменной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, *года между сторонами заключен лицензионный договор № * (исключительная лицензия), по условиям которого * Д.А. (Лицензиар) предоставил ООО «Объединенное музыкальное издательство» (Лицензиат) на исключительной основе право использовать и разрешать использовать Произведения (полное или фрагментарное использование) в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе: воспроизводить Произведения в любой форме, в том числе графическим и/или репрографическим способами (в том числе в целях издания нот или текстов песен), в том числе в форме Рингтонов, Реалтонов, Рингбэктонов, Фултреков, Видеотонов; изготавливать копии Произведений в любой форме в любых форматах, используемых для хранения информации в цифровом виде; распространять экземпляры Произведений любым способом и в любой форме, в том числе путем продажи или иной передачи права собственности или отчуждения экземпляров Произведений; распространять цифровые копии Произведений любым способом и н любой форме посредством сети Интернет, сетей беспроводной связи и аналогичных средств; сдавать в прокат экземпляры и иные копни Произведений; импортировать экземпляры и иные копии Произведений в целях распространения; осуществлять публичный показ Произведений; публично исполнять Произведения; сообщать Пронзведения в эфир; сообщать Произведения по кабелю; доводить Произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может иметь доступ к ним из любого места и в любое время по собственному выбору (использование таким способом может осуществлять Лицензиатом или его сублицензиатами с использованием любых вспомогательных средств и технологий (цифровых, аналоговых, иных, изобретенных после заключения Договора), в том числе путем веб-вещания, стриминга, услуг видео по требованию (Video on Demand), предоставляемых через телекоммуникационные сети и/или Интернет); переводить или другим образом перерабатывать Произведения в любых целях, в том числе в целях создания новых музыкальных версий Произведения («ремиксы», «римейки», «кавер-версии»); использовать Произведения в составе любых сложных объектов, в том числе объединять (синхронизировать) Произведения в форме звукозаписи или иной форме с аудиовизуальным рядом кино-, теле-, видеофильма или любого иного аудиовизуального произведения, использовать в составе мультимедийных продуктов (компьютерные игры, аудиокниги, он-лайн игры, караоке и так далее); использовать Произведения (или его фрагменты) для создании составных Произведений, в том числе включать в составные произведения; использовать для создании Рингтонов, Реалтонов, Рингбэктонов, Фултреков, Видеотонов (п. 2.1 Договора).
Использование каждого Произведения (в том числе предоставление третьим лицам сублицензий) может осуществляться Лицензиатом с момента подписания приложение к Договору, в котором указано соответствующее Произведение, в течение Срока и в пределах Территории, без ограничения тиража и количества цифровых копий каждого Произведения (п. 2.2 Договора).
Стороны договорились, что объем (способы) использования каждого Произведения может быть различным, и определяется Сторонами в соответствующих приложениях к Договору (п. 2.3 Договора).
Согласно отчету по начислениям вознаграждения (авторские права) от * года, ООО «Объединенное музыкальное издательство» были начислены и выплачены *у Д.А. денежные средства в размере * рублей 25 копеек за выдачу лицензий в период с * года по * года.
Вышеуказанный договор был расторгнут сторонами * года путем подписания * года соглашения о расторжении лицензионного договора № * от * года.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Суд считает доводы и требования истца не основанными на законе, а потому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 июня 2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», которое применяется в части, не противоречащей ч. 4 ГК РФ (Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ), согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 48 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено, что нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований указанного Закона.
В связи с этим при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований указанного Закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. При этом необходимо исходить из презумпции авторства, предусмотренной статьей 9 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». В частности, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.
Между тем, в ходе рассмотрения дела *ым Д.А. не подтвержден факт использования его музыкальных произведений ООО «Объединенное музыкальное издательство» после расторжения лицензионного договора № * от * года, а также факт того, что ответчик давал разрешение третьим лицам на использование музыкальных произведений, исключительные права на которые принадлежат истцу, в том числе радиостанции «Русский Берлин».
При этом компенсация за нарушение исключительных имущественных авторских прав предусмотрена только в случае внедоговорного использования спорных произведений, вместе с тем за период, в течение которого действовал лицензионный договор № * от * года, заключенный между сторонами, и были использованы музыкальные произведения, не может быть взыскана компенсация, поскольку в этот период любое использование спорных произведений ответчиком было правомерным, истцу выплачивалось авторское вознаграждение.
Истец расторг лицензионный договор № * от * года с ответчиком * года, подписав * года соответствующее соглашение, а также отчет об использовании произведений, тем самым согласившись с суммой авторского вознаграждения и представленным отчетом, а также отказавшись от предъявления каких-либо претензий.
Доказательств, подтверждающих обратное, истцом суду не представлено.
