Определение суда апелляционной инстанции по делу № Ма-0503/2021 от 16.07.2021

судья: Липкина О.А. 

адм. дело 33а-5489/2021

р/с Ма-503/2021

 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

19 ноября 2021 года                                                                                         г. Москва

Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Шаповалов Д.В., рассмотрев административное дело по частной жалобе Кожевникова Д.В. на определение Басманного районного суда г. Москвы от 23 июля 2021 года, которым постановлено:

«Отказать в принятии административного искового заявления Кожевникова Д.В. к Басманному районному суду города Москвы о признании бездействия незаконным.

Возвратить исковое заявление Кожевникова Д.В. к Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств, судебных расходов»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Кожевников Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов РФ, Басманному районному суду г. Москвы о признании бездействия незаконным, о взыскании денежных средств, судебных расходов.

Определением Басманного районного суда г. Москвы от 23 июля 2021 года в принятии заявления в части требований к Басманному районному суду г. Москвы отказано, в остальной части административное исковое заявление возвращено.

Кожевников Д.В. не согласился с указанным определением и подал частную жалобу.

Согласно ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, находит, что определение отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

Согласно ч. 1 ст. 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

На основании ст. 1 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В силу ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

На основании ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В силу ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Из вышеизложенных положений Конституции Российской Федерации следует, что действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского или административного судопроизводства, поскольку в противном случае нарушается принцип независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону.

На основании ч. ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Согласно ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается неприкосновенностью судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Таким образом, отказывая в принятии заявления Кожевникова Д.В. к Басманному районному суду города Москвы о признании бездействия незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку в силу приведенных выше норм права действия (бездействие) судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства, что в противном случае это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации.

Возвращая административное исковое заявление Кожевникова Д.В. к Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств, судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что местом нахождения ответчика в данном случае является: <***>, не относящимся к юрисдикции Басманного районного суда                  г. Москвы.

Также нахожу выводы суда первой инстанции в данной части правильными, основанными на нормах материального и процессуального права.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Таким образом, место нахождения административного ответчика - Министерство финансов РФ и место жительства административного истца не относятся к юрисдикции Басманного районного суда г.Москвы.

Следовательно, у суда имелись предусмотренные законом основания для возврата административного искового заявления в связи с нарушением правил территориальной подсудности.

Доводы частной жалобы основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 КАС РФ, суд,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Определение Басманного районного суда г. Москвы от 23 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Кожевникова Д.В. без удовлетворения.

 

 

 

Судья

Ма-0503/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу (19.11.2021)
Истцы
Кожевников А.М.
Ответчики
СК РФ
Суд
Басманный районный суд
Судья
Липкина О.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
19.11.2021
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее