Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-671/2018 (33а-41134/2017;) от 23.11.2017

Судья: Курин Ю.В. Дело № 33а-671/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.

секретарь Якуба М.В.

с участием прокурора Давыдова А.А.

по докладу судьи Казакова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного фонда,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности Язвенко М.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 05 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи обратился в суд с иском к администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного фонда и о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений закона.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города Сочи проведен анализ соблюдения законодательства в сфере обеспечения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 01.07.2017 года на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей состоит 185 человек, где 130 человек это совершеннолетние, подлежащие обеспечению жильем, а 55 человек - несовершеннолетние.

В 2017 году муниципальному образованию город-курорт Сочи предусмотрены субвенции в сумме 16 109,4 тыс. рублей, в том числе средства краевого бюджета в сумме 10 356,0 тыс. рублей, и средства краевого бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в сумме 5 753,4 тыс. рублей.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 17.02.2017 № 3566-K3 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» размер субвенций сокращен до 14 282,5 тыс. рублей на приобретение 12 жилых помещений. В истекшем периоде 2017 года администрацией города Сочи проводились торги на приобретение жилых помещений для включения их в муниципальный специализированный фонд с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие.

Вместе с тем, с 2013 года ни одни торги, объявленные администрацией города Сочи на приобретение жилых помещений для включения их в муниципальный специализированный фонд с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не признаны состоявшимися. Согласно информации администрации города Сочи в результате не соответствия размера субвенций, предоставляемых на приобретение жилых помещений для детей-сирот, ценам на жилые помещения в городе Сочи торги, объявляемые с целью приобретения жилых помещений, признаются несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие, жилые помещения гражданам указанной категории не предоставляется, очередность растет. В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города Главе города Сочи 20.04.2017 внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по результатам рассмотрения которого администрацией города Сочи выявленные нарушения не устранены, меры к обеспечению жильем граждан указанной категории не приняты.

Администрацией города Сочи в нарушение ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», не прорабатывается и не рассматривается возможность приобретения жилых помещений для граждан указанной категории в пределах субъекта, а также путем их строительства или долевого строительства, что значительно удешевит стоимость приобретаемого жилого помещения.

Согласно ответу администрации города Сочи на представление прокуратуры города вопрос приобретения жилых помещений за пределами города Сочи в границах Краснодарского края администрацией города даже не рассматривается ввиду того, что при опросе детей-сирот согласие на предоставление жилья в городе Краснодаре дали лишь два человека, у которых очередность №32 и №37. Таким образом, приобретение жилых помещений для граждан указанной категории в пределах Краснодарского края могло бы значительно сократить количество нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в 2016 году администрацией города приобретена одна квартира для указанной категории граждан в пгт. <...>, которая получена < Ф.И.О. >7 во исполнение судебного решения по иску прокурора города Сочи. Считает, что данный факт свидетельствует о не принятии администрацией города Сочи всего комплекса мер, направленного на освоение субвенций, выделенных на обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями, а также на реализацию полномочий в указанной сфере правоотношений. Законодателем предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» является обязанностью администрации города Сочи. Таким образом, бездействие администрации г. Сочи ведет к тому, что предоставленные городу субвенции из краевого и федерального бюджетов не реализуются, в связи с чем их объемы сокращаются, что препятствует реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивает их очередность.

Просил признать незаконным бездействие администрации г. Сочи по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного фонда и возложить обязанность на администрацию г. Сочи в срок до 01.01.2019 года устранить выявленные нарушения закона.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 05 октября 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации города Сочи по принятию мер для обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязал администрацию города Сочи в срок до 01.01.2019 года устранить выявленные нарушения закона путем предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, состоящим на учете и достигшим совершеннолетия, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи по доверенности Язвенко М.В. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Сочи Коган Я.М. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Сочи по доверенности Плотникова Д.И., поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, прокурора Давыдова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.07.2017 года на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоит 185 человек, где 130 человек это совершеннолетние, подлежащие обеспечению жильем, а 55 человек - несовершеннолетние.

Согласно ст. 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения но договору социального найма.

В соответствии ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.

Установлено, что в 2017 году муниципальному образованию город-курорт Сочи предусмотрены субвенции в сумме 16 109,4 тысяч рублей, в том числе средства краевого бюджета в сумме 10 356,0 тысяч рублей, и средства краевого бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, в сумме 5 753,4 тысяч рублей.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 17.02.2017 № 3566- КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» размер субвенций сокращен до 14 282,5 тыс. рублей на приобретение 12 жилых помещений.

В истекшем периоде 2017 года администрацией города Сочи проводились торги на приобретение жилых помещений для включения их в муниципальный специализированный фонд с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие.

С 2013 года ни одни торги, объявленные администрацией города Сочи на приобретение жилых помещений для включения их в муниципальный специализированный фонд с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не признаны состоявшимися.

Согласно информации администрации города Сочи в результате не соответствия размера субвенций, предоставляемых на приобретение жилых помещений для детей-сирот, рыночным ценам на жилые помещения в городе Сочи торги, объявляемые с целью приобретения жилых помещений, признаются несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них, жилые помещения гражданам указанной категории не предоставляется, что неуклонно ведет к росту очередности среди лиц указанной категории.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что администрацией города Сочи не принят весь комплекс мер, направленный на освоение субвенций, выделенных на обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями, а также на реализацию предоставленных ответчику полномочий в указанной сфере правоотношений.

