УИД 77RS0001-02-2022-015633-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2022 года г. Москва
Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Турченко Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1155/22 по административному исковому заявлению Алифанова Н.В. к Военному комиссару Бабушкинского района города Москвы Англиченкову Г.С., Военному комиссариату Бабушкинского района города Москвы, Военному комиссариату города Москвы о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Алифанов Н.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение Военного комиссариата Бабушкинского района СВАО г. Москвы о призыве на военные сборы, ссылаясь на то, что при его принятии не были учтены данные о состоянии здоровья административного истца, военно-врачебная комиссия не проводилась.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представителем Военному комиссариату города Москвы представлен отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время и создаются для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Исходя из положения ст.ст. 52, 57 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» лицам, пребывающим в запасе, присваиваются воинские звания.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022г. № 647 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Согласно пункту 2 Указа призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации осуществляется в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закона о мобилизации) гласит, что призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о мобилизации, призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 1 ст. 21 Закона о мобилизации).
Из содержания п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового; для граждан, не пребывающих в запасе, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Таким образом, датой начала военной службы является либо дата издания приказа военного комиссариата о направлении к месту прохождения военной службы, либо день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, либо день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части.
Соответственно, лица, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащего с даты начала военной службы.
В соответствии со ст. 56 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17, 18 ст. 6 ФЗ «Об обороне» Правительство Российской Федерации утвердило Положение о проведении военных сборов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Алифанов Н.В. является гражданином, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (военнообязанный) и состоит на воинском учете в военном комиссариате Бабушкинского района СВАО г. Москвы.
Повесткой военного комиссариата Бабушкинского района СВАО г. Москвы Алифанов Н.В. вызывался 26.09.2022 для уточнения документов воинского учета.
Анализируя доводы административного истца, суд учитывает, что решение по делу может быть принято лишь в отношении конкретного действия, либо бездействия, решения, оформленного в виде постановления должностного лица, которое до рассмотрения дела судом имеет место или не прекращено, отсутствие же неправомерного действия или бездействия (постановления) не может выступать предметом непосредственного судебного контроля.
Со стороны Алифанова Н.В. не было представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении подлежащих защите в судебном порядке его прав, поскольку на момент обращения в суд с иском решение о призыве на военные сборы (мобилизации) в отношении него не принималось.
Таким образом, оспариваемые административным истцом действия административных ответчиков его гражданских прав и охраняемых законом интересов не затрагивали, нарушать их не могли и, соответственно, не могут нарушать их и в настоящее время, следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░