Дело № 5 – 36 / 2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол
г. Поронайск, Сахалинской области 03 февраля 2021 года
Судья Поронайского городского суда Сахалинской области Шевелева Ю.М., рассмотрев в порядке подготовки дело об административном правонарушении в отношении К., по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
На рассмотрение в Поронайский городской суд из ОМВД России по Поронайскому городскому округу поступил протокол № * об административном правонарушении от дата в отношении К. по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
При выполнении требований статьи 29.1 КоАП РФ, судом установлено, что имеются основания для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган составивший протокол, поскольку имеются препятствия к принятию дела к производству, вынесению законного и обоснованного решения на основании представленного протокола.
Так, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указывается статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Исходя из положений статьи 4.1 КоАП РФ, а также разъяснений, приведенных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», переквалификация деяния лица, в отношении которого ведется производство по делу, на другую статью (часть статьи), предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, возможна при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Указом Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16, с 18 марта 2020 года на территории Сахалинской области введен режим повышенной готовности. Одновременно подпунктом 4.2 пункта 4 Указа, на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в общественных местах, в том числе на объектах розничной и оптовой торговли, в организациях, оказывающих услуги и выполняющих работы, в общественном транспорте, аптеках, медицинских организациях.
Из протокола * об административном правонарушении, следует, что дата в * часов * минут, К. находился в общественном месте – в магазине «*», расположенном по *, не имя при себе средств индивидуальной защиты органов дыхания (маску, респиратор). Действия К. были квалифицированы как нарушение подпункта 4.2 пункта 4 *1 *, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к статье 20.6.1 КоАП РФ.
Так в соответствии со статьями 2, 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», санитарно – эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID – 19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», вступившим в законную силу 28 октября 2020 года, постановлено лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Под местом массового пребывания людей, согласно разъяснениям к вышеуказанному постановлению, содержащимся в информационном письме Роспотребнадзора, по аналогии права, понимается, определенная пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года «35 – ФЗ «О противодействии терроризму» территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.
При этом, согласно пункта 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 271, определено, что перечь мест массового пребывания людей в пределах территории субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В перечень массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законом основании, не являются федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» или которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
При этом согласно пунктов 6, 10, 11 вышеуказанных Требований, определение и категорирование мест массового пребывания людей зависит об количества людей, которые могут находится на объекте при определенных условиях, расчет которого проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни и не может быть менее 50 человек.
Площадь, занимаемая одним человеком, при определении прогнозируемого максимального количества людей в местах их массового пребывания при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, сводах правил, строительных нормах и правилах Российской Федерации принимается равной 0,5 кв. метрах.
При этом, согласно пункта 14 Требований, на каждое место массового пребывания людей в течении 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года № 198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, к объектам массового пребывания граждан», в качестве критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан, в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными ии уникальными объектами, утверждена возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек.
Согласно СП 5.13130. «Свод Правил противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», под помещениями с массовым пребыванием людей, понимаются залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв.м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 человека на 1 кв.м.
Учитывая, что составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения и общественные отношения в области общественного порядка и общественной безопасности, связанные с невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации и угрозе ее выполнения, при этом санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ – административный штраф в размере от 15000 рублей, переквалификация действий виновного лица с части 1 статьи 20.6.1. на часть 2 статьи 6.3. КоАП РФ, в случае выявления факта нарушения норм санитарно – эпидемиологического законодательства, в данном случае отнесения помещения организации розничной торговли – магазина «*» к местам массового нахождения людей, судом, на стадии рассмотрения дела по существу, будет невозможна, так как повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом протокол об административном правонарушении в отношении К. и приложенные материалы дела, не содержат сведения, позволяющие исключить возможность отнесения помещения организации розничной торговли – магазина «*» к местам массового нахождения людей, проектная документация с указанием этажности и площади торгового объекта не представлена, сведения о категорировании и присвоения паспорта безопасности на помещение магазина «*» у правообладателя (собственника) помещения, не истребованы.
Поскольку, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и, следовательно, является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, а допущенные нарушения могут повлечь в дальнейшем признание протокола недопустимым доказательством по делу, в соответствии со статьей 29.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу о необходимости возвратить указанный протокол в ОМВД России по Поронайскому городскому округу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол * об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в отношении К. с приложенными материалами дела в ОМВД России по Поронайскому городскому округу, для устранения выявленных недостатков.
Судья Поронайского городского суда: – подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья – Ю.М. Шевелева