Решение по делу № 2-836/2015 (2-11218/2014;) от 18.11.2014

Дело № 2-836/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2015 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Щелканова М.В.

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онищенко Е.П. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании включить в список на получение жилья и обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Онищенко (Романюта) Е.П. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО Сыктывкар, в котором просит суд обязать администрацию МО ГО Сыктывкар включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также обязать предоставить жилое помещение на условиях социального найма площадью ... кв.м. Также при подаче иска заявлено требование о признании дома непригодным для проживания. Иск возвращен в части требований о признании дома непригодным для проживания.

В судебном заседании Онищенко Е.П. и ее представитель по доверенности Велиев Р.Р. на иске настаивали. Онищенко Е.П. также пояснила, что наследство после смерти отца не принимала и не претендует на него, в том числе на дом по адресу: ... Поскольку за ней закреплено жилое помещение, она и занималась вопросом признания его непригодным для проживания для получения жилья как сирота, поскольку при наличии закрепленного жилого помещения ей отказывали в предоставлении жилья как сироте.

Представитель ответчика администрация МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, о слушании ответчик извещен.

Представитель третьего лица администрации МО МР «Корткеросский» в судебное заседание не явился, о слушании третье лицо извещено.

Судом установлено.

Онищенко Е.П., ** ** ** г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец умер ** ** **, мать умерла ** ** **

В ** ** ** до достижения ... Е.П. обратилась в администрацию МО ГО Сыктывкар по вопросу предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении заявления отказано, поскольку Е.П. выявлена как ребенок-сирота в Корткеросском районе. Также отказано в установлении факта проживания в закрепленном жилом помещении.

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц на территории Республики Коми определяется Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 которого наделила указанными полномочиями органы местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 2 Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) включение граждан в список осуществляется по выбору граждан соответствующим органом местного самоуправления:

1) по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми;

2) по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми;

3) по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона под местом выявления и первичного учета в целях реализации настоящего Закона понимается муниципальное образование муниципального района (городского округа) в Республике Коми, на территории которого ребенок был выявлен и принят на учет органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения (проживания) в качестве ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном федеральным законодательством.

В период с ** ** ** по ** ** ** истец Онищенко Е.П. находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ «...», откуда выбыла в Профессиональный лицей №...

С ** ** ** года истец поступила в ГАОУСПО ..., в котором обучалась до ** ** **

Из пояснений истца следует, что она определила своим местом жительства .... С ** ** ** Онищенко Е.П. работает по договору подряда с ООО «...», а с ** ** ** занимает по договору найма комнату в квартире по адресу: ...

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что местом жительства истца является г... утеряна более 10 лет назад.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой О.О. и Шебыревой Т.В." пункт 1 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1).

Учитывая вышеназванные нормы, фактические обстоятельства дела, принцип реальной направленности оказания социальной помощи, законный интересы истца, обеспеченные федеральным законодательством, суд полагает, что истец вправе претендовать на получения жилья на территории г. Сыктывкара.

Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерацию» право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом.

По правилам ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Предоставление жилого помещения в ином районе может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у истца.

Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от ** ** ** по делу №...

Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО «...» от ** ** ** №... за Е.П. после смерти отца сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ..., который находился в собственности отца.

В данном доме Е.П. была зарегистрирована ** ** **

В данном случае регистрация носила формальный характер, поскольку с ** ** ** по ** ** ** истец Онищенко Е.П. находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ «...».

После достижения 18-летия Е.П. с заявлением о восстановлении срока принятия наследства не обращалась.

Таким образом, Онищенко Е.П. не приняла наследство после смерти отца, с заявлением о восстановлении срока принятия наследства не обращалась. Формальная регистрация не свидетельствует о принятии наследства.

Принятие наследства является правом гражданином, а не его обязанностью.

Поскольку наследство после смерти П.Г. не принято, все наследственное имущество является выморочным (ст. 1151 ГК РФ).

В связи с тем, что имущество является выморочным, несмотря на то, что оно было закреплено за истцом, каких-либо прав на данное имущество истец не имеет.

В целях включения в список на получение жилья как бывшая сирота истец с учетом ошибочных разъяснений должностных лиц при отсутствии волеизъявления на принятия наследства занимается вопросом признания дома непригодным для проживания.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Онищенко Е.П. не обеспечена жильем, закрепленное за ней жилое помещение является выморочным, в связи с чем каких-либо прав на данное имущество истец не обладает.

Таким образом, Онищенко Е.П. должна быть обеспечена жильем как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Вид договора и характеристики жилого помещения определяются ст. 8 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, согласно которой жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

3. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет пять лет.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда и заключить с гражданами договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

4. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа местного самоуправления.

Порядок выявления обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящей части, устанавливается Правительством Республики Коми.

Договор найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, заключенного на новый пятилетний срок в соответствии с настоящей частью, орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда и заключить с гражданами договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

Согласно ст. 14 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ граждане, включенные органами местного самоуправления в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, до вступления в силу настоящего Закона, которые не реализовали принадлежащее им право на обеспечение указанными жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми" данная норма в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

В связи с вынесением данного Постановления в данную статью были внесены изменения Законом Республики Коми от 29.12.2011 N 165-РЗ, и до 31.12.2012 данная норма предусматривала следующее: жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" в редакции, действующей до 31.12.2012, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры площадью 33 квадратных метра (ст.ст. 1,10).

Таким образом, до ** ** ** на ответчике лежала обязанность по предоставлению указанной категории лиц жилья на условиях социального найма в виде отдельной квартиры площадью не менее ... кв.м.

Закон Республики Коми от ** ** ** №... предусматривает с ** ** ** предоставления жилья на условиях специализированного найма по норме предоставления.

Согласно решению Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" норма предоставления в г. Сыктывкаре составляет 13,5 кв.м.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 и п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 31.12.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди на основании решения органа местного самоуправления площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в действующей редакции) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Оценив правовое регулирование данного вопроса, суд приходит к выводу о том, федеральный законодатель, изложив ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в новой редакции, изменил вид договора найма – вместо социального с 01.01.2013 заключается договор специализированного найма с условиями перехода в разряд договоров социального найма по истечении 5 лет, что сделано в целях недопущения возможных мошеннических действий в отношении указанной категории лиц, не имеющих жизненного опыта, и отчуждение данного жилья в первые пять лет.

Также изменения коснулись формулировки, по которой определяется площадь. Ранее «не ниже установленных социальных норм», с ** ** ** «по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Ранее предусмотренное Законом понятие «социальная норма» по существу и являлась «нормой предоставления по договору социального найма». Жилищный кодекс РФ не содержал и не содержит понятие социальной нормы, а устанавливает понятие нормы предоставления.

Таким образом, на федеральном уровне изменения по существу затронули только вид договора социального найма, в связи с чем с ** ** ** возможно лишь предоставление жилья на условиях специализированного найма.

На территории же Республики Коми с учетом действия Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" в ранее действующей редакции с учетом Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 у указанной группы населения возникло право на получение жилого помещения общей площадью не менее ... кв.м.

Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 11.07.2011 указал следующее:

Таким образом, с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Кроме того, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.

Изменения, действующие с 01.01.2013, не коснулись иных льготных категорий граждан, указанных в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья сохранены.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, вновь устанавливаемое правовое регулирование при издании нормативных правовых актов не может быть ниже достигнутого уровня социальной защиты и должно обеспечивать их сохранение и возможное повышение.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.

Учитывая изложенное, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения в виде отдельной квартиры площадью не менее 33 кв.м. на условиях специализированного найма.

Истец претендует на помещение площадью ... кв.м., что, как указано ранее, является ошибочным.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Онищенко Е.П. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании включить в список на получение жилья и обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар включить Онищенко Е.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар предоставить Онищенко Е.П. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в г.Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее ... кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                       М.В. Щелканов

2-836/2015 (2-11218/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романюта Е.П.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
АМР Корткеросский
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2014Передача материалов судье
24.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.12.2014Предварительное судебное заседание
05.02.2015Судебное заседание
12.02.2015Судебное заседание
13.10.2015Производство по делу возобновлено
13.10.2015Судебное заседание
13.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее