УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Рыбаков И.А. Дело № 33а-5970/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 13 декабря 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора
Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в срок до 01.05.2017 устранить выявленные нарушения законодательства, а именно на участках автодорог по ул. Победы д.13 в с. Сабакаево Мелекесского района Ульяновской области, по ул. Березовая, д.3 в с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области, а также по ул. Набережная д.2 с. Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области обустроить пешеходные переходы и искусственные неровности.
Заслушав доклад судьи Смирновой
Ю.В.,пояснения прокурора Колгановой Е.А.,
полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Лебяжинское сельское поселение», администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в срок до 01.12.2016. В обоснование иска указывает, что проведенной прокуратурой Мелекесского района проверкой в деятельности администрации муниципального образования «Лебяжинское сельское поселение» и администрации МО «Мелекесский район» выявлены нарушения федерального законодательства в сфере организации дорожной деятельности, в части отсутствия пешеходных ограждений в нарушение п. 8.1.7.6 ГОСТ Р 52289-2004, отсутствия искусственных неровностей в нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52605 – 2006.
Просил
обязать администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» и МО «Мелекесский район»
устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.12.2016, а именно: на участке автодороги по ул. Победы д.13
в с. Сабакаево, в с. Лебяжье на участке
автодороги по ул. Березовая, д.3, а также в с. Степная Васильевка по ул.
Набережная, д.2 Мелекесского района Ульяновской области, обустроить пешеходные
переходы и искусственные неровности.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация МО «Мелекесский район» просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что
мероприятия по установке и замене ограждающих устройств и обустройству дорожных
неровностей у образовательных учреждений в селах на пешеходных переходах, в том
числе на объектах, расположенных на ул. Победы, д. 13 в с. Сабакаево, ул. Березовая,
3 в с. Лебяжье, ул. Набережная
д. 2 в с. Степная Васильевка предполагается осуществить на основании
муниципальной программы «Обустройство пешеходных переходов, в том числе у
образовательных организаций (учреждений), согласно новых национальных
стандартов на 2016-2020 годы»,
утвержденной Постановлением администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области
от 15.12.2015 № 709. Данные
мероприятия предполагается осуществить за счет бюджетных денежных средств,
предусмотренных в рамках указанной выше муниципальной программы в период с 2016
по 2020 годы. Со стороны администрации МО «Мелекесский район»
отсутствуют нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения, а именно касающиеся обустройства пешеходных переходов
вблизи образовательных организаций. Устранить
нарушения в сроки, установленные судом, не представляется возможным, в
связи с программным обеспечением бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ.
В возражениях помощник прокурора Мелекесского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явились представители администрации МО «Лебяжинское сельское поселение»
Мелекесского района Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район»
Ульяновской области, МО МВД России «Димитровградский», о месте и времени
рассмотрения дела извещены.
Судебная
коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться
в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных
интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности
дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования
парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за
сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского
округа, а также осуществление иных полномочий в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Данной норме корреспондирует пункт 2 статьи 8.1 Устава муниципального образования
«Мелекесский район» Ульяновской области.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от
10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления
в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения
безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного
самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются
расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 36 Устава муниципального
образования «город Ульяновск» администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город
Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов
местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами Ульяновской области.
Согласно решению Совета депутатов МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 27.11.2015 № 31/201 полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы МО «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
По делу установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, закрепленных за администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области включены участки дорог, в том числе: по ул.Победы д.13 в с.Сабакаево, по ул.Березовая, д.3 в с.Лебяжье, а также по ул.Набережная д.2 с.Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области.
В ходе проведенных прокуратурой Мелекесского района проверок соблюдения требований
законодательства о безопасности дорожного движения выявлено отсутствие пешеходных ограждений и искусственных неровностей по вышеназванным дорогам.
В соответствии с пунктом 8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
Согласно пункту 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений устраивают искусственную неровность.
Указанные требования стандартов являются
обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения,
сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности
на администрацию МО «Мелекесский район»
Ульяновской области и администрацию МО «Лебяжинское сельское поселение»
Мелекесского района Ульяновской области
по устранению выявленных нарушений законодательства, путем обустройства
пешеходных переходов и искусственных неровностей является обоснованным.
Факт наличия нарушений ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605 – 2006 на указанных
автодорогах нашел свое объективное
подтверждение и ответчиками в ходе
рассмотрения дела не оспаривался.
Доводы, приведенные администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются
несостоятельными.
Поскольку обязанность осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в пределах муниципального района возложена на муниципальное образование законом, передача полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения МО «Лебяжинское сельское поселение», утверждение муниципальной программы «Обустройство пешеходных переходов, в том числе у образовательных организаций (учреждений), согласно новых национальных стандартов на 2016 - 2020 годы», в рамках которой запланировано производство работ по обустройству пешеходных ограждений и искусственных неровностей, не свидетельствует о невозможности удовлетворения требований прокурора, так как обязанность по установке пешеходных ограждений и искусственных неровностей возложена на ответчика законом, который не предоставляет лицу, к обязанности которого отнесено содержание автомобильных дорог, права самостоятельного установления сроков ее исполнения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности
возложения на администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области
обязанности по обустройству пешеходных
переходов и искусственных неровностей
является несостоятельным и правильности выводов суда первой инстанции не
опровергает.
Ссылка в апелляционной жалобе МО «Мелекесский
район» Ульяновской области на отсутствие бюджетного финансирования не
может являться основанием для отказа в иске.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок до 01 мая 2017 года для исполнения решения соответствует ст. 178 КАС РФ и является разумным.
В случае, если в указанный срок решение ответчиком не может быть исполнено, при наличии к тому оснований последний не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на
обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда.
Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой
доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П
Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи