Определение суда апелляционной инстанции от 02.07.2019 по делу № 33а-3198/2019 от 28.06.2019

33а-3198/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Москва                                                        02 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,

судей Коневой С.И., Харитонова Д.М.,

при секретаре Зейналян Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И., административное дело по апелляционным жалобам Савушкина В.А. и Савушкиной Г.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года по административному делу по административным исковым заявлениям Савушкина В.А. и Савушкиной Г.В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росрестра» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании действий незаконным,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Савушкин В.А. и Савушкина Г.В. обратились в суд с административными исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, в котором просили признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росрестра» по Московской области и Управления Росреестра по Московской области, выразившиеся во внесении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний магистрального газопровода-перемычки «Горький Центр  КС Серпуховская» с реестровым номером 50.32.2, зоне минимальных расстояний ГРС «Михайловка» с реестровым номером 50.32.2.160, зоне минимальных расстояний магистрального газопровода «КРП14  Серпухов» от 0 до 115,4 км и линейных сооружений магистральных газопровоов «Тула  Торжок», «Елец  Серпухов с реестровым номером 50.00.2.1085; возложить на Управление Росреестра по Московской области исключить указанные сведения из ЕГРН.

В обоснование доводов указали, что им принадлежат земельные участки, расположенные в д. *** Серпуховского района Московской области, которые относятся к землям населенного пункта и предназначены для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

На момент приобретения земельных участков они не имели обременений и ограничений.

На участок, принадлежащий Савушкину В.А., в 2015 году был выдан градостроительный план, согласно которому на земельном участке можно строить здания, строения, в том числе и индивидуальный жилой дом.

Во время нахождения земельного участка в собственности уведомлений об ограничениях использования земельного участка связанных с включением земельного участка в состав зон с особыми условиями использования территорий не поступало.

Впоследствии им стало известно о постановке на кадастровый учет зон с особыми условиями использования территории, связи с чем их земельные участки оказались включенными в состав этих зон.

При этом сведения о том, на основании каких актов властных органов установлены данные зоны, отсутствуют.

В связи с чем полагают, что информация о зонах с особыми условиями использования территории была внесена с нарушением законодательства, а также, что размер установленных охранных зон не соответствует размеру предусмотренному законодательством для охранных зон магистральных трубопроводов. Кроме того, указывают, что понятие зоны минимальных расстояний в законодательстве РФ отсутствует.

Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционных жалобах Савушкин В.А. и Савушкина Г.В. просят решение суда отменить.

В обоснование доводов ссылаются на доводы, аналогичные указанным в административном исковом заявлении и полагают, что им не было дано надлежащей оценки.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Савушкин В. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в д. *** Серпуховского района Московской области.

Земельный участок принадлежит ему на основании договора купли продажи от 25.07.2008 года, заключенного с администрацией Серпуховского муниципального района в результате публично проведенного открытого аукциона.

Земельный участок относится к землям населенного пункта и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.

Савушкина Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, также расположенного в д. *** Серпуховского района Московской области. Участок относится к землям населенного пункта и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.

Право собственности на земельный участок возникло у Савушкиной Г.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2015 года, заключенного с Савушкиным В.А.

В свою очередь право собственности на данный земельный участок возникло у Савушкина В.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.07.2008 года, заключенного с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области в результате проведения публичного аукциона.

По состоянию на 19.06.2018 года в ЕГРН содержатся сведения о зонах с особыми условиями использования территории:

«Зона минимальных расстояний ГРС «Михайловка» с учетным номером 50.32.2.160 (далее - Охранная зона 1);

«Зона минимальных расстояний газопровода-перемычки «Горький - Центр - КС Серпуховская» с учетным номером 50.32.2.166 (далее - Охранная зона 2);

«Зона минимальных расстояний магистрального газопровода «КРП 14 -Серпухов» (от 0 км до 115,4 км), линейных сооружений - магистральных газопроводов «Тула- Торжок» (от 66,5 км до 176 км), «Елец-Серпухов» (от 229,2 км до 294,9 км) с учетным номером 50.00.2.1085 (далее - Охранная зона 3).

Сведения об Охранной зоне 1 внесены в Реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий 18.04.2016 года на основании заявления ООО «Газпром трансгаз Москва» Серпуховское линейное производственное управление магистральных газопроводов.

Сведения об Охранной зоне 2 внесены в указанный Реестр сведений о границах 19.04.2016 года на основании заявления ООО «Газпром трансгаз Москва» Серпуховское линейное производственное управление магистральных газопроводов.

Сведения об Охранной зоне 3 внесены в указанный Реестр сведений о границах 06.04.2017 года на основании заявления ООО «Газпром трансгаз Москва» Московское линейное производственное управление магистральных газопроводов.

По состоянию на 19.06.2018 года в ЕГРН содержатся сведения об ограничениях прав на земельные участки, принадлежащие административным истцам в связи с тем, что земельные участки входят в границы указанных охранных зон.

Газопровод введен в эксплуатацию задолго до возникновения прав административных истцов на указанные земельные участки

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых действий.

При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они обоснованы, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

Так, минимально допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов определены в Своде правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», который, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 года  2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», составляет дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.10.2015 года  2318-О, любые работы и действия, производимые в охранных зонах магистральных трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода.

Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в ст. 42 Земельного кодекса РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3); реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абз. шестой п. 4).

Таким образом, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

В соответствии с положениями ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены, в том числе, в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Применительно к рассматриваемому случаю спорные ограничения установлены в зонах с особыми условиями использования территорий.

Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 года  57-ФЗ «О государственной охране» зона с особыми условиями использования территорий - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия ее использования.

В силу пунктов 6, 25 ст. 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Тем самым законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий охранная зона трубопроводов и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 года  69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 года  69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Сводом правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.

Таким образом, охранная зона и зона минимальных расстояний являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

Установление зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний является законодательно установленной обязанностью и вопреки доводам административных истцов не требует дополнительного издания органом государственной власти или местного самоуправления соответствующего акта.

Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 года  2318-О.

Поэтому внесение в ЕГРН указанных  сведений направлено, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах, в том числе о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной выше, правовое регулирование в части установления федеральным законодателем ограничений фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, не может рассматриваться как направленное на ограничение прав собственников и не обусловленное конституционно значимыми целями.

Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

Отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРН, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 года  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 3 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено включение в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

Минимальные расстояния, как указывалось выше, установлены соответствующими правилами.

Как следствие, внесение в ЕГРН соответствующих сведений об обременении в виде зон минимальных (минимально допустимых) расстояниях до трубопроводов не может нарушать права и законные интересы истца; определение территориальных границ таковых зон поставлено в зависимость, в том числе, от технических характеристик трубопровода, установленных нормативов.

Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 года  342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс РФ дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 ст. 105 ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

        При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем судебная коллегия полагает об ошибочности выводов суда о пропуске административными истцами срока обращения в суд. Вывод об этом подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.

Данное обстоятельство не повлияло на правильность выводов суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем не может являться основанием для отмены решения суда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд первой инстанции правильно оценил собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировал установленные по делу обстоятельства и основания принятия оспариваемых решений и правильно применив нормы права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании и ошибочном понимании норм действующего законодательства, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 308  309 ░░ , ░░░░░░░ ░░░░░░░ 

 

          :

 

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ . ░░░░░  22 ░░░░░ 2018 ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ..  ░░░░░░░░ ..  ░░ ░░░░░░░░░░░░.

 

 

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

 

 

░░░░░

33а-3198/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 02.07.2019
Истцы
Савушкин В.А.
Савушкина Г.В.
Ответчики
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра
Федеральная служба государственной регистрации , кадастра и картографии по Московской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Управление Росреестра по Московской области
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее