Решение
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Н.В.Рубцовой
при секретаре П.Д.Магдиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-383/2018 по иску Крючкова …. к ФСИН России о признании решения незаконным и необоснованным
установил:
Крючков В.Г. обратился с административными исками к ФСИН России о признании незаконным и необоснованным решение об отказе в переводе в Забайкальский край, обязании направить в иное исправительное учреждение.
В обоснование требований указал, что проживал в Забайкальском крае, но направлен для отбывания наказания в ЯНАО, что удалено на 11 000 км. Такая удаленность влияет на социальные связи с родственниками, за время отбывания наказания не смог реализовать свое право на свидания; ввиду материального положения, пожилого возраста не могут к нему приехать. Ему ничего не известно о гражданской супруге, с которой он воспитывал двоих детей. 11 января 2018 г. получил ответ начальника полиции о том, что его мать умерла, брат погиб. Обратился в ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение по месту проживания, однако просьба не была удовлетворена. С решением не согласен.
Административный истец находится в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, о дате и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ФСИН России Орехов И.В. возражал против удовлетворения требований.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Крючков В.Г. до ареста проживал по адресу: Читинская область, …., осужден 21.07.2008 Читинским областным судом по ст. ч.4 ст. 162, ч.4 ст. 162, ч.4 ст. 105 и т.д. УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, ранее судим, отбывал наказание в виде лишения свободы.
Начало срока – 27.02.2007.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
После вступления приговора суда в законную силу в соответствии с ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и указанием ФСИН России № 10/12/1-888 от 29.04.2009 осужденный Крючков В.Г. был направлен в исправительное учреждение УФСИН России по ЯНАО, где имелись места для размещения.
Крючков В.Г. обратился в ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение по месту проживания, однако, его просьба не была удовлетворена, что следует из ответа нот 25 декабря 2017.
Частью 2 ст. 81 УИК РФ установлено, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Названный порядок был определен Инструкцией утвержденной приказом Минюста России от 26.01.2018 № 17 (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 9 Инструкции вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
В ходе судебного разбирательства административным истцом не представлено объективных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных законом, для его перевода в исправительное учреждение того же вида, расположенное в субъекте РФ по месту жительства административного истца, его родственников.
По мнению суда, права и законные интересы административного истца не нарушены, так как возможность осужденных иметь свидания с близкими и родственниками регламентировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, и не зависит от места нахождения исправительного учреждения. Доказательств того, что мать административного истца и брат умерли, суду не представлено.
Доводы административного истца, касающиеся удаленности исправительного учреждения от места жительства его родственников и близких, что препятствует им приезжать на свидания, нарушение ст. 8 Конвенции, суд находит несостоятельными, в решении МакКоттер против Соединенного Королевства 20479/92 Европейская комиссия по правам человека установила, что при наличии исключительных обстоятельств отбывание наказания осужденным на далеком расстоянии от дома может являться нарушением статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Суд не усматривает в данном деле каких-либо обстоятельств, достоверно свидетельствующих об их исключительности, поскольку сведений о наличии непреодолимых препятствий иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры, суду не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, права и законные интересы административного истца не нарушены, действия ФСИН России основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Отказать Крючкову … в удовлетворении требований к ФСИН России о признании решения незаконным и необоснованным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.В.Рубцова