Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года г. Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
при секретаре Баймуратовой Р.М.,
с участием прокурора Рябовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Баймакского района РБ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении к информации,
установил:
Прокурор Баймакского района РБ обратился в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении к информации, указывая, что прокуратурой Баймакского района РБ в рамках надзора за исполнением требований миграционного законодательства.
Прокурор указывает, что путем мониторинга сайтов сети Интернет выявлена страница в свободном доступе, содержащие информацию, распространение которого запрещено, а именно сайт, на котором размещена запрещенная информация с предложением о приобретении паспорта гражданина Российской Федерации. Выявленный сайт, размещен в сети «Интернет» по адресу: http://passports-white.com/.
Вход на указанный сайт является свободным, не требующим дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование, и распространение отсутствуют.
В соответствии ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.1 и п.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространении информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии ст. 9 Федерального закона № 149 предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты и основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действии нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по электронному адресу: http://passports-white.com/, может быть ограничен.
Данный сайт подлежит признанию в качестве информации, которая в Российской Федерации запрещена, для последующего включения в сайтов в Единый реестров доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространению которой в РФ запрещено.
В силу п.п. 2,3 Правил создания, формирования, и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сайтов в информационно- телекоммуникационной сети Интернет содержащие информацию распространение которого запрещено на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10. 2012 №1101, создания, формирование и введение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
Прокурор просит суд признать материал, размещенный по электронному адресу: http://passports-white.com/ информацией, нарушающей требования Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологи й и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области запрещенной информация с предложением о покупке паспорта гражданина Российской Федерации для иностранных граждан, путем внесения доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства в области запрещенной информации с предложением о приобретении паспорта гражданина Российской Федерации, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» адрес интернет-ресурса: http://passports-white.com/.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании прокурор Рябова В.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, оценив их в совокупности с данными, добытыми в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.1 и п.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространении информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии ст. 9 Федерального закона № 149 предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты и основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действии нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по электронному адресу: http://passports-white.com/, может быть ограничен.
Из материалов дела следует, что актом осмотра сайтов в сети Интернет от 19.03.2018 года в помещении служебного кабинета прокуратуры Баймакского района произведен осмотр сайта: http://passports-white.com/ на котором размещен материал, на котором в открытом доступе размещена информация о способах изготовления самодельных взрывных устройств и взрывчатых веществ, применение которых создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов установленных настоящим Федеральным законом; обеспечение информационной безопасности детей.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет» доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 указанной статьи, являются:
решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»;
вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Суд находит, что заявленные требования прокурора Баймакского района РБ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Баймакского района Республики Башкортостан, в защиту законных интересов неