Дело № 10RS0011-01-2019-010961-90 (2а-8333/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МОУ «Средняя школа № 27» об оспаривании в части предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республики Карелия № 839/227-п от 30.09.2019,
у с т а н о в и л:
МОУ «Средняя школа № 27» обратилось в суд с административным иском о признании незаконными и отмене пункта 1 предписания № 839/227-п от 30.09.2019 по устранению выявленных Управлением Роспотребнадзора по Республики Карелия нарушений, которым предписано: обеспечить количество обучающихся в классах исходя из расчета площади на одного обучающегося не менее 2,5 м2 в соответствии с п. 10.1, п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). В обоснование указывают, что мощность здания школы МОУ «Средняя школа № 27» в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 составляет 852 человека (площадь учебная - 2129 м2). В настоящее время в МОУ «Средняя школа № 27» в условиях 1 смены обучается 1095 человек. С учетом положительной динамики численности контингента обучающихся общеобразовательных организаций города Петрозаводска реальная потребность в обеспечении граждан местами в школах превышает проектные возможности зданий. Несмотря на предпринимаемые меры, проблема обеспеченности обучающихся в классах общеобразовательных организаций на территории Петрозаводского городского округа, в том числе МОУ «Средняя школа № 27», необходимой площадью, исходя из расчета площади на одного обучающегося не менее 2,5 м2, остается нерешенной, а исполнение пункта 1 предписания - невыполнимым.
В судебном заседании представитель административного истца Тихонова Л.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республики Карелия Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, должностное лицо, вынесшее предписание Анисимова М.И., в судебном заседании с административным иском не согласились, считают предписание № 839/227-п от 30.09.2019 законным и обоснованным, поскольку угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в рассматриваемом случае административный орган усматривает в нарушении права человека на благоприятную среду обитания.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что МОУ «Средняя школа № 27» расположена по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кузьмина, д. 50) осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам в соответствии с лицензией № 2456 от 26.02.2015 согласно приложения № 1.
На основании распоряжения от 04.09.2019 N 839 в период с 05.09.2019 по 30.09.2019 в отношении МОУ «Средняя школа № 27» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного проверяемому лицу предписания об устранении нарушений обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленных ранее предписанием № 743/278-п от 28.09.2018, срок исполнения которого истек.
В ходе указанной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, а именно нарушены:
п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее -СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которому «Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий. Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели, в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил».
п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению».
п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому «Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил)».
п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому «При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2-4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках» (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому «Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2, 3, 4 уроках).
Уровень умственной работоспособности обучающихся в разные дни учебной недели различна, она нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели, в связи с чем распределение учебной нагрузки в течение недели должно строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду».
По результатам проверки МОУ «Средняя школа № 27» выдано предписание № 839/227-п от 30.09.2019 об устранении нарушений, которым на административного истца возложена обязанность в срок до 28.08.2020: п. 1 - обеспечить количество обучающихся в классах исходя из расчета площади на одного обучающегося не менее 2,5 м2 в соответствии с п. 10.1, п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10); п. 2 - обеспечить выполнение требований к составлению учебного расписания в соответствии с требованиями п. 10.7, п 10.8, приложения СанПиН 2.4.2.2821-10.
МОУ «Средняя школа № 27» не согласна с пунктом 1 Предписания, полагает его незаконным и подлежащим отмене.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого пункта Предписания, суд установил следующее.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулировано Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - ФЗ № 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 11 ФЗ № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 50 ФЗ № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно статье 52 ФЗ № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны в том числе: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 ФЗ № 52-ФЗ полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
По смыслу п.п. 3, 5, 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Совокупностью исследованных доказательств установлено и не оспаривается сторонами, что в МОУ «Средняя школа № 27» в кабинетах, классах не выдерживается площадь на одного обучающегося при норме 2,5 кв. м на 1 человека, таким образом административным истцом допущено нарушение п. 4.9 СанПин 2.4.2.2821-10 в части несоблюдения нормы площади на одного обучающегося в классах при норме не менее 2,5 кв. м.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что требование к площади на одного обучающегося распространяются только на образовательные учреждения, которые строятся по вновь разработанным проектам и не применяются к ранее возведенным объектам как не соответствующий нормам действующего законодательства.
Так, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") в п. 1.3 предусматривает, что данные санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
Таким образом, новые нормы распространяются и на действующие ныне, хотя и построенные ранее школы.
Согласно п. 4.9 названных СанПиН площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: (в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81) не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
При таких действующих санитарных нормах требование о норме площади не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося МОУ «Средняя школа № 27» не соблюдено, что и не оспаривается, а значит, оспариваемое Предписание в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам, действующим техническим нормам и нормам закона.
Иных доводов о несогласии с Предписанием административный иск не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск МОУ «Средняя школа № 27» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного
месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья: М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2019 года.