Кроме того, суд принимает во внимание, что * года между Общероссийской общественной организацией «Российское Авторское Общество» (далее – РАО) и ООО «Объединенное музыкальное издательство» заключен договор № 51360 о передаче полномочий по управлению правами издателя на коллективной основе, по условиям которого издатель уполномочил РАО управлять правами на Произведения из Каталога Издателя на коллективной основе при следующих видах и способах использования (только в отношении способов, под которыми стоит подпись Издателя): при публичном исполнении Произведений на территории Российской Федерации; при сообщении Произведений в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции (включая формат цифрового радио и телевидения), на территории Российской Федерации; при публичном показе Произведений на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 дополнительного соглашения от * года к договору № * о передаче полномочий по управлению правами издателя на коллективной основе, Издатель уполномочил РАО осуществлять сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения в части авторской доли за использование произведений, переданных авторами (правообладателями) в Каталог Издателя, на территории зарубежных стран, за исключением следующих территорий: Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Молдова. РАО действует на основании и в рамках соглашений с иностранными авторско-правовыми организациями о взаимном представительстве интересов.
Таким образом, полномочия по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения в части авторской доли за использование произведений, переданных *ым Д.А. в каталог ООО «Объединенное музыкальное издательство», были переданы ответчиком в РАО, в том числе за исполнение музыкальных произведений истца на территории Германии.
Согласно п. 2.2.1 Положения о порядке распределения и выплаты авторского вознаграждения, утвержденного постановлением Авторского Совета РАО от * года № *, распределение авторского вознаграждения, собранного иностранной организацией, осуществляется на основании распределительных ведомостей, поступивших от иностранной организации.
Ввиду того, что лицензионный договор № * от * года, заключенный между сторонами, прекратил свое действие * года, отношения между истцом и ответчиком, а равно полномочия по сбору вознаграждения в * году, включая вознаграждение за использование произведений в последнем квартале * года, прекратились с * года.
В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что на радиостанции «Русский Берлин» в Германии имело место использование его композиции «Кристиан Диор» в декабре * года, в связи с чем вопрос о выплате вознаграждения за использование указанного произведения мог быть решен только в первом квартале * года, поскольку пунктом 4.2 Положения о порядке распределения и выплаты авторского вознаграждения, утвержденного постановлением Авторского Совета РАО от * года № *, предусмотрено, что выплата авторского вознаграждения, полученного от иностранных организаций, осуществляется ежеквартально (в рублях).
Между тем, первый квартал * года находится за пределами взаимоотношений сторон по лицензионному договору № * от * года, все вопросы, связанные с получением вознаграждения, должны решаться непосредственно истцом, как правообладателем и автором своих произведений.
Таким образом, ответчик не мог получить денежные средства за исполнение песен истца, поскольку на момент сбора, распределения и выплаты вознаграждения уже не являлся правообладателем исключительных прав на произведения * Д.А., в связи с чем РАО не имело возможности направить указанное вознаграждение ООО «Объединенное музыкальное издательство».
Более того, согласно письменному отчету РАО, представленному ответчиком в материалы дела, согласованного использования произведения «Кристиан Диор» в Германии в декабре * года не было.
Судом был направлен запрос на радиостанцию «Русский Берлин» с просьбой предоставить сведения об использовании песен, автором которых является * Д.А., и о факте перечисления авторского вознаграждения в организацию, уполномоченную на сбор авторского вознаграждения в Германии, однако, ответ на него получен не был.
Кроме того, из документов, представленных *ым Д.А., и его пояснений в ходе рассмотрения дела следует, что истец передал исключительные права на свои музыкальные произведения не только ответчику.
Так, в материалы дела истцом был представлен договор с музыкальным агрегатором TuneCore, который позволяет музыканту загрузить свои музыкальные произведения в библиотеку сервиса, тем самым передавая сервису права на лицензирование и распространение музыки.
При этом * Д.А. пояснил, что в * году он загрузил свои музыкальные произведения, в том числе песню «Кристиан Диор» (Christian Dior), в электронную библиотеку музыкального агрегатора TuneCore, тем самым передав сервису исключительные права на данные произведения и право на их распространение, что также следует из условий договора и принципов работы сервиса.
Таким образом, суд учитывает, что ответчик был не единственным обладателем исключительных прав на музыкальные произведения истца, в связи с чем нарушителем его авторских прав могло быть и иное музыкальное издательство, занимающееся распространением треков * Д.А.
Согласно ст. 1301 ГК РФ, п. 43.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», компенсация за нарушение исключительного права на произведение подлежит взысканию только при доказанности факта нарушения.
Таким образом, для возникновения права * Д.А. на компенсацию ему следовало документально зафиксировать: когда, где и каким способом было нарушено его право на музыкальные произведения в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, однако, таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не доказан факт использования ответчиком его музыкальных произведений после расторжения лицензионного договора № * от * года, суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного иска, в связи с чем считает, что в удовлетворении исковых требований * Д.А. к ООО «Объединенное музыкальное издательство» о взыскании компенсации за нарушение авторского права надлежит отказать.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Между тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающие причинение ему физических или нравственных страданий действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права, в связи с чем, не имеется оснований для применения положений ст. 151 ГК РФ, на которых основаны данные требования.
Поскольку нарушений законодательства в действиях ответчика не установлено, следовательно, требования истца о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ * ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
|