Мотивированное решение от 04.07.2022 по делу № 3а-0649/2022 от 21.01.2022

 

77OS0000-02-2022-001527-66

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г. Москва                                                                          23 июня 2022 г.                                                            

Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Устинове Д.С., с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  3а-649/2022 по административному исковому заявлению наименование организации, наименование организации, наименование организации о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года  700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

 

У С Т А Н О В ИЛ:

 

28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление  700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  67, 2 декабря 2014 года.

Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1) (далее  Перечень  на 2015 год).

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года  789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г.  700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее  Перечень на 2017 год). Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года  789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года  911-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года  700-ПП», Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее  Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года  911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  69 14 декабря 2017 года.

Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года  1425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г.  700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее  Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года  1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года  1574-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г.  700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее  Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года  1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).

Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года  2044-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года  700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее  Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).

Постановлением Правительства Москвы от 23.11.2021  1833-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г.  700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее  Перечень на 2022 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  31, том 2, 7 декабря 2021 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  31, том 3, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  31, том 4, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  31, том 5, 7 декабря 2021 года (приложение 2 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  31, том 6, 7 декабря 2021 года, (приложение 2 (окончание)).

В Перечень на 2017 год под пунктом 449, в Перечень на 2018 год под пунктом 498, в Перечень на 2019 год под пунктом 854, в Перечень на 2020 год под пунктом 18074, в Перечень на 2021 год под пунктом 8932, в Перечень на 2022 год под пунктом 879 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001025:1013, общей площадью 932,7 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.

В Перечень на 2017 год под пунктом 453, в Перечень на 2018 год под пунктом 502, в Перечень на 2019 год под пунктом 858, в Перечень на 2020 год под пунктом 9050, в Перечень на 2021 год под пунктом 8936, в Перечень на 2022 год под пунктом 883 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001025:1033, общей площадью 1 897,9 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими указанные положения с момента вступления их в силу.

В обоснование своих требований административные истцы указывают, что нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций» и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административных истцов в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель административных истцов в настоящем судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, требования административных истцов не признал, указав, что постановления приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов.

Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Клевцовой Е.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы  часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года  184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года  65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для их принятия.

Постановления, в оспариваемых редакциях, подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года  63) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций», в редакции, действующей на налоговые периоды 2015, 2016 годов, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций», в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года  60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение объекта капитального строительства к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом на налоговые периоды, начиная с 2017 года, площадь здания не учитывается. Начиная с налогового периода 2017 года отнесение объекта капитального строительства к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется так же в зависимости от вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв. метров. При этом предназначение объектов капитального строительства не учитывается и совокупность, перечисленных выше критериев, для отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) не требуется.

В ходе судебного разбирательства установлено, что наименование организации является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001025:1560, 77:01:0001025:1567, 77:01:0001025:1563.

наименование организации является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001025:1562, 77:01:0001025:1564.

ООО Многопрофильная наименование организации является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001025:1565.

Указанные нежилые помещения входят в состав нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001025:1013, общей площадью 932,7 кв. метров, расположенного по адресу: адрес.

наименование организации является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001025:1033, общей площадью 1 897,9 кв. метров, расположенного по адресу: адрес.

Согласно ответу наименование организации от 6 мая 2022 года                 2.16-/12860/22 по состоянию на 01.01.2017, сведения об установлении связи объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001025:1013 с земельными участками отсутствовали в информационных системах ЕГРН.

Согласно сведениям, содержащимся в информационных системах ЕГРН:

1) установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001025:1013 cо следующими земельными участками:

- кадастровый номер 77:01:0001025:27, дата установления связи - 08.06.2017, статус связи по состоянию на 06.05.2022  актуальная;

- кадастровый номер 77:01:0001025:1630, дата установления связи - 19.02.2019, статус связи по состоянию на 06.05.2022  актуальная;

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001025:1630 были внесены в информационные системы ЕГРН 09.02.2018. При этом согласно сведениям, содержащимся в информационных системах ЕГРН, 13.02.2018 в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001025:1630 была внесена запись о снятии его с государственного кадастрового учета. По состоянию на 06.05.2022 статус записи об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001025:1630  аннулирован.

2) установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001025:1033 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001025:32, дата установления связи - 22.05.2012, статус связи по состоянию на 06.05.2022  актуальная.

Согласно сведениям, содержащимся в информационных системах ЕГРН, по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001025:27 имел вид разрешенного использования  «деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))».

Согласно сведениям, содержащимся в информационных системах ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001025:32 был установлен вид разрешенного использования  «деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))». Сведения о данном виде разрешенного использования были внесены в информационные системы ЕГРН 06.11.2015 в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы  17973 от 07.10.2015.

При этом Филиал информирует, что 23.12.2020 на основании заявления об исправлении технических ошибок в записях ЕГРН от 22.12.2020, в информационные системы ЕГРН была внесена запись об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001025:32, виду разрешенного использования  «Земли поселений», отдан приоритет. По состоянию на 06.05.2022, сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001025:32 - «Земли поселений», являются актуальными.

адрес с кадастровым номером 77:01:0001025:32 предоставлен наименование организации на основании дополнительного соглашения от 14 марта 2017 года к договору от 28 апреля 2005 года  М-01-028687 в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания под административные цели.

На земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001025:27 земельно-правовые отношения не оформлены.

Из объяснений представителя административного ответчика и материалов дела следует, что здание с кадастровым номером 77:01:0001025:1013 включено в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы и здание с кадастровым номером 77:01:0001025:1033 включено в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020 годы по критерию, предусмотренному подпунктами 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64, то есть по виду разрешённого использования земельных участков, на которых они расположены.

Вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).

Законодатель в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64, приводя условия, при наличии которых здание признаётся административно-деловым/торговым центром, чётко указал, что один из видов разрешённого использования земельного участка должен предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому/торговому центру, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001025:27, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001025:1013, по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022, имел вид разрешенного использования  «деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))».

Такой же вид разрешенного использования по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 имел земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001025:32, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001025:1033.

Содержание указанного вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001025:27, 77:01:0001025:32 прямо и недвусмысленно устанавливает возможность размещения на них офисных зданий делового и коммерческого назначения, следовательно, такой вид разрешённого использования земельных участков позволяет размещать на них указанные объекты и соответствует целям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций».

В рассматриваемом случае указанный выше вид разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001025:27, 77:01:0001025:32 в полной мере соответствует виду разрешённого использования, поименованному в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций», позволяя размещать на них офисные здания делового и коммерческого назначения, что, вопреки утверждениям представителя административных истцов, безусловно, свидетельствует о том, что спорные здания, в указанный выше период, относятся к административно-деловому центру.

Ссылки представителя административных истцов на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года  46-П, суд отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае вид разрешенного использования, установленный в названном периоде для земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001025:27, 77:01:0001025:32  соответствует целям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Спорные здания являются нежилым, отдельно стоящими, что также соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций».

Таким образом, включение здания с кадастровым номером 77:01:0001025:1013 в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы и здания с кадастровым номером 77:01:0001025:1033 в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020 годы отвечает требованиям приведённых выше законоположений.

Что касается включения здания с кадастровым номером с кадастровым номером 77:01:0001025:1033 в Перечни на 2021 и 2022 годы, то по состоянию на 1 января 2021 год в отношении названного объекта Госинспекцией по недвижимости, совместно с наименование организации, составлен акт от 17 декабря 2020 года  9128260/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года  257-ПП (далее  Порядок определения вида фактического использования зданий).

В соответствии с пунктом 3.4 названного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.

Из разделов 2, 6.4 акта от 17 декабря 2020 года  9128260/ОФИ следует, что 70,35% площади помещений в здании используются для размещения офисов, объектов общественного питания, 29,65% - для здравоохранения, технических помещений.

В акте отражен вывод о том, что спорное здание и нежилые помещения в нем фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В названном акте, в строгом соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года  257-ПП, содержаться необходимые, математически верные, расчеты площадей здания, используемых под каждый вид деятельности.

Сам акт составлен уполномоченными на то должностными лицами, выводы акта подтверждаются приложенной к нему фототаблицей и никем не опровергнуты.

Акт подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в акте выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с его содержанием.

В акте есть необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация здания, иллюстрации, подтверждающие выводы.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания не доверять выводам, содержащимся в представленном акте.

То обстоятельство, что в приложенной к акту фототаблице отсутствуют фотографии всех помещений здания, которые отнесены к офисам, объектам общественного питания не свидетельствует о недостоверности отражённых в акте выводах. Порядок установления вида фактического использования зданий не содержит императивных требований о приложении к акту фотографий всех помещений, обследуемого здания.

Таким образом, выводы, содержащиеся в акте обследования здания, подтверждаются приложенными к акту поэтажным планом, экспликацией здания и фототаблицей, которые наглядно подтверждают расположение внутри спорного здания помещений, используемых под офисы и объекты общественного питания, в соответствии с определением этих объектов данных в пункте 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий.

В акте произведены соответствующие расчеты площади здания согласно требованиям Методики определения вида фактического использования нежилых зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения, утверждённой постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года  257-ПП, согласно пункту 1.4 которой под частью здания (строения, сооружения) понимается этаж здания (строения, сооружения), часть этажа здания (строения, сооружения), подвал (подвальный этаж) здания (строения, сооружения), чердак (чердачные помещения) здания (строения, сооружения), мансардные помещения (мансарда, мансардный этаж) здания (строения, сооружения) и иные помещения здания (строения, сооружения), в которых расположены помещения общего пользования и полезная нежилая площадь (при ее наличии в соответствующей части здания (строения, сооружения).

Пунктом 2.2 указанной Методики предусмотрено, что при определении доли помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп.-оф., Sоп.-пит., Sоп.-быт., Sоп.-торг.), размер площади помещений общего пользования (Sоп.) рассчитывается в отношении каждой части здания (строения, сооружения) и относится только к полезной нежилой площади, расположенной в данной части здания (строения, сооружения), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом административным истцом не представлено каких-либо допустимых доказательств, которые бы объективно свидетельствовали об ином фактическом использовании, принадлежащего ему объекта капитального строительства. При таких обстоятельствах суд признаёт акт обследования от 17 декабря 2020 года  9128260/ОФИ достоверным доказательством фактического использования здания.

При этом суд особо отмечает, что согласно требованиям пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанный Порядок является обязательным для исполнения не только органами исполнительной власти, но и собственниками объектов нежилого фонда. Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено право  собственника объекта нежилого фонда, в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения, обжаловать эти результаты в установленном порядке. Обжалование результатов обследования не исключается и в судебном порядке. В случае изменения вида фактического использования зданий административный истец не лишён возможности в соответствии с положениями пункта 3.9(2) Порядка обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий, итоги которого будут применены в новом налоговом периоде.

Вместе с тем, административный истец не воспользовался предоставленным ему правом и не обращался в соответствии с требованиями Порядка для проведения повторного обследования здания, либо для проведения обследования на очередной налоговый период.

Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование здания для целей налогообложения определяется исключительно актом обследования фактического использования объекта недвижимости, проведённого в отношении отдельно стоящего нежилого здания до наступления очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий.

Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.

В силу требований части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Доводы административного истца сводятся к его несогласию с приведённым выше актом обследования фактического использования здания, составленным Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Однако, указанный акт не признан в установленном законом порядке незаконным, составлен в строгом соответствии с Порядком, не содержит неточностей, которые бы могли указывать на недостоверность содержащихся в нем выводов.

Таким образом, судом установлено, что включение здания с кадастровым номером 77:01:0001025:1033 в Перечни на 2021 и 2022 годы, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций», поскольку здание является нежилым, отдельно стоящим, имеет площадь более 1 000 квадратных метров и более 20% общей площади помещений в нем фактически используется для размещения офисов и объектов общественного питания. Доводы административного истца об обратном не нашли своего объективного подтверждения в настоящем судебном заседании.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в оспариваемой части, не имеется.

Постановление и приложение 1 к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административных истцов не нарушают, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175  180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления наименование организации, наименование организации, наименование организации  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

 

 

Судья 

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░                                               .. ░░░░░░░

 

 

 

 

 

 

░░░░░░ ░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 4 ░░░ 2022 ░░░.

1

 

3а-0649/2022

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 23.06.2022
Истцы
ООО "Терминал"
ООО фирма "Топред"
ООО "Компания Нола"
Ответчики
Правительство Москва
Суд
Московский городской суд
Судья
Казаков М.Ю.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее