Дело № 2-1710/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре: Селивановой А.В.,
с участием:
истца Кулешова А.И.,
представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, действующего на основании доверенности Попова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешова Андрея Ивановича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным Решения экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы №15» установить 3 группу инвалидности,
у с т а н о в и л:
Истец Кулешов А.И. обратился в суд с настоящим иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России) Бюро медико – социальной экспертизы №15», с учетом заявленных требований, просит:
1. Признать незаконным Решение экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом. 2. Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы №15» установить 3 группу инвалидности.
В обоснование заявленных истцом требований указано, что в связи со стойким ухудшением своего здоровья - глаукома левого глаза, Кулешов А.И. обратился в Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Минтруда России
за установлением инвалидности. В результате проведения медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы № 15 - филиале Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико - социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации было вынесено следующее экспертное решение: инвалидность не установлена.
Истцу отказали, ссылаясь на п. 8 Приказа Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" Примечание к пункту 8.
Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, основывается на характере и степени выраженности нарушения зрительных функций, основные из которых: острота зрения в условных единицах (ед.) и поле зрения в градусах (°). Состояние зрительных функций определяется с учетом ранжирования их показателей, содержащихся в МКБ-10. Степень нарушения зрительного анализатора оценивается по состоянию функции лучше видящего (или единственного) глаза с оптимальной коррекцией. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (определение ретинальной остроты зрения, вызванных зрительных потенциалов). Учитываются также другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения, активность процесса, время наступления зрительного дефекта, степень адаптивности к нему, вид и особенности коррекции (очковая, контактная, интраокулярная). С вышеуказанным решением истец не согласен, так как фактически является инвалидом, у него имеются значительные нарушения зрения. Зрение ежегодно становится все хуже и хуже, в связи со сложившейся стрессовой ситуацией <данные изъяты> постоянно прогрессирует.
Не согласившись с вышеназванным решением, истец Кулешов А.И. обратился в суд за защитой нарушенных прав.
Истец Кулешов А.И. в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, действующий на основании доверенности Попов А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку имеющиеся у истца заболевания не препятствуют ведению нормального образа жизни, основания для установления инвалидности отсутствуют, в материалы дела представлены письменные возражения (л.д. 39 - 41).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд, считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе, в случае инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
При этом в соответствии с действующим законодательством установление группы инвалидности поставлено в зависимость от состояния здоровья гражданина и лицо, требующее установления какой-либо группы инвалидности, должно доказать, что степень нарушения функций организма в силу имеющегося заболевания является значительной и дает основания для установления группы инвалидности.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п. 7 Правил).
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п. 7 Классификаций и критериев).
Основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания, а его стойкие последствия, которые значительно ограничивают способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение, общаться, ориентироваться, выполнять трудовую деятельность, обучаться.
В соответствии с п. 4 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (п.20 Правил).
Согласно пунктам 21, 22 Правил в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
В силу п. 28 Правил решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему (п. 29 Правил).
Согласно материалам дела, судом установлено, что 19.04.2019 года в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило заявление на медико-социальную экспертизу Кулешова А.И. со справкой об отказе в направлении из ВК лечебного учреждения (л.д. 67 – 68).
29.04.2019 года в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена первично очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена (л.д. 9).
Данное решение было обжаловано истцом в экспертном составе главного бюро.
01.07.2019 года в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро № 15 подтверждено: инвалидность не установлена (л.д. 18).
Кроме того, Кулешов А.И. был освидетельствован в порядке контроля в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).
10.10.2019 года - 11.10.2019 года в экспертном составе № 4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проведена заочная в порядке контроля медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена (л.д. 52 – 54).
В своей работе эксперты руководствовались действующими на момент освидетельствования истца нормативными правовыми актами по медико-социальной экспертизе.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Во исполнение указанных положений были изданы Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Приказ Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При проведении медико-социальной экспертизы установлено, что Кулешов Андрей Иванович 29.04.2019 года обратился в бюро МСЭ №15 со справкой из поликлиники об отказе в направлении на МСЭ, так как не имелось медицинских показаний (л.д. 9). По данным объективного осмотра с применением контрольных методов обследования, проведения экспертного анализа амбулаторной карты, медицинских документов выявлены нарушения <данные изъяты> - 10%, которые являются незначительными, не приводят к ограничению жизнедеятельности, не требуют соцзащиты и не дают основания для определения группы инвалидности./Согласно Приказу Минтруда России от 17.12.2015 г.№1024н/.
Экспертным составом № 2 ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019г. проведено очное контрольное освидетельствование Кулешова А.И., которое подтвердило решение бюро МСЭ №15 от 29.04.2019 г. - инвалидом не признан. 10.10.2019 г. в Федеральном Бюро МСЭ, в экспертном составе №4 в результате контрольной заочной медико-социальной экспертизы решение экспертного состава 2 ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было подтверждено - инвалидом не признан. /Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утв. приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г.№1024н.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ экспертиза назначается судом при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
Согласно ст. 79 ч.2 ГПК РФ, каждая сторона вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом.
По ходатайству представителя ответчика по доверенности Попова А.В. определением суда от 18 июня 2020 года была назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д. 87 - 88). Проведение экспертизы было поручено экспертам ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и в соответствии с определением Центрального районного суда г. Воронежа от 18.06.2020 года в экспертном заключении ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 октября 2020 года указано:
1. У Кулешова Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования его в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019г. - 11.10.2019г. имелась 1 степень выраженности стойких нарушений функций организма (незначительные), установленных с применением раздела II "Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденных приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024-н.
2. У Кулешова Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования его в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019г. - 11.10.2019г. не имелось ограничений жизнедеятельности, установленных с применением раздела III "Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденных приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024-н.
3. У Кулешова Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования его в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019 г. - 11.10.2019 г. оснований для установления группы инвалидности не имелось. Выявленные нарушения здоровья расценены экспертами как стойкие незначительные нарушения <данные изъяты>, что соответствует 10 - 30%, и не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности (установлено, исходя из комплексной оценки функций организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, с применением "Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденных приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024-н и согласно п. 8.1.1 приложения к приказу «Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)». В соответствии с п.п.5, 6 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, оснований для установления группы инвалидности не имелось.
4. Основания для установления группы инвалидности Кулешову Андрею Ивановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент его освидетельствования в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019г. -11.10.2019 г., не имелось.
Заключение судебной экспертизы вынесено в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 г. № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы; - постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»; - приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», а также с помощью исследования представленных медицинских и медико-экспертных документов, актов и протоколов проведения МСЭ, амбулаторной карты, результатов анализов и исследований, выписки из карт амбулаторного и стационарного больного.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).
Оценив заключение судебной экспертизы ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 октября 2020 года в совокупности с другими доказательствами в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд принимает заключение судебной экспертизы в качестве достоверного и допустимого доказательства, подтверждающего, что на момент освидетельствования в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 года, где была проведена первично очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена. Указанное решение было обжаловано истцом в экспертном составе главного бюро, после чего 01.07.2019 г. в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро № 15 подтверждено: инвалидность не установлена. Кроме того, Кулешов А.И. был освидетельствован в порядке контроля в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Также 10.10.2019 года - 11.10.2019 года в экспертном составе № 4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проведена заочная в порядке контроля медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена.
При этом, судом учитывается то, что судебная медико-социальная экспертиза проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ. Данное заключение получено в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его содержание научно обоснованно, выводы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования, в результате их сделаны выводы на поставленные судом вопросы. Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Эксперты, проводившие судебную медико-социальную экспертизу, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в результатах оценки, в деле не имеется, в том числе и потому, что результаты освидетельствований, проведенных различными бюро, согласуются между собой.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании незаконным Решения экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы №15» установить 3 группу инвалидности, являются не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кулешова Андрея Ивановича к ФКУ «Главное бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным Решения экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом, обязании установить 3 группу инвалидности, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме составлено 23 ноября 2020 года.
Дело № 2-1710/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре: Селивановой А.В.,
с участием:
истца Кулешова А.И.,
представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, действующего на основании доверенности Попова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешова Андрея Ивановича к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным Решения экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы №15» установить 3 группу инвалидности,
у с т а н о в и л:
Истец Кулешов А.И. обратился в суд с настоящим иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России) Бюро медико – социальной экспертизы №15», с учетом заявленных требований, просит:
1. Признать незаконным Решение экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом. 2. Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы №15» установить 3 группу инвалидности.
В обоснование заявленных истцом требований указано, что в связи со стойким ухудшением своего здоровья - глаукома левого глаза, Кулешов А.И. обратился в Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Минтруда России
за установлением инвалидности. В результате проведения медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы № 15 - филиале Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико - социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации было вынесено следующее экспертное решение: инвалидность не установлена.
Истцу отказали, ссылаясь на п. 8 Приказа Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" Примечание к пункту 8.
Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, основывается на характере и степени выраженности нарушения зрительных функций, основные из которых: острота зрения в условных единицах (ед.) и поле зрения в градусах (°). Состояние зрительных функций определяется с учетом ранжирования их показателей, содержащихся в МКБ-10. Степень нарушения зрительного анализатора оценивается по состоянию функции лучше видящего (или единственного) глаза с оптимальной коррекцией. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (определение ретинальной остроты зрения, вызванных зрительных потенциалов). Учитываются также другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения, активность процесса, время наступления зрительного дефекта, степень адаптивности к нему, вид и особенности коррекции (очковая, контактная, интраокулярная). С вышеуказанным решением истец не согласен, так как фактически является инвалидом, у него имеются значительные нарушения зрения. Зрение ежегодно становится все хуже и хуже, в связи со сложившейся стрессовой ситуацией <данные изъяты> постоянно прогрессирует.
Не согласившись с вышеназванным решением, истец Кулешов А.И. обратился в суд за защитой нарушенных прав.
Истец Кулешов А.И. в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, действующий на основании доверенности Попов А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку имеющиеся у истца заболевания не препятствуют ведению нормального образа жизни, основания для установления инвалидности отсутствуют, в материалы дела представлены письменные возражения (л.д. 39 - 41).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд, считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе, в случае инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
При этом в соответствии с действующим законодательством установление группы инвалидности поставлено в зависимость от состояния здоровья гражданина и лицо, требующее установления какой-либо группы инвалидности, должно доказать, что степень нарушения функций организма в силу имеющегося заболевания является значительной и дает основания для установления группы инвалидности.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п. 7 Правил).
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п. 7 Классификаций и критериев).
Основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания, а его стойкие последствия, которые значительно ограничивают способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение, общаться, ориентироваться, выполнять трудовую деятельность, обучаться.
В соответствии с п. 4 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (п.20 Правил).
Согласно пунктам 21, 22 Правил в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
В силу п. 28 Правил решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему (п. 29 Правил).
Согласно материалам дела, судом установлено, что 19.04.2019 года в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило заявление на медико-социальную экспертизу Кулешова А.И. со справкой об отказе в направлении из ВК лечебного учреждения (л.д. 67 – 68).
29.04.2019 года в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена первично очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена (л.д. 9).
Данное решение было обжаловано истцом в экспертном составе главного бюро.
01.07.2019 года в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро № 15 подтверждено: инвалидность не установлена (л.д. 18).
Кроме того, Кулешов А.И. был освидетельствован в порядке контроля в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).
10.10.2019 года - 11.10.2019 года в экспертном составе № 4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проведена заочная в порядке контроля медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена (л.д. 52 – 54).
В своей работе эксперты руководствовались действующими на момент освидетельствования истца нормативными правовыми актами по медико-социальной экспертизе.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Во исполнение указанных положений были изданы Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Приказ Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При проведении медико-социальной экспертизы установлено, что Кулешов Андрей Иванович 29.04.2019 года обратился в бюро МСЭ №15 со справкой из поликлиники об отказе в направлении на МСЭ, так как не имелось медицинских показаний (л.д. 9). По данным объективного осмотра с применением контрольных методов обследования, проведения экспертного анализа амбулаторной карты, медицинских документов выявлены нарушения <данные изъяты> - 10%, которые являются незначительными, не приводят к ограничению жизнедеятельности, не требуют соцзащиты и не дают основания для определения группы инвалидности./Согласно Приказу Минтруда России от 17.12.2015 г.№1024н/.
Экспертным составом № 2 ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019г. проведено очное контрольное освидетельствование Кулешова А.И., которое подтвердило решение бюро МСЭ №15 от 29.04.2019 г. - инвалидом не признан. 10.10.2019 г. в Федеральном Бюро МСЭ, в экспертном составе №4 в результате контрольной заочной медико-социальной экспертизы решение экспертного состава 2 ФКУ «Главное Бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было подтверждено - инвалидом не признан. /Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утв. приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г.№1024н.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ экспертиза назначается судом при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
Согласно ст. 79 ч.2 ГПК РФ, каждая сторона вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом.
По ходатайству представителя ответчика по доверенности Попова А.В. определением суда от 18 июня 2020 года была назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д. 87 - 88). Проведение экспертизы было поручено экспертам ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и в соответствии с определением Центрального районного суда г. Воронежа от 18.06.2020 года в экспертном заключении ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 октября 2020 года указано:
1. У Кулешова Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования его в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019г. - 11.10.2019г. имелась 1 степень выраженности стойких нарушений функций организма (незначительные), установленных с применением раздела II "Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденных приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024-н.
2. У Кулешова Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования его в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019г. - 11.10.2019г. не имелось ограничений жизнедеятельности, установленных с применением раздела III "Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденных приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024-н.
3. У Кулешова Андрея Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования его в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019 г. - 11.10.2019 г. оснований для установления группы инвалидности не имелось. Выявленные нарушения здоровья расценены экспертами как стойкие незначительные нарушения <данные изъяты>, что соответствует 10 - 30%, и не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности (установлено, исходя из комплексной оценки функций организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, с применением "Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденных приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024-н и согласно п. 8.1.1 приложения к приказу «Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)». В соответствии с п.п.5, 6 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, оснований для установления группы инвалидности не имелось.
4. Основания для установления группы инвалидности Кулешову Андрею Ивановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент его освидетельствования в бюро № 15-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 г., в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 01.07.2019 г., в экспертном составе №4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 10.10.2019г. -11.10.2019 г., не имелось.
Заключение судебной экспертизы вынесено в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 г. № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы; - постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»; - приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. №1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», а также с помощью исследования представленных медицинских и медико-экспертных документов, актов и протоколов проведения МСЭ, амбулаторной карты, результатов анализов и исследований, выписки из карт амбулаторного и стационарного больного.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).
Оценив заключение судебной экспертизы ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 октября 2020 года в совокупности с другими доказательствами в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд принимает заключение судебной экспертизы в качестве достоверного и допустимого доказательства, подтверждающего, что на момент освидетельствования в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 29.04.2019 года, где была проведена первично очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена. Указанное решение было обжаловано истцом в экспертном составе главного бюро, после чего 01.07.2019 г. в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро № 15 подтверждено: инвалидность не установлена. Кроме того, Кулешов А.И. был освидетельствован в порядке контроля в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Также 10.10.2019 года - 11.10.2019 года в экспертном составе № 4 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проведена заочная в порядке контроля медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена.
При этом, судом учитывается то, что судебная медико-социальная экспертиза проведена уполномоченным на проведение подобного рода экспертиз экспертным учреждением, квалифицированными экспертами в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ. Данное заключение получено в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его содержание научно обоснованно, выводы ясны, конкретны, однозначны и не противоречивы, согласуются между собой и с другими материалами дела. Заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования, в результате их сделаны выводы на поставленные судом вопросы. Исследования отвечают требованиям объективности, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Эксперты, проводившие судебную медико-социальную экспертизу, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в результатах оценки, в деле не имеется, в том числе и потому, что результаты освидетельствований, проведенных различными бюро, согласуются между собой.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании незаконным Решения экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы №15» установить 3 группу инвалидности, являются не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кулешова Андрея Ивановича к ФКУ «Главное бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России о признании незаконным Решения экспертного состава Бюро медико-социальной экспертизы №15 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 29.04.2019г. об отказе в признании инвалидом, обязании установить 3 группу инвалидности, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме составлено 23 ноября 2020 года.