Апелляционная жалоба от 16.06.2022 по делу № 02а-0187/2022 от 04.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года                                                                    город Москва

 

Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре Ланда Б.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-0187/2022 по административному иску Ракаевой Ольги Ивановны к ФНС России, УФНС России по г.Москве, УФНС России по МО, ИФНС России  22 по г.Москве, МИФНС  1 по МО о признании действий (бездействия), решений незаконными, обязании удалить информацию,

руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ракаевой Ольги Ивановны к ФНС России, УФНС России по г.Москве, УФНС России по МО, ИФНС России  22 по г.Москве, МИФНС  1 по МО о признании действий (бездействия), решений незаконными, обязании удалить информацию, оставить без удовлетворения.              

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца.

Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.

 

Судья                                                                                             Утешев С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года                                                                    город Москва

 

Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре Ланда Б.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-0187/2022 по административному иску Ракаевой Ольги Ивановны к ФНС России, УФНС России по г.Москве, УФНС России по МО, ИФНС России  22 по г.Москве, МИФНС  1 по МО о признании действий (бездействия), решений незаконными, обязании удалить информацию,

 

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Ракаева О.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просит о признании незаконной регистрации 17 ноября 2014 года и 12 июля 2017 года ИФНС России  22 по г.Москве кабинета налогоплательщика, обязании удалить из информационного ресурса ФНС России сведения о личном кабинете налогоплательщика, а также о документах, в нем размещенных до 18 сентября 2020 года; признании ненаправленными налоговых уведомлений  73794131 от 22 сентября 2017 года,  49258709 от 19 августа 2018 года,  69453195 от 22 августа 2019 года; требований об уплате налогов, пени  54365 от 26 октября 2015 года, 288157 от 31 октября 2015 года, 290488 от 31 октября 2015 года, 1840 от 05 февраля 2019 года, 161303 от 12 декабря 2019 года, 55588 от 25 декабря 2019 года, 19715 от 17 февраля 2020 года, 81412 от 27 февраля 2020 года, 135477 от 05 августа 2020 года; признании незаконным бездействия УФНС России по г.Москве по рассмотрению жалобы от 30 марта 2021 года; признании незаконным бездействия ФНС России по рассмотрению жалобы от 17 июня 2021 года; признании незаконным применение ИФНС России  22 по г.Москве и МИФНС  1 по МО сведений личного кабинета в процедурах взыскания недоимки и расчете пеней; признании незаконным решения УФНС России по МО  07-12/34820@ от 12 мая 2021 года, решения ФНС России  СД-4-9/11480@ от 13 августа 2021 года.

