Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1336/2011 ~ М-523/2011 от 25.01.2011

Дело №2-1336/9-2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд

в составе:

председательствующего судьи Савельевой Н.В.

при секретаре Матвеенко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Прионежская сетевая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц по тем основаниям, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «Прионежская сетевая компания» и установлено, что ответчик осуществляет хранение опасных для водных объектов веществ-горюче- смазочных материалов (масел нефтяных различных марок, пластичных смазок, спецжидкостей). На территории установлено маслонаполненное трансформаторное оборудование, до 25 единиц бочко-тары объемом по 0, 2 куб.м. В нарушение требований действующего законодательства, ответчик до настоящего времени не имеет согласованного Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В связи с чем прокурор просил обязать ответчика разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 01.03.2011г.

Впоследствии прокурор неоднократно уточнял заявленные исковые требования.

Окончательно прокурор просил обязать ответчика разработать и согласовать Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 15.08.2011г. на следующие объекты: склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, площадка трансформаторной подстанции <адрес>, площадка трансформаторной подстанции <адрес>, площадка трансформаторной подстанции <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Иванова Н.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Екимова А.В. признала исковые требования в части необходимости разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении складов ГСМ, в части трансформаторных подстанций иск не признала.

Представитель Главного управления МЧС по РК Виноградов И.П. полагал иск прокурора подлежащим удовлетворению в части разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении складов ГСМ, в части иска о разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении трансформаторных подстанций полагал иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что нормативными актами не предусмотрена разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении трансформаторных подстанций, поскольку на них не возможна чрезвычайная ситуация.

Управление Росприроднадзора в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте слушания дела.

Беломорское управление Ростехнадзора в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте слушания дела.

Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании на территории ответчика находятся следующие объекты: склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, площадка трансформаторной подстанции <адрес>, площадка трансформаторной подстанции <адрес>, площадка трансформаторной подстанции <адрес>.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «Прионежская сетевая компания», по результатам которой составлен акт от 10 ноября 2010 года, на территории ответчика установлено маслонаполненное трансформаторное оборудование, до 25 единиц бочко-тары объемом по 0,2 куб.м., однако не разработаны планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 г. (с последующими изменениями) утверждены "Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (далее Основные требования), которыми определены принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, относящихся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, а также установлен порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с пунктом 2 Основных требований планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

нефтеналивное судно - 2 танка;

нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;

стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;

автоцистерна - 100 процентов объема;

железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;

трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;

трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Данный перечень является исчерпывающим и в него не входят трансформаторные подстанции.

Согласно п. 3 Основных требований разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Основных требований предусмотрено, что планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с разъяснениями представителя Главного управления МЧС России по РК исследуемые трансформаторные подстанции построены по типовым проектам. На трансформаторных подстанциях возможно только протекание масла из трансформатора в результате разгерметизации. Вероятность такого протекания низкая. Устройство трансформаторных подстанций предусматривает установку трансформаторов на бетонных блоках, которые устанавливаются в бетонный короб (масло сборник) засыпанный щебнем. Объемы масло приемника в соответствии с проектами превышают объемы трансформаторного масла, находящегося в трансформаторах. Таким образом, при протекании трансформаторного масла из трансформаторов полностью исключается его попадание в окружающую среду и нанесение какого-либо ущерба ей и населению, данный пролив не будет являться чрезвычайной ситуацией, в связи с чем разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на трансформаторные подстанции не требуется.

Приказом Минприроды от 3 марта 2003 года №156 утверждены указания по определению величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации.

Пунктом 3 Указаний предусмотрено, что организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы.

В соответствии с пунктом 12 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004г. №621 уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, а также Приказом МПР России от 03.03.2003 N 156, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации.

При разливах нефти и нефтепродуктов, не подпадающих под классификацию ЧС(Н), в организациях должен разрабатываться внутренний регламент с учетом требований Приказа МПР России от 03.03.2003 N 156 и положений международных конвенций, двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в данной области, стороной которых является Российская Федерация.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что обязанность разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов возложена на организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и иные организации, имеющие опасные производственные объекты, только в отношении тех опасных производственных объектов, в случаях, если количество нефти и нефтепродуктов на данных объектах превышает нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.

Доводы прокурора о том, что все организации, осуществляющие хранение нефти и нефтепродуктов, имеющие опасные производственные объекты, обязаны разрабатывать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, не основаны на вышеприведенных положениях действующего законодательства, которым такая обязанность установлена только в отношении тех опасных производственных объектов, где возможно возникновение аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и отнесения его к чрезвычайной ситуации.

Трансформаторные подстанции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 г., Приказом МПР России от 03.03.2003г. №156 к таким объектам не отнесены.

Ссылка прокурора в этой части на Постановление Правительства РФ от 15.04.2002г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», п. 2 которого предусмотрено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном законом порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, не может быть принята судом во внимание, поскольку суд полагает необходимым отметить, что в указанном пункте речь идет о плане по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а не о мероприятиях, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций по аварийным разливам нефти и нефтепродуктов.

При этом суд отмечает пределы заявленных прокурором требований об обязании ответчика разработать и согласовать план по предупреждению и ликвидации именно в отношении аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем, суду прокурором не представлено доказательств угрозы возникновения на эксплуатируемых ответчиком трансформаторных подстанциях чрезвычайной ситуации, связанной с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, доказательств наличия на трансформаторных подстанциях такого количества нефтепродуктов, которое превышает нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.

В связи с чем суд полагает отказать в удовлетворении заявления Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Прионежская сетевая компания» в части обязания ответчика разработать и согласовать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении площадки трансформаторной подстанции <адрес>, площадки трансформаторной подстанции <адрес>, площадки трансформаторной подстанции <адрес>.

Вместе с тем суд полагает с учетом вышеприведенных требований действующего законодательства правомерным требование Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Прионежская сетевая компания» в части обязания ответчика разработать и согласовать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 15.08.2011г. в отношении склада ГСМ <адрес>, склада ГСМ <адрес>, склада ГСМ <адрес>, склада ГСМ <адрес>, склада ГСМ <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,55,56, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Прионежская сетевая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Прионежская сетевая компания» разработать и согласовать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 15.08.2011г. по следующим объектам: склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>, склад ГСМ <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.

Судья: Н.В. Савельева

2-1336/2011 ~ М-523/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав , свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ОАО "Прионежская сетевая компания"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Беломорское управление Ростехнадзора
Главное управление МЧС России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савельева Н.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
25.01.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2011Передача материалов судье
26.01.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2011Предварительное судебное заседание
02.03.2011Предварительное судебное заседание
28.03.2011Судебное заседание
19.04.2011Судебное заседание
17.05.2011Судебное заседание
09.06.2011Судебное заседание
29.06.2011Судебное заседание
11.07.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2011Дело оформлено
07.09.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее