УИД 77RS0016-02-2023-016652-06
Дело № 2А-1147/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2023 года адрес
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1147/2023 по административному иску Илленко Никиты Евгеньевича к военному комиссариату адрес о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,
УСТАНОВИЛ:
Илленко Никита Евгеньевич обратился в суд с административным иском военному комиссариату адрес о признании незаконным решения от 08.06.2023 года об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В обоснование административного иска указано, что Илленко Н.Е. состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) адрес. 14.09.2022 года на основании ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации административным истцом подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Заявление административного истца было рассмотрено на заседании призывной комиссии 08.06.2023 года. где на основании приведенных Илленко Н.Е. доводов и документов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, было принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» на заседании административный истец попросил пригласить свидетелей, способных подтвердить у Илленко Н.Е. этих убеждений, но члены призывной комиссии приглашать их отказались, тем самым не дав ему возможности подтвердить достоверность своих доводов. 03.07.2023 года административным истцом от военного комиссариата адрес получен ответ на его обращение, в котором указан номер протокола и решения призывной комиссии (протокол № 12/АГС-1/1 от 08.06.2023 года). Считает принятое в отношении него решение незаконным.
Административный истец Илленко Н.Е. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика фио в судебное заседание представила личное дело призывника, возражала против административного иска, указала, что административный истец не прошел медицинское освидетельствование и ему не определена категория годности к военной службе.
Административный истец Илленко Н.Е. в судебном заседании против доводов представителя административного ответчика возражал, полагает, что при существующем порядке сначала должно быть рассмотрено заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, после чего призывник должен пройти медкомиссию, после которой на заседании комиссии ему определяется категория годности к военной службе.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом, согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обязанность доказывания - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Порядок, право, основания замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу регламентированы ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 2, 3, 10, 11 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Частями 1, 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ предусмотрено, что граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы (п. 15, 16 Положения № 663).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565.
Согласно пунктами 3 и 4 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования граждан.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, категория годности к военной службе может быть определена только лишь при определившемся врачебно-экспертном исходе.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, определены Требования к состоянию здоровья граждан при призыве на военную службу, включающие Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность граждан к военной службе.
Судом установлено, что Илленко Н.Е. состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) адрес.
14.09.2022 года административным истцом подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
Заявление Илленко Н.Е. о замене военной службы по призыву было рассмотрено 08.06.2023 года на заседании призывной комиссии муниципального образования адрес, вынесено решение об отказе Илленко Н.Е. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на основании абз. 2 п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», в связи с тем, что характеризующие документы и другие данные гражданина не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (протокол № 12/АГС-1/1 от 08.06.2023 года).
Выслушав доводы Илленко Н.Е., проанализировав все представленные документы, члены призывной комиссии пришли к выводу, что само по себе отрицательное представление Илленко Н.Е. к военной службе и его нежелание, в связи с этим, проходить военную службу, не дают право на ее замену альтернативной гражданской службой, поскольку для реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой недостаточно просто заявить о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям; именно гражданин должен обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях гражданина неприятия военной службы.
При этом, административный истец не проходил медицинское освидетельствование врачами-специалистами, в связи с чем сведения о состоянии здоровья административного истца, которые бы позволяли вынести решение об установленной Илленко Н.Е. категории годности, определяемой с учетом имеющихся у административного истца заболеваний при наличии объективных данных, военно-врачебной комиссией не изучались, решение о призыве на военную службу не выносилось.
Из анализа приведенных норм следует, что суд также не вправе самостоятельно установить годность к военной службе призывника, а также категорию годности (негодности) к военной службе, поскольку это бы противоречило действующим нормам законодательства. В соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства право определять категорию годности к военной службе, принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии.
Как следует из имеющихся в личном деле призывника результатов медицинского освидетельствования от 27.02.2020 года, листа медицинского освидетельствования Илленко Н.Е. врачом-окулистом от 27.02.2020 года, листа медицинского освидетельствования врачом-терапевтом, административному истцу на основании ст. 34 п.ст. 2 графы 1, ст. 59 п.ст. «в» графы расписания болезней «Требования к состоянию здоровья отдельных категорий граждан» устанавливалась категория годности к военной службе «Б-3» - годен с незначительными ограничениями к военной службе.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений с административным истцом, альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ).
Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу (который в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании Указов Президента Российской Федерации): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва. Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром на основании п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1999 года N 587).
Помимо сроков подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой граждане обязаны соблюдать порядок подачи и рассмотрения названного заявления: согласно этой же статье граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию; к заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)); к заявлению гражданин вправе приложить другие документы; военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии (ч. 1 указанной статьи).
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
По положениям п. 4 ст. 12 названного Закона гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Как установлено судом из материалов дела, 14.09.2022 года Илленко Н.Е. подал в призывную комиссию объединенного военного комиссариата адрес заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его вероисповеданию.
Согласно указанному заявлению, к нему также приложены автобиография и характеристика с последнего места учебы.
08.06.2023 года призывная комиссия приняла в отношении административного истца решение об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской по основаниям абз. 2 п. 4 ст. 12 Федерального закона № 113-ФЗ от 25.07.2002 года, в связи с тем, что характеризующие документы и другие данные гражданина не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Решение от 08.06.2023 года о призыве Илленко Н.Е. на военную службу принято призывной комиссией адрес единогласно на законных основаниях, в пределах полномочий, имеющихся у призывной комиссии. Нарушений порядка проведения заседания призывной комиссии по делу не установлено.
Поскольку заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой подано Илленко Н.Е. до 1 октября 2022 года, исходя из положений ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 года N 113-ФЗ, п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1999 года N 587), Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2023 года № 220 «О призыве в апреле-июне 2023 года граждан Российской Федерации на военную службу и увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», сроки рассмотрения заявления административного истца призывной комиссией не нарушены.
Доводы истца о наличии у него убеждений, противоречащих несению военной службы, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.06.2014 года № 1470-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29 часть 3; статья 59 часть 3).
По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.10.2006 года № 447-О «По жалобам граждан Ж. и П. на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», статья 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.
Это означает, что гражданину должна быть обеспечена и предоставлена возможность довести до сведения призывной комиссии свои доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы.
Для реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не является достаточным просто заявить о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Именно гражданин должен обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях лица неприятия военной службы, а также представить доказательства своих доводов.
Обязанность гражданина доказать невозможность прохождения военной службы по призыву не только установлена п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", но и напрямую связана с реализацией им конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Таким образом, возложение на гражданина обязанности доказать и обосновать наличие убеждений или вероисповедания, препятствующих прохождению военной службы, не может рассматриваться как противоречащее ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации, поскольку процесс обоснования наличия убеждений или вероисповедания вызван не принуждением гражданина, а его собственной инициативой - заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Аналогична правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 года N 447-О.
Согласно указаний п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела превышение полномочий призывной комиссии либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам административного истца не нашли своего подтверждения. Решение об отказе в замене военной службы альтернативной вынесено после изучения всех представленных истцом сведений, мотивировано недоказанностью обстоятельств, на которые ссылался заявитель.
Как видно из материалов дела, в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой Илленко Н.Е. указывал о том, что его личным убеждениям, основанным на Библейских принципах, противоречит несение военной службы.
Характеристика, выданная Илленко Н.Е. по месту учебы ГБПОУ ОКГ «Столица» 13.09.2022 года, содержит указание на положительные качества заявителя, однако, также как и автобиография, не содержит данных о наличии у заявителя прочно сформировавшихся убеждений, которые препятствуют прохождению военной службы.
Представленные в материалы дела административным истцом справка фио «Церковь Преображения Господня» исх. № 12/09-01 от 13.09.2022 года, справка-подтверждение РО ДОО ВО «Тюменская Библейская фио фио» от 26.04.2023 года также не могут свидетельствовать о наличии у Илленко Н.Е. прочно сформировавшихся убеждений, которые препятствуют прохождению военной службы.
Как видно из материалов дела, в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, Илленко Н.Е. высказал непринятие связанных с военной службой обязательств, поскольку для него Библия является абсолютным приоритетом.
В листе изучения призывника, содержащемся в личном деле призывника фио, указано, что он желает служить в ВДВ.
Иных данных, кроме указанных документов и пояснений о том, что он имеет убеждения, противоречащие несению военной службы, фио не представил.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что административный истец является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) адрес, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
Административный истец не обосновал с достаточной полнотой и достоверностью наличие серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и его убеждениями и вероисповеданием, который вызвал бы неприятие им военной службы, а также, что неприятие военной службы, на которое ссылается фио, является именно его убеждением, которое прочно сформировалось.
Приводимые административным истцом доводы не согласуются с положениями ст. 59 Конституции Российской Федерации, в силу которой защита Отечества признается долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а право гражданина на альтернативную службу связывается с наличием определенных условий и не гарантировано любому, кто заинтересован в том, чтобы избежать прохождения военной службы.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, административным истцом не приведены доводы и доказательства нарушения процедуры принятия решения призывной комиссии.
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
По данному делу таких обстоятельств не установлено.
Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 9 ГК Российской Федерации граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Также, по правилу допустимости доказательств, указанным в статье 59 КАС РФ, обстоятельства дела которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 61 КАС РФ).
На основании абз. 2 п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, судом установлено, что Илленко Н.Е. не были выполнены требования Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" при подаче заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку он обратился с таким заявлением в нарушение порядка обращения.
Иные доводы административного истца, указанные в обоснование своих требований, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» в соответствии с компетенцией призывной комиссии, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Оспариваемое решение вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2023 года № 220 «О призыве в апреле-июне 2023 года граждан Российской Федерации на военную службу и увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя.
Поскольку указанная совокупность по административному делу не установлена, оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах полномочий, предоставленных законом, и не нарушают права административного истца, основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░