Дело № 2-1003/2021
УИД 92RS0003-01-2021-000568-90
Категория 2.127
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Дышловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дышлового Валерия Ивановича к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования квартирой, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
05.02.2021 г. истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать за ним право пользования квартирой № в <адрес> <адрес> и обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ним договор социального найма указанной квартиры.
В обоснование иска истец указал, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МО СССР Севастопольским отделением морской инженерной службы КЧФ на имя ФИО5, истец был вселен как член семьи нанимателя жилого помещения, изначально в октябре 1975 года, впоследствии, в октябре 1992 года, до настоящего времени в квартире проживает и зарегистрирован в спорной квартире.
По данному адресу также были зарегистрированы мать истца, сестра и племянница с ребенком, однако в настоящее время наниматель ФИО5 и члены его семьи - жена, ФИО6, дочь ФИО7 сняты с регистрационного учета в связи со смертью. Парамонова Т.Н., племянница истца, и ее сын ФИО8 никогда не проживали по данному адресу и снялись с регистрационного учета самостоятельно, ввиду постоянного проживания по иному адресу в г. Севастополе.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма жилого помещения», расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-р/2020, доведенным до истца уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №ОДН/2,-543, в заключении договора социального найма указанного жилого помещения было отказано по тем основаниям, что заявителем предоставлен не полный пакет документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, а именно: не предоставлено письменное согласие законного представителя малолетнего ФИО8, поскольку последний не утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением, т.к. был зарегистрирован по данному адресу с рождения.
Истец полагает, что при подаче документов для получения государственной услуги по заключению договора социального найма не требуется предоставления письменного согласия малолетнего, который ранее был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Из содержания расписки в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги усматривается, что истец предоставил ответчику все необходимые документы для заключения договора социального найма жилого помещения.
Истец полагает, что отказав истцу в заключении договора социального найма и ссылаясь на неполноту поданных документов, ответчик фактически не признает право единоличного пользования истца указанным выше жилым помещением на условиях социального найма.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Стороны, представитель третьего лица Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо Парамонова Т.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО8, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили, ответчик письменных возражений на иск не представил.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 40, 25 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
Законом города Севастополя от 24.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя».
Согласно пункту 3, 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя» деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом; государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм недвижимое имущество, находившееся в государственной собственности Украины, стало государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 3, пункт 1 статьи 6 Закона города Севастополя № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», ст. 10 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 № 179-ЗС «Об имущественной казне города Севастополя»).
Правительством Севастополя 08.09.2016 г. принято постановление № 840-ПП, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.
Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, а также осуществляет организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Судом установлено, что Дышловому И.П. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
Согласно предоставленным сведениям Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ, г. № д/50:
- имеется архивная выписка из протокола заседания исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 17.04.1951 №11/79 «О наименовании и переименовании существующих улиц города», в которой имеются сведения о наименовании улицы Нины Ониловой;
- имеется архивная копия решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 04.05.1965 № 227 «О присвоении части Балаклавского шоссе наименовании улицы Хрусталева».
Согласно справке ГУПС «Единый информационный расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире были зарегистрированы: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ р. (наниматель) дата регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (снят с регистрационного учета в связи со смертью), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь нанимателя) дата регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (снята с регистрационного учета в связи со смертью), Дышловой В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын нанимателя) зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Парамонова Т.Н. (внучка нанимателя) зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (сын внучки нанимателя) зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответов Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ и ДД.ММ.ГГГГ № на обращения представителя истца – Дышловой Е.В. по вопросу включения в Реестр собственности города Севастополя спорной квартиры следует, что квартира включена в Реестр собственности города Севастополя, с кадастровым номером №, как имущество, находящееся в казне города Севастополя, и согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на кадастровый учет.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, (далее – ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из указанных норм, к юридически значимым обстоятельствам следует отнести установление того, на каком праве истцу была предоставлена вышеуказанное жилое помещение, какова правовая природа отношений, фактически сложившихся между сторонами в связи с использованием истцом спорным жилым помещением для проживания в нем.
Истец проживает в спорном жилом помещении длительное время.
Как следует из материалов дела, спорная квартира в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду не отнесена, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из положений пунктов 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи - жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно отмечал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П).
С учетом изложенного суд полагает, что решение Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении услуги по заключению договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №ОДН/20-543 является незаконным и нарушающим права истца.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно пункту 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободы в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищных законодательством оснований.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства.
Установлено, что истец вселился в спорное помещение на законных основаниях в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины.
Поскольку истец вселен в квартиру на основании решения уполномоченного органа, учитывая длительность проживания его в спорном помещении, отсутствие требований о его выселении, суд приходит к выводу, что проживание истца в спорном помещении обусловлено наличием правоотношений социального найма, что свидетельствует о наличии оснований для признания за истцом права пользования спорным помещением на условиях социального найма.
Данное жилое помещение является единственным местом жительства истца, до настоящего времени он исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения. Вселение в жилое помещение, проживание в жилом помещении на протяжении длительного времени, оплата жилищно-коммунальных услуг свидетельствует о фактическом заключении с истцом договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Сведения о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание, что в силу ч. 1 п.19 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, судебные расходы возмещаются истцу за счет средств бюджета г. Севастополя.
Руководствуясь статьями 196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Дышлового Валерия Ивановича к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования квартирой, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать за Дышловым Валерием Ивановичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Дышловым Валерием Ивановичем договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Возместить Дышловому Валерию Ивановичу из средств бюджета г. Севастополя судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26.07.2021 года.
Судья –