Дело №10RS0011-01-2020-000197-97 (2а-1009/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновой Анастасии Валерьевны о признании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.12.2019 № 2980-м/20р «Об отмене извещения о предоставлении земельного участка», решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.12.2019 №32064/12.4-21 незаконными,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 811 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, с. Ведлозеро, кадастровый квартал № в аренду для индивидуального жилищного строительства. 26.11.2019 Министерство письмом №29339/12.4-21 от 26.11.2019 известило административного истца о публикации извещения о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей в газете «Наша жизнь» от 21.11.2019, его размещении на официальном сайте Администрации Пряжинского национального муниципального района, а также на официальном сайте Министерства. 20.12.2019 Министерством принято решение №32064/12.4-21 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Административный истец извещена о том, что извещение о предоставлении земельного участка признано недействительным согласно Распоряжению Министерства от 20.12.2019 №2980-м/20р «Об отмене извещения о предоставлении земельного участка». Административный истец просит признать решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и распоряжение об отмене извещения о предоставлении земельного участка незаконными.
Определением суда от 14.01.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрации Пряжинского национального муниципального района РК.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Киселев В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве доводы.
Представитель заинтересованного лица – Баранов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал позицию административного ответчика.
Заслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.10.2019 Ульянова А.В. на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в адрес Министерства с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 811 кв. м., с целью использования - для индивидуального жилищного строительства.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, в случаях, если: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения заявления от 23.10.2019 года и приложенных к нему документов Министерством в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ было опубликовано извещение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для указанных в заявлении целей в печатном издании «Наша жизнь» от 21.11.2019, размещено на сайте Администрации Пряжинского национального муниципального района, на официальном сайте torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства (gov.kardia.ru).
О публикации истец была извещена административным ответчиком письмом от 26.11.2019 №29339/12.4-21, в котором было разъяснено, что в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ Министерством будет принято решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка.
20.12.2019 Министерством в адрес истца направлено письмо №32064/12.4-21 с сообщением об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, в связи с разработкой схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных п.6 ст. 11.9. ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 2 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Нормами абз. 3 п. 2 ст. 85 ЗК РФ установлено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В обжалуемом ответе Министерства содержится ссылка на письмо Администрации Пряжинского национального муниципального района от 06.12.2019 №3.5-09/9503-8258, поступившее в адрес Министерства 09.12.2019, согласно которому в соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах «ОТ1. Открытые природные пространства» и «Ж1. Малоэтажная жилая застройка».
Полагая, что формирование земельного участка согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории будет противоречить требованиям п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, административный ответчик усмотрел правовые основания для вынесения распоряжения от 20.12.2019 №2980-М/20р о признания недействительным извещения о предоставлении земельных участков, в том числе, испрашиваемого истцом в настоящем административном иске.
Давая правовую оценку оспариваемым решениям, суд исходит из того, что они приняты полномочным должностным лицом, оформлены в установленной законом форме, срок разрешения обращений истца не нарушен. Однако основания для вынесения таких решений в суде подтверждения не нашли.
Как пояснил в суде представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района, сотрудники администрации не располагают технической возможностью наложить схему испрашиваемого земельного участка на карту градостроительного зонирования территории, поскольку в распоряжении органа местного самоуправления отсутствует соответствующий электронный программный продукт. В связи со сказанным ранее направленное административному ответчику письмо о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах будет отозвано.
Графического подтверждения расположения земельного участка, на предоставление которого претендует истец, в двух территориальных зонах в материалы дела не представлено. При этом факт нахождения участка в территориальной зоне «Ж1» подтверждается графическими материалами, представленными административным ответчиком.
Поскольку оспариваемые решения вынесены без установления со всей достоверностью факта пересечения границы образуемого земельного участка с границами территориальных зон, установленных Правил землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения, фактическое местонахождение земельного участка в границах территориальной зоны - «Ж1. Малоэтажная жилая застройка» ничем не опровергнута, у суда имеются основания для признания оспариваемых решений незаконными и нарушающими права административного истца.
Способом восстановления нарушенных прав истца является признание оспариваемых решений незаконными, после чего будет продолжена процедура предоставления земельного участка, начатая публикацией от 21.11.2019.
Расходы истца по оплате госпошлины подлежат взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Ульяновой Анастасии Валерьевны удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений республики Карелия от 20.12.2019 года №2980-М/20р в части признания недействительным извещения о предоставлении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, площадью 811 кв.м.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений республики Карелия от 20.12.2019 №32064/12.4-21 незаконным.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Ульяновой Анастасии Валерьевны 300 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 12.02.2020.