Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Октябрьский РБ 20 декабря 2018 года
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Большаковой С.Ю., при секретаре Галикеевой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2731/2018 по исковому заявлению Миннегазина Р. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Октябрьский РБ о признании решения незаконным, включении периодов в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Миннегазина Р. А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Октябрьский РБ о признании решения незаконным, включении периодов в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Просит признать незаконным решение ответчика № от 25.07.2018г. об отказе в установлении страховой пенсии, обязать ответчика зачесть в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 24.02.1998г. по 23.03.1998г.; с 21.04.2003г. по 25.04.2003г., с 20.05.2003г. по 29.05.2003г., с 23.01.2008г. по 29.01.2008г., с 13.02.2008г. по 22.02.2008г., с 28.01.2013г. по 01.02.2013г., с 18.02.2013г. по 01.03.2013г., с 27.09.2017г. по 03.10.2017г., с 19.10.2017г. по 31.10.2017г.; периоды отпусков по уходу за ребенком с 26.02.1990г. по 22.12.1992г., с 10.05.1993г. по 28.02.1996г. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 12.07.2018г. По тем основаниям, что ответчик отказал истцу в установлении пенсии на основании отсутствия требуемого стажа, ответчиком не засчитаны указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком.
Истец Миннегазина Р. А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Кашаев А.А. поддержал исковые требования полностью.
Представитель ответчика Абдуллина Е.Н. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, письменными возражениями ответчик указывает, что Правилами не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, спорный период отпуска по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный стаж.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.38) относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ч.2 ст.39).
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Решение вопроса иным образом порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, приводит к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение.
Как следует из правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в ряде различных Определений и Постановлений, с 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», «Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;»
Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
В Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., также включены «медицинская сестра» и больницы всех наименований в качестве должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).
Согласно ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях», «1.В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации….»
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы….
Статьей 112 ранее действовавшего КЗоТ РФ было предусмотрено: «При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.»
В силу ст.72, ст.73, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 (действовавших до 01.01.2012 г.) медицинские работники не вправе были осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации; в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, что Решением № от 25.07.2018г. ответчик отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», указав, что в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 24.02.1998г. по 23.03.1998г. (1 месяц); с 21.04.2003г. по 25.04.2003г. (5 дней), с 20.05.2003г. по 29.05.2003г. (10 дней), с 23.01.2008г. по 29.01.2008г. (7 дней), с 13.02.2008г. по 22.02.2008г. (10 дней), с 28.01.2013г. по 01.02.2013г. (4 дня), с 18.02.2013г. по 01.03.2013г. (14 дней), с 27.09.2017г. по 03.10.2017г. (7 дней), с 19.10.2017г. по 31.10.2017г. (13 дней).
Нахождение истца нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 24.02.1998г. по 23.03.1998г. (1 месяц); с 21.04.2003г. по 25.04.2003г. (5 дней), с 20.05.2003г. по 29.05.2003г. (10 дней), с 23.01.2008г. по 29.01.2008г. (7 дней), с 13.02.2008г. по 22.02.2008г. (10 дней), с 28.01.2013г. по 01.02.2013г. (4 дня), с 18.02.2013г. по 01.03.2013г. (14 дней), с 27.09.2017г. по 03.10.2017г. (7 дней), с 19.10.2017г. по 31.10.2017г. (13 дней) подтверждается справкой ГБУЗ Республики Башкортостан Городская больница №1 г.Октябрьский № от 12.07.2018г., с учетом справки о переименовании № от 04.08.2017г.
Из вышеуказанной справки, а также из записей в трудовой книжке истца ДД.ММ.ГГГГ года рождения усматривается, что в спорные периоды нахождения на курсах, истец работала в течение полного рабочего дня на одну ставку в должности дежурной медсестры соматического отделения Детской больницы г.Октябрьского, медицинской сестры палатной соматического отделения, медицинской сестры кардиологического кабинета Детской поликлиники, медицинской сестры процедурной Поликлиники Детской больницы, медицинской сестры процедурной дневного стационара поликлиники, медицинской сестры процедурной дневного стационара детской поликлиники, то есть в должностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №1 г.Октябрьский (с учетом переименований учреждения).
В силу приведенных выше правовых норм, исходя из материалов гражданского дела, суд приходит к выводу, что периоды курсов повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, суд обязывает ответчика засчитать указанные периоды в специальный стаж истцу. Поскольку данные периоды подтверждены документально, не оспариваются ответчиком, во время курсов повышения квалификации с отрывом от производства за истцом сохранялось место работы, работодателем в силу приведенных выше норм производились начисления, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Страховой стаж истицы на момент обращения в пенсионный орган 12.07.2018г. составил 30 лет 11 месяцев 8 дней, стаж на соответствующих видах работ составил 27 лет 9 месяцев 27 дней, что указано в решении ответчика № от 25.07.2018г.
При этом пенсионным органом засчитан в специальный стаж истца период отпуска по уходу за ребенком с 26.02.1990г. по 22.12.1992г.
Истец в исковом заявлении просит вновь включить указанный период отпуска по уходу за ребенком с 26.02.1990г. по 22.12.1992г. в специальный стаж, а также включить в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком с 10.05.1993г. по 28.02.1996г.
Период отпуска по уходу за ребенком с 10.05.1993г. по 28.02.1996г. (2 года 9 месяцев 19 дней) не включен ответчиком в специальный стаж.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснялось:
«15. При разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.»
В связи с тем, что период отпуска по уходу за ребенком с 10.05.1993г. по 28.02.1996г. (2 года 9 месяцев 19 дней) имел место после 06.10.1992г., этот период не подлежит включению в специальный стаж, суд отказывает в удовлетворении иска в указанной части.
С учетом зачисления в специальный стаж вышеуказанных спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, специальный стаж истицы к моменту обращения к ответчику составил менее 30 лет, предусмотренных п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В связи с изложенным выше, суд отказывает в удовлетворении иска в части признания незаконным решения ответчика № от 25.07.2018г. об отказе в установлении истице досрочной страховой пенсии по старости. Также суд отказывает в удовлетворения требования об обязании ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 12.07.2018г., поскольку у истицы отсутствует требуемый стаж лечебной деятельности 30 лет.
Руководствуясь ст.ст. 12,194-197,199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Миннегазина Р. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Октябрьский РБ о признании решения незаконным, включении периодов в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Октябрьский РБ включить Миннегазина Р. А. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости (стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 24.02.1998г. по 23.03.1998г. (1 месяц); с 21.04.2003г. по 25.04.2003г. (5 дней), с 20.05.2003г. по 29.05.2003г. (10 дней), с 23.01.2008г. по 29.01.2008г. (7 дней), с 13.02.2008г. по 22.02.2008г. (10 дней), с 28.01.2013г. по 01.02.2013г. (4 дня), с 18.02.2013г. по 01.03.2013г. (14 дней), с 27.09.2017г. по 03.10.2017г. (7 дней), с 19.10.2017г. по 31.10.2017г. (13 дней).
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Миннегазина Р. А. периода отпуска по уходу за ребенком с 10.05.1993г. по 28.02.1996г. (2 года 9 месяцев 19 дней), о признании незаконным решения ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Октябрьский РБ № от 25.07.2018г. об отказе в установлении Миннегазина Р. А. досрочной страховой пенсии по старости, об обязании ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Октябрьский РБ назначить Миннегазина Р. А. досрочную трудовую пенсию по старости с 12.07.2018г., - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан.
Судья С.Ю. Большакова