Однако судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции несостоятельным.

Так, между администрацией города Сочи и министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края 25 февраля 2013 года подписано соглашение №373 о предоставлении в 2013 году субвенций из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Сочи. Указанные субвенции, в соответствии с пунктом 1.1 соглашения, переданы городу Сочи на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Законом Краснодарского края от 12 декабря 2014 года № 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году муниципальному образованию город-курорт Сочи предусмотрены субвенции федерального бюджета в размере 5 617,9 тыс. руб., краевого бюджета - 16 85,7 тыс. руб. Размер субвенции сокращен согласно Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 г. № 3131, а именно, федеральные средства сняты в полном объеме, субвенции краевого бюджета составили 5617,9 тыс. руб. После внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств 13 апреля 2015 г. объявлено 5 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Аукционы признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок. Повторные аукционы объявлены 20 мая 2015 г., 27 июля 2015 г. и 03 сентября 2015 г. Законом Краснодарского края от 13 октября 2015 № 3252-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» принято решение о полном сокращении субвенций муниципальному образованию город-курорт Сочи на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

В 2017 году в соответствии с Законом Краснодарского края от 19.12.2016 №3515-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» муниципальному образованию город-курорт Сочи предусмотрены субвенции на приобретение 12 жилых помещений для детей-сирот в сумме 14 282,5 тыс. руб. Электронные аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот, объявленные 20 февраля 2017 года признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие. Отсутствие заявок на проведение торгов обусловлено тем, что финансирование на приобретение жиля рассчитано не из рыночной стоимости жилья в г. Сочи, а значительно ниже.

Таким образом, доведение финансирования на реализацию переданных государственных полномочий в размере, не позволяющем осуществлять приобретение жилых помещений в городе Сочи, препятствует исполнению переданных отдельных государственных полномочий по приобретению жилых помещений и включению таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1535-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в случае необеспеченности или частичной обеспеченности осуществления отдельных государственных полномочий финансовыми средствами и материальными ресурсами органы местного самоуправления реализуют их.

В соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законами Краснодарского края от 11.12.2012 № 2615-КЗ «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 28.12.2015 № 3310-КЗ «О краевом бюджете на 2016 год», от 19.12.2016 № 3515-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлено, что распределение субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями Краснодарского края устанавливается законами Краснодарского края и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Законом также установлено, что неиспользованные межбюджетные трансферты, предоставленные из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в краевой бюджет в сроки и порядке, которые установлены министерством финансов Краснодарского края.

Приказом от 27.06.2017 года № 925/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2017 года» утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю в размере 36 969,00 рублей.

Однако в соответствии с Методикой определения средней расчетной рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по районам муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденной постановлением администрации города Сочи от 21 июля 2015 года № 2168, в 3 квартале 2017 году средняя расчетная рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании город-курорт Сочи гораздо выше заявленной стоимости указанной в Приказе от 27.06.2017 года № 925/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, причиной не поступления заявок от участников размещения заказов на участие в вышеуказанных открытых аукционах в электронной форме послужило несоответствие начальной (максимальной) цены фактически сложившейся (рыночной) цене на рынке недвижимости города Сочи.

Объявленные торги не привели к заключению контрактов, в связи с чем, краевые субвенции использованы не были.

При этом администрация города Сочи регулярно сообщает краевым органам власти о невозможности приобрести жилые помещений для детей-сирот и необходимости внести изменения в методику определения размера субвенций, выделяемых на приобретение жилых помещений детям-сиротам. Меры по доведению финансового обеспечения в объеме достаточном для реализации переданных государственных полномочий не принимаются. Однако обращения остаются без должного реагирования.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: письмом Главы г. Сочи в адрес Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО; Председателю Законодательного собрания Краснодарского края; заместителю министра социального развития Краснодарского края и другим уполномоченным органам и должностным лицам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 140 БК РФ финансовое обеспечение переданных полномочий должно осуществляться в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий.

Однако на реализацию указанных государственных полномочий в 2014-2017 гг. муниципальному образованию город-курорт Сочи не доведено финансирование из расчета рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на территории города Сочи.

Таким образом, доведение министерством труда и социального развития сумм субвенций, недостаточных для реализации отдельных переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот приводит к невозможности реализации переданных полномочий, в том числе исполнению решений судов по предоставлению благоустроенных жилых помещений.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией г. Сочи предпринимаются все возможные меры для реализации предоставленных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований прокурора г. Сочи о признании незаконным бездействия администрации города Сочи, не имеется.

Согласно п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение Центрального районного суда г. Сочи от 05 октября 2017 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

Руководствуясь ст.308-311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Язвенко М.В. удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г. Сочи от 05 октября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.01.2018г.

33а-671/2018 (33а-41134/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Первый заместитель прокурора
Ответчики
Администрация г.Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Казаков Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
28.11.2017Передача дела судье
21.12.2017Судебное заседание
25.01.2018Судебное заседание
12.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее