Дело № 2-1-124/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03.05.2017 г.
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Ульяновой А.А.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием:
представителя истца - адвоката Марохиной Л.Д.,
представителей ответчиков Максимовой Е.М., Трусова О.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области дело по иску Куприянова Б. П. к администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области, СНД города Лакинска Собинского района Владимирской области об обязании назначения пенсии за выслугу лет, выплате пенсии со дня обращения, признании недействительным и отмене распоряжения об увольнении,
установил:
Куприянов Б.П. обратился в суд с иском к администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области о назначении пенсионного обеспечения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является <данные изъяты> в отставке и получает пенсию за выслугу лет, которая составляет <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Совета народных депутатов г. Лакинска NN от ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен трудовой договор в связи с избранием главой муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области, в данной должности он работал на постоянной основе до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в трудовой книжке.
07.07.2016 г. истец обратился в администрацию г. Лакинска с заявлением о зачете службы в органах внутренних дел в муниципальный стаж и об установлении муниципальной пенсии за выслугу лет, в назначении пенсии было отказано.
Считая отказ необоснованным, истец обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что согласно ст. 34 Уставу города Лакинска и Решению Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области от 23.11.2007 г. № 134/20 «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы», утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Лакинск. В соответствии с данным положением он, как лицо, имеющее необходимый стаж работы (службы) более 15 лет и занимавшее должность, указанную в Приложении № 2 Решения, имеет право на соответствующее пенсионное обеспечение.
В настоящее время он не работает, не проходит службу в государственных, муниципальных органах, предусмотренных законом и другими нормативными актами оснований для отказа в пенсионном обеспечении, не имеется. Просил суд обязать администрацию г. Лакинска Собинского района Владимирской области назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании г. Лакинск и обязать выплачивать эту пенсию, начиная со дня обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 20.02.2017 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Совет народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области.
В ходе судебного разбирательства, истцом первоначально заявленные требования дополнены требованием о признании недействительным и отмене распоряжения № 8/1-р от 09.09.2015 г. об его увольнении по п. 4 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку данный документ является недействительным, не имеющим юридической силы. Истец указал, что на ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске, уведомлений о проведении заседания Совета не получал, о заседании никто не сообщал, с распоряжением № 8/1-р от 09.09.2015 г. об увольнении ознакомлен не был. Запись в трудовой книжке произведена на основании единственно существовавшего и, в соответствии с законом изданного, распоряжения об его увольнении в связи с истечением срока полномочий. Он принимал участие в предвыборной борьбе, был выдвинут кандидатом на выборы в СНД города Лакинска. Конкурентами были приняты различные меры, чтобы дискредитировать его и не допустить повторного избрания. Доходившие до него от третьих лиц слухи об инициировании его досрочного отстранения от должности, за неделю до выборов, он воспринимал как часть предвыборной компании оппонентов. Он понимал, что против него ведется массированная жесткая агитация, предварительное настроение избирателей ему было понятно. В связи с этим, а также ввиду необходимости решения накопившихся проблем, ДД.ММ.ГГГГ он на один день прерывал свой отпуск, выходил на работу, делал устные и письменные распоряжения, было издано распоряжение NN от ДД.ММ.ГГГГ. об отзыве его из отпуска на один день. В тот же день им был подготовлен проект его увольнения с открытой датой, поскольку он не знал о дате первого заседания вновь избранного СНД. После выборов, состоявшихся 13.09.2015 г., на которых он не прошел в СНД г. Лакинска, он выяснил, что первое заседание СНД назначено на 21.09.2015г., и на нем был избран новый глава города. В тот же, либо на следующий день, заведующим орготделом аппарата СНД г. Лакинска была сделана запись в трудовой книжке на основании единственного распоряжения об его увольнении в связи с истечением срока полномочий NN от ДД.ММ.ГГГГ Никаких других решений и распоряжений на тот момент не было, полагает, что распоряжение № 8/1-р от 09.09.2015 года не соответствует действительности, было издано позже, и направлено на создание препятствий для реализации его законных прав.
Истец Куприянов Б.П., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца - адвокат Марохина Л.Д., действующая по ордеру и доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме. Дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления и дополнения к иску. Дополнительно пояснила, что Куприянов Б.П. имеет право на муниципальную пенсию, поскольку работал на выборной должности, и уволен в связи с истечением срока полномочий. Уставом предусмотрено пенсионное обеспечение, руководствоваться законом о муниципальной службе нельзя. Оснований для досрочного освобождения не было, основания увольнения надуманные, заседание проведено в период нахождения истца в отпуске, о заседании Совета истец не извещался, с решением Совета истец ознакомлен не был, распоряжение об увольнении является недействительным и подлежит отмене. Истец обращался с заявлением в Совет народных депутатов г. Лакинска, 18.01.2017 г. обратился с заявлением к Главе администрации г. Лакинска, был получен ответ от 15.02.2017 г. о направлении данного заявления для рассмотрения по существу в СНД. Истец обращался за пенсионным обеспечением, был Главой г. Лакинска, полагал, что имеет право на пенсионное обеспечение, поскольку имел необходимый стаж и был уволен по истечению срока полномочий. 21.09.2015 г. решением Совета главой города было назначено другое лицо, полномочия Куприянова Б.П. прекратились. Куприяновым Б.П. было издано распоряжение NN от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении его полномочий как Главы города Лакинска со дня вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования, об его увольнении с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока полномочий трудового договора в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Запись в трудовую книжку внесена на основании данного распоряжения. Данная должность не входит в список должностей муниципальных служащих, руководствоваться законом о муниципальной службе нельзя, поскольку пенсионное обеспечение предусмотрено положениями Устава МО г. Лакинск.
Представитель администрации МО г. Лакинск Максимова Е.М., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, полагая их незаконными и необоснованными, представила письменный отзыв (л.д. 199-200), в котором указала, а суду пояснила, что муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. Статья 1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и ст. 1 Закона Владимирской области «О муниципальной службе во Владимирской области» № 58-ОЗ прямо указывают на то, что статус выборных должностных лиц местного самоуправления данными законами не определяется. Куприянов Б.П., занимая должность Главы города в СНД г. Лакинска, являлся выборным должностным лицом, наименование которого отсутствует в реестре муниципальных служащих СНД, и трудовой контракт с Куприяновым Б.П. не заключался. Кроме того, Куприянов Б.П. ДД.ММ.ГГГГ удален в отставку в соответствии со ст. 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», что не дает право на дополнительное обеспечение, причина увольнения не предусмотрена п. 2 Положения о пенсионом обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в МО город Лакинск. Требование о признании недействительным и отмене распоряжения № 8/1-р от 09.09.2015 г. является необоснованным, поскольку распоряжение издано на основании вступившего в силу решения СНД. В соответствии с Уставом МО г. Лакинск, основанием для удаления главы МО в отставку является исключительно решение СНД г. Лакинска, в связи с чем, отмена распоряжения об увольнении истца не устранит основание его увольнения. Довод о том, что истец не знал об основании, по которому было произведено удаление от занимаемой должности, является необоснованным, поскольку решение было опубликовано в СМИ.
Представитель СНД г. Лакинска Собинского района Владимирской области Трусов О.В., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился, полагая их незаконными и необоснованными, представил письменный отзыв, аналогичный отзыву представителя администрации (л.д.211-214), который полностью поддержал. Дополнительно пояснил, что Куприянов Б.П. обращался в СНД с заявлением об установлении муниципальной пенсии, в чем ему было отказано, поскольку Куприянов Б.П. находился на выборной должности, которая в соответствии с федеральным законодательством не относится к категории муниципальных служащих. Обжалуемое распоряжение об увольнении является вторичным, вытекает из решения об удалении в отставку, которое истцом не обжаловалось. В книге приказов распоряжения NN от ДД.ММ.ГГГГ нет. Данное распоряжение Куприяновым Б.П. издано при подготовке к истечению срока полномочий, но затем прошло заседание Совета, на котором было принято другое решение.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд признает требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть1 ) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П; Определения от 8 февраля 2001 года № 45-О, от 10 октября 2013 года № 1591-О и др.).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 его статьи 23 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с пунктами 2,4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Это законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении № 1591-О от 10 октября 2013 года, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления обеспечивает участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (часть статьи 130, часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
В статье 34 указанного закона перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.
В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.
В соответствии с Законом Владимирской области от 07.04.2008 года № 46-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях Владимирской области», гарантии осуществления полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях Владимирской области устанавливаются уставами муниципальных образований области в соответствии федеральными законами и настоящим Законом (ст.2).
Судом установлено и подтверждается справкой <данные изъяты> Куприянов Б.П., <данные изъяты>, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей». Уволен из <данные изъяты> по достижении предельного возраста с должности <данные изъяты>. Выслуга лет: календарная - <данные изъяты>; льготная - <данные изъяты> (л.д. 19).
На основании решения СНД города Лакинска Собинского района Владимирской области от 24.03.2011 г. № 1/1 «О выборах главы муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» Куприянов Б.П. был избран главой муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, работающим на постоянной основе (л.д. 92),о чем 25.03.2011 г. внесена запись в трудовую книжку (л.д.10).
Решением СНД города Лакинска Собинского района Владимирской области № 93/15 от 09.09.2015 г. «Об удалении главы муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) в отставку», глава муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) Куприянов Б.П. удален в отставку. Решение вступает в силу с момента его вынесения и полежит официальному опубликованию в газете «Доверие» не позднее чем через пять дней со дня его принятия (л.д.93).
Решение СНД города Лакинска от 09.09.2015 г. № 93/15 опубликовано в газете «Доверие» 15.09.2015 г. № 68 (11230) (л.д.148-149).
Распоряжением и.о. главы города от 09.09.2016 г. № 8-1/р Куприянов Б.П. уволен в соответствии с п.4 ч.1 ст. 77 ТК РФ 09.09.2015 г. (л.д. 94).
Согласно записи NN в трудовой книжке Куприянова Б.П. (л.д.10), он уволен в связи с истечением срока полномочий трудового договора в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ на основании распоряжения NN от ДД.ММ.ГГГГ
Истцом представлена копия распоряжения NN от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Куприянова БП. (л.д. 161), за его подписью, из которого следует:
1. Прекратить полномочия Главы города Лакинска Куприянова Б.П. с «____» сентября, со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
2. Уволить Куприянова Б.П. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока полномочий трудового договора в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Куприянов Б.П. осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления - главы муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области, и председателя СНД г. Лакинска в соответствии со ст. 24 Устава (полномочия председателя Совета народных депутатов исполняет глава муниципального образования, избранный Советом народных депутатов из своего состава; Глава МО руководит работой Совета, руководит работой аппарата Совета народных депутатов), то есть являлся лицом, замещавшим выборную муниципальную должность в течение одного срока полномочий.
07.07.2015 г. Куприянов Б.П. обратился к Главе города Лакинска с заявлением о зачете периодов службы в <данные изъяты> в стаж муниципальной службы и установлении муниципальной пенсии за выслугу лет, как лицу, проработавшему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (л.д. 21, 219).
Заявление Куприянова Б.П. было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по установлению стажа муниципальной службы в Совете народных депутатов города Лакинска, оформленном протоколом NN (л.д.215-216). Письмом заведующего организационным отделом аппарата СНД города Лакинска, секретаря комиссии по установлению стажа муниципальной службы в СНД города Лакинска от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным письмом главы города Лакинска от ДД.ММ.ГГГГ Куприянову Б.П. было сообщено об отсутствии правовых оснований для установления ему муниципального стажа, и назначении муниципальной пенсии за выслугу лет со ссылкой на положения Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Владимирской области «О муниципальной службе во Владимирской области», которые не определяют статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, поскольку указанные лица (замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими (л.д. 217-218).
По общему правилу, закрепленному пунктом 3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Согласно ст. 27 Устава МО г. Лакинск, полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, за исключением случаев досрочного прекращения его полномочий.
В соответствии со ст. 29 Устава полномочия Главы муниципального образования город Лакинск прекращаются досрочно в том числе, в случае его удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона (подп.2.1 п.1).
В соответствии с частью первой статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), при этом одним из оснований для этого является пункт 4 части 2 статьи 74.1 вышеуказанного Федерального закона.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (часть 15 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 17 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.
Аналогичная процедура удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрена статьей 59 Устава муниципального образования город Лакинск (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В части порядка исчисления стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим действуют следующие нормативно-правовые акты.
Часть 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть1).
Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы государственного гражданского служащего.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Частью 1 ст. 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрены общие правила зачета в стаж (общую продолжительность) гражданской службы периодов замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных должностей; муниципальных должностей; должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Часть 2 приведенной статьи предусматривает возможность включения в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей, устанавливаемых указом Президента РФ.
Во исполнение данной правовой нормы Президентом Российской Федерации издан Указ от 19.11.2007 № 1532 «О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ».
В пункте указанного нормативного акта установлено, что периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.
Суд согласен с доводами представителей ответчиков о том, что Законом Владимирской области от 30.05.2007 г. № 58-ОЗ не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Однако, в силу требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок назначения и выплаты ежемесячных доплат к пенсии по старости выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим определяется их уставами.
В соответствии со ст. 34, 35 Устава МО город Лакинск (л.д.97-130), лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, депутатам, работавшим на постоянной основе, после прекращения исполнения полномочий на постоянной основе дополнительное пенсионное обеспечение к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173 0ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», осуществляется применительно к условиям пенсионного обеспечения муниципальных служащих. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом Владимирской области от 27.08.2004 г № 135-ОЗ «О государственной гражданской службе Владимирской области». Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Владимирской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Владимирской области, на основании Положения «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы», утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск» (л.д.121).
Решением Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области № 134/20 от 23.11.2007 г. утверждено «Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном образовании город Лакинск», которое регулирует порядок пенсионного обеспечения за счет средств бюджета муниципального образования город Лакинск муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования город Лакинск, в структуру которых входят Совет народных депутатов муниципального образования город Лакинск, администрация муниципального образования город Лакинск (л.д.42-47).
Как следует из ст. 2 Положения о пенсионном обеспечении, муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:
1) сокращение должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления;
2) соглашение сторон трудового договора;
3) истечение срока действия срочного трудового договора;
4)расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего (в связи с выходом на пенсию);
5)расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя (по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением);
6) перевод муниципального служащего по его просьбе или с его согласия на другую муниципальную службу;
7) отказ муниципального служащего от перевода на иную должность муниципальной службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же муниципальном органе;
8) отказ муниципального служащего от перевода в другую местность вместе с муниципальным органом;
9) обстоятельства, не зависящие от воли сторон трудового договора (в связи с избранием или назначением муниципального служащего на выборную должность, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, признанием муниципального служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; достижением муниципальным служащим предельного возраста пребывания на муниципальной службе - 65 лет;
10) упразднение органа местного самоуправления.
Следовательно, из п. 2 данного Положения следует, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, которые имеют стаж муниципальной службы 15 лет и уволены с данной службы по основаниям, предусмотренным в этом пункте. При этом перечень таких оснований является исчерпывающим.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также к пенсии, назначенной в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей». В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы в соответствии со статьей 25 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», статьей 20 Закона Владимирской области от 30.05.2007 г. № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области», законом Владимирской области от 18.12.2008 № 213-ОЗ «О периодах службы (работы), включаемых в стаж муниципальной службы, и порядке его исчисления».
Лицам, которым пенсия за выслугу лет назначена в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей», устанавливается минимальный размер пенсии за выслугу лет, определенной настоящим Положением (п.7).
В Приложении № 2 к решению Лакинского городского Совета народных депутатов от 23.11.2007 г. № 134/20 установлено соотношение должностей для расчета пенсии за выслугу лет, в т.ч. Глава города, Председатель Совета народных депутатов (л.д.49).
Судом установлено, что Куприянов Б.П. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом включения в стаж периода службы в <данные изъяты> имеет необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет на основании Устава МО город Лакинск и «Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном образовании город Лакинск».
Однако, из протокола заседания Совета народных депутатов города Лакинска NN от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что «Рассмотрев инициативу депутатов Совета народных депутатов города Лакинска Собинского района об удалении главы муниципального образования город Лакинск Собинского района, материалы проверки Счетной палаты Владимирской области и представление Собинской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 1 и пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 10 пункта 1 статьи 23, подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 29, подпункта 5 пункта 2 статьи 59.1 Устава города Лакинска Владимирской области», решили: Главу муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) Куприянова Б.П. удалить в отставку» (л.д.201-209).
Решением СНД города Лакинска Собинского района Владимирской области № 93/15 от 09.09.2015 г. Глава муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) Куприянов Б.П. удален в отставку (л.д. 80).
Данное решение СНД города Лакинска от 09.09.2015 г. № 93/15 опубликовано в газете «Доверие» 15.09.2015 г. № 68 (11230) (л.д.148-149).
Данное решение вступило в законную силу с момента его вынесения, в течение 10 дней со дня официального опубликования обжаловано не было.
На основании данного решения, распоряжением № 8/1-р от 09.09.2015 г. Куприянов Б.П. ДД.ММ.ГГГГ уволен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 77 ТК РФ (л.д. 94).
Указанное основание увольнения не включено в перечень п. 2 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном образовании город Лакинск, следовательно, оснований для назначения Куприянову Б.П. пенсии за выслугу лет и выплате со дня обращения не имеется.
Поскольку решение СНД города Лакинска от 09.09.2015 г. № 93/15, на основании которого уволен истец, вступило в законную силу, требований о признании недействительным и отмене распоряжения № 8/1-р от 09.09.2015 г. суд также не находит.
При этом, доводы представителя о том, что Куприянов Б.П. уволен на основании распоряжения NN от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока полномочий трудового договора в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 77 ТК РФ, суд находит несостоятельными, поскольку, при наличии вступившего в законную силу решения СНД города Лакинска от 09.09.2015 г. № 93/15, опубликованного в печати, данное распоряжение юридической силы не имеет, также как и запись в трудовой книжке об увольнении на основании данного распоряжения.
Кроме того, в книге учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним Лакинского городского Совета народных депутатов (л.д.156), основанием увольнения Куприянова Б.П. указано распоряжение № 8/1 от 09.09.2015 г.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Куприянова Б. П. к администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области, СНД города Лакинска Собинского района Владимирской области об обязании назначения пенсии за выслугу лет, выплате пенсии со дня обращения, признании недействительным и отмене распоряжения № 8/1-р от 09.09.2015 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (А.А.Ульянова)