Требования мотивированы тем, что 17 ноября 2014 года ИФНС России  22 по г.Москве предоставила ей доступ к личному кабинету налогоплательщика на сайте ФНС России, в связи с чем с 21 июля 2017 года налоговая корреспонденция направлялась ей, как налогоплательщику в личный кабинет в электронном виде, между тем, заявления о регистрации личного кабинета налогоплательщика она не подавала, ввиду чего все налоговые уведомления и требования, направленные ей посредством личного кабинета являются незаконными. 23 апреля 2018 года ИФНС России  22 по г.Москве она была определена, как неактивный пользователь и аннулировала доступ к личному кабинету. 12 июля 2018 года ИФНС России  22 по г.Москве был повторно зарегистрирован личный кабинет налогоплательщика. 18 сентября 2020 года ей было подано обращение в ИФНС России  22 по г.Москве о предоставлении сведений о получении ей доступа к личному кабинету налогоплательщика в 2014 и 2018 годах, а также о предоставлении копии заявления. 18 сентября 2020 года она подала заявление о предоставлении доступа к личному кабинету и активировала его путем смены пароля. 12 октября 2020 года ей получен ответ ИФНС России  22 по г.Москве  0718/35004 от 06 октября 2020 года, в котором ей было сообщено, что по заявлению от 17 ноября 2014 года на получение доступа к личному кабинету, в течение месяца не менялся первичный пароль, личный кабинет аннулирован, информация подлежит исключению из информационного ресурса, однако сведения о доставке налоговой корреспонденции до 18 сентября 2020 года не исключены из базы, что приводит к их использованию ИФНС России  22 по г.Москве, МИФНС  1 по МО в целях взыскания недоимки по налогам, пени. 30 марта 2021 года она направила жалобу на действия (бездействие) ИФНС России  22 по г.Москве, в которой просила удалить сведения из личного кабинета налогоплательщика, поступившие до 18 сентября 2020 года, до настоящего времени жалоба не рассмотрена. Также 30 марта 2021 года ей была направлена жалоба на действия (бездействие) МИФНС  1 по МО, в которой просила признать неправомерным использование сведений, содержащихся в личном кабинете. 16 июня 2021 года ей было получено решение УФНС России по МО от 12 мая 2021 года, которым было отказано в удовлетворении жалобы, поданной 30 марта 2021 года в МИФНС  1 по МО. 17 июня 2021 года она направила жалобу в ФНС России на решение УФНС России по МО от 12 мая 2021 года. 16 августа 2021 года ей было получено решение ФНС России от 13 августа 2021 года, которым было отказано в удовлетворении жалобы на решение УФНС России по МО от 12 мая 2021 года. Полагая действия и решения административных ответчиков, связанные с регистрацией личного кабинета налогоплательщика, направлением налоговой корреспонденции в личный кабинет, рассмотрением ее жалоб незаконными, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Административный истец Ракаева О.И. и ее представители по устному ходатайству Ракаев Г.А. в судебное заседание явились, доводы искового заявления поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика УФНС России по г.Москве по доверенности Старшинова О.В. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель административных ответчиков УФНС России по МО, МИФНС  1 по МО по доверенности Шарапов А.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.

Представитель административного ответчика ИФНС России  22 по г.Москве по доверенности Панов Е.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения административного иска возражал, представлены письменные объяснения по существу требований.

Ответчик ФНС России в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещался надлежащим образом.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предоставляя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статьи 45 и 46).

При этом, согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

 Судом установлено, что Ракаевой О.И. 17 ноября 2014 года и 12 июля 2018 года был предоставлен доступ в личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается сведениями из автоматизированной информационной системы «Налог-3» о регистрации личного кабинета физического лица.

Посредством личного кабинета налогоплательщика, Ракаевой О.И. в период с 2017 года были направлены налоговые уведомления  73794131 от 22 сентября 2017 года,  49258709 от 19 августа 2018 года,  69453195 от 22 августа 2019 года; требования об уплате налогов, пени  54365 от 26 октября 2015 года, 288157 от 31 октября 2015 года, 290488 от 31 октября 2015 года, 1840 от 05 февраля 2019 года, 161303 от 12 декабря 2019 года, 55588 от 25 декабря 2019 года, 19715 от 17 февраля 2020 года, 81412 от 27 февраля 2020 года, 135477 от 05 августа 2020 года

18 сентября 2020 года Ракаева О.И. обратилась в ИФНС России  22 по г.Москве с обращением о предоставлении доказательств получения доступа к личному кабинету налогоплательщика  в 2014 году, закрытии и повторном открытии в 2018 году личного кабинета налогоплательщика.

06 октября 2020 года Ракаевой О.И. ИФНС России  22 по г.Москве дан ответ  0718/35004 на обращение от 18 сентября 2020 года, согласно которому 17 ноября 2014 года налогоплательщику предоставлен доступ к личному кабинету налогоплательщика. В связи с тем, что, в течение одного календарного месяца не изменялся первичный пароль, в соответствии с п. 15.1 Приказа ФНС России от 06 ноября 2018 года  ММВ-7-19/627@  в случае прекращения доступа физического лица к личному кабинету налогоплательщика, информация о таком лице исключается из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России.

Также сообщено, что в рамках проводимых мероприятий по аннулированию личного кабинета физического лица не менявшего первичный пароль, Инспекцией приостановлен доступ Ракаевой О.И. к личному кабинету.

30 марта 2021 года административный истец направила жалобу на действия (бездействие) ИФНС России  22 по г.Москве, в которой просила удалить сведения из личного кабинета налогоплательщика, поступившие до 18 сентября 2020 года

05 мая 2021 года на жалобу административного истца, поступившую в УФНС России по г.Москве из ИФНС России  22 по г.Москве дан ответ, в котором в том числе указано, что в ходе проведенного анализа установлено, что Ракаева О.И. является пользователем личного кабинета налогоплательщика с 17 ноября 2014 года, регистрация личного кабинета осуществлена ИФНС России  22 по г.Москве, первичный пароль не сменен в течение месяца, в связи с чем личный кабинет автоматически заблокирован. 18 сентября 2020 года Ракаевой О.И. получен доступ к личному кабинету налогоплательщика в ИФНС России  22 по г.Москве. Ответ направлен по адресу электронной почте, указанному в жалобе.

30 марта 2021 года Ракаевой О.И. направлена жалоба на действия (бездействие) МИФНС  1 по МО, в которой она просила признать неправомерным использование сведений, содержащихся в личном кабинете.

16 июня 2021 года ей было получено решение УФНС России по МО от 12 мая 2021 года, которым было отказано в удовлетворении жалобы, поданной 30 марта 2021 года в МИФНС  1 по МО.

Из решения следует, что на основании сведений, предоставленных МИФНС  1 по МО исходя из содержащихся в информационном ресурсе налоговых органов данных, регистрация налогоплательщика в личном кабинете произведена ИФНС России  22 по г.Москве и 17 ноября 2014 года Ракаевой О.И. предоставлен доступ в личный кабинет налогоплательщика. С учетом информации, представленной МИФНС  1 по МО, Управлением установлено, что налогоплательщик получал документы от налоговых органов на бумажном носителе с 17 ноября 2014 года по 21 июня 2017 года, поскольку ранее ст. 11.2 Налогового кодекса РФ при первичной регистрации было предусмотрено получение пользователем личного кабинета соответствующих документов на бумажном носителе. С 21 июля 2017 года налогоплательщик получает документы от налоговых органов в электронной форме через сервис «Личный кабинет».

23 апреля 2018 года доступ административного истца к личному кабинету был аннулирован.

В информационном ресурсе налоговых органов также содержатся сведения о том, что 12 июля 2018 года налогоплательщиком была произведена повторная регистрация в сервисе «Личный кабинет».

Также сообщено, что Ракаевой О.И. был получен доступ к личному кабинету 18 сентября 2020 года в ИФНС России  22 по г.Москве с кодом причины «2» - «выдать новый пароль для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика».

17 июня 2021 года административный истец подала жалобу в ФНС России на решение УФНС России по МО от 12 мая 2021 года.

13 августа 2021 года ФНС России Ракаевой О.И. дан ответ  СД-4-9/11480@, которым жалоба административного истца на решение УФНС России по МО от 12 мая 2021 года оставлена без удовлетворения.

Положениями пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрены, в том числе, и способы передачи физическому лицу налогового уведомления и требования об уплате налога, пени лично под расписку, направлением по почте заказным письмом, передачей через личный кабинет налогоплательщика.

Приказ ФНС России от 18.12.2012 N ММВ-7-6/976@ утвержден Регламент взаимодействия инспекций ФНС России с налогоплательщиками в рамках Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".

Согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Регламента Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Сервис) реализован в целях повышения качества услуг, предоставляемых ФНС России налогоплательщикам, и совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет.

Сервис позволяет налогоплательщикам получать актуальную информацию об объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о задолженности и переплатах по налогам перед бюджетом, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоги и задолженность в режиме онлайн через личные кабинеты подключенных к сервису кредитных организаций, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Сервис размещается на площадке МИ ФНС России по ЦОД, ссылка на сервис размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Регламента для того, чтобы воспользоваться услугами Сервиса, налогоплательщику необходимо получить Регистрационную карту на подключение к Интернет-сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Регистрационная карта). Регистрационная карта доступна для просмотра на стартовой странице Сервиса.

Для получения Регистрационной карты налогоплательщику необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России по его выбору, независимо от места постановки на учет (за исключением инспекций ФНС России, на которые возложены специализированные функции единых регистрационных центров, инспекций ФНС России по централизованной обработке данных, инспекций ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками и инспекций ФНС России по федеральным округам) (далее - ИФНС).

В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 Регламента блокировка учетной записи пользователя производится в следующих случаях:

- в связи с потерей/компрометацией пароля;

- в связи с добровольным отказом пользователя от услуг Сервиса.

Действия по блокировке/разблокировке учетной записи/замене пароля пользователя Сервиса производятся в ИФНС на основании Заявления. В случае добровольного отказа от использования сервиса пользователь может заблокировать свою учетную запись из Сервиса самостоятельно, без обращения в ИФНС.

Приведенный регламент, утвержденный приказом ФНС России от 18.12.2012 N ММВ-7-6/976@ утратил силу 07 декабря 2014 года, в связи с изданием Приказа ФНС России от 08.12.2014 N ММВ-7-6/616@.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.

Согласно п. 8 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика (в редакции приказа от 22.08.2017) получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием,

1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;

2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;

3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2012 г., регистрационный номер 23952), с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 августа 2012 г. N 218 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2012 г., регистрационный номер 25546), приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 278 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2015 г., регистрационный номер 39470) и приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N 307 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2016 г., регистрационный номер 44379).

Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:

а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью;

б) с использованием кода активации в ЕСИА.

В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) формируется автоматически.

Для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - Заявление на получение доступа) в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица (п.9).

При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль.

Первичный пароль физического лица действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется (пункт 14 Порядка в ред. приказа от 22.08.2017).

В соответствии с п. 15 Порядка в случае блокировки первичного пароля или утраты пароля, восстановление пароля производится следующими способами:

1) лично, путем заполнения раздела "Профиль" в личном кабинете налогоплательщика. При этом физическое лицо выбирает поле "Разрешить восстановление пароля по адресу электронной почты", в строке "Номер телефона" указывает номер телефона, в строке "E-mail" указывает адрес электронной почты, в всплывающем поле "Контрольное поле" указывает контрольное слово;

2) лично, путем представления Заявления на получение доступа в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами). При этом физическое лицо в поле "Прошу" Заявления на получение доступа выбирает реквизит "2 - выдать новый пароль для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика", и представляет документ, удостоверяющий личность физического лица.

В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе; в случае неполучения от физического лица указанного уведомления по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика (пункт 20 Порядка ведения личного кабинета).

06 ноября 2018 года ФНС России издан приказ  ММВ-7-19/627@ «О внесении изменений в порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@», согласно которому п. 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ изложен в следующей редакции «При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование».

Порядок дополнен п. 15, согласно которому доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях:

а) выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика";

б) при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле "Прошу" реквизитом "3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика";

в) поступления сведений о факте смерти физического лица от органа, осуществляющего регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

В случае прекращения доступа физического лица к личному кабинету налогоплательщика по основаниям, указанным в настоящем пункте, информация о таком лице исключается из информационного ресурса "Личный кабинет налогоплательщика" на официальном сайте ФНС России.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исходя из буквального толкования приведенных нормативно-правовых актов, регламентирующих ведения личного кабинета налогоплательщика не следует, что в случае, если смена первичного пароля не была осуществлена налогоплательщиком в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется, а как следствие прекращается доступ к личному кабинету налогоплательщика, так как п. 15.1 порядка предусмотрены исчерпывающие случаи прекращения доступа к личному кабинету, к которым не относится не осуществление смены первичного пароля.

Пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ, в частности установлено, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Судом также установлено, что решением Лефортовского районного суда г.Москвы от 29 марта 2021 года от 29 марта 2021 года по административному делу 2а-78/2021 удовлетворен иск ИФНС России  22 по г.Москве к Ракаевой О.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени за 2018 год.

При рассмотрении дела судом установлено, что налоговое уведомление направлено Ракаевой О.И. посредством личного кабинета налогоплательщика.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 ноября 2021 года решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 29 марта 2021 года от 29 марта 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ракаевой О.И., без удовлетворения.

Таким образом, принимая во внимание, что Ракаева О.И. принимала участие при рассмотрении Лефортовским районным судом г.Москвы административного иска ИФНС России  22 по г.Москве о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени за 2018 год, суд приходит к выводу о том, что ей было известно о факте направления налоговой корреспонденции в  личный кабинет налогоплательщика, между тем, с требованиями о признании незаконной регистрации 17 ноября 2014 года и 12 июля 2017 года ИФНС России  22 по г.Москве кабинета налогоплательщика, обязании удалить из информационного ресурса ФНС России сведения о личном кабинете налогоплательщика, а также о документах, в нем размещенных до 18 сентября 2020 года; признании ненаправленными налоговых уведомлений  73794131 от 22 сентября 2017 года,  49258709 от 19 августа 2018 года,  69453195 от 22 августа 2019 года; требований об уплате налогов, пени  54365 от 26 октября 2015 года, 288157 от 31 октября 2015 года, 290488 от 31 октября 2015 года, 1840 от 05 февраля 2019 года, 161303 от 12 декабря 2019 года, 55588 от 25 декабря 2019 года, 19715 от 17 февраля 2020 года, 81412 от 27 февраля 2020 года, 135477 от 05 августа 2020 года; признании незаконным применение ИФНС России  22 по г.Москве и МИФНС  1 по МО сведений личного кабинета в процедурах взыскания недоимки и расчете пеней, обратилась в суд лишь 18 ноября 2021 года, то есть с пропуском срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в вышеуказанной части, при этом, отказывая в удовлетворении вышеуказанных требований, суд также учитывает, что в судебном заседании Ракаева О.И. не опровергла факт подачи в 2014 году заявления о предоставлении доступа к личному кабинету налогоплательщика.

Согласно статье 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (пункт 1).

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Как установлено статьями 139 и 139.2 НК РФ, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В жалобе указываются: фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; требования лица, подающего жалобу; способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, приведенными выше нормами налогового законодательства установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих между налогоплательщиком и налоговыми органами, в том числе для обжалования действий (решений) налоговых органов.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения УФНС России по МО  07-12/34820@ от 12 мая 2021 года, бездействия ФНС России по рассмотрению жалобы от 17 июня 2021 года, решения ФНС России  СД-4-9/11480@ от 13 августа 2021 года, при этом, исходит из того, что обжалуемые решения  УФНС России по МО  07-12/34820@ от 12 мая 2021 года, ФНС России  СД-4-9/11480@ от 13 августа 2021 года основаны на законе и ему не противоречат, факт бездействия ФНС России по рассмотрению жалобы истца от 17 июня 2021 года при рассмотрении не был установлен судом.

Разрешая требования истца о признании незаконным бездействия УФНС России по г.Москве по рассмотрению жалобы от 30 марта 2021 года, суд полагает данное требование не подлежащим удовлетворению, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что 05 мая 2021 года на жалобу административного истца, поступившую в УФНС России по г.Москве из ИФНС России  22 по г.Москве дан ответ, который был направлен административному истцу на адрес электронной почты, указанный в обращении 2141860@mail.ru.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Исковые требования Ракаевой Ольги Ивановны к ФНС России, УФНС России по г.Москве, УФНС России по МО, ИФНС России  22 по г.Москве, МИФНС  1 по МО о признании действий (бездействия), решений незаконными, обязании удалить информацию, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца.

Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.

 

░░░░                                                                                             ░░░░░ ..

 

 

░░░░░░ ░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 12.05.2022. 

02а-0187/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 25.04.2022
Истцы
Ракаева О.И.
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области
Управление ФНС по г. Москве
Инспекция ФНС России №22 по г. Москве
Федеральная Налоговая Служба России
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №1 по Московской области
Управление ФНС по Московской обл.
Суд
Тверской районный суд
Судья
Утешев С.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
16.06.2022
Апелляционная жалоба
20.01.2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.05.2022
Мотивированное решение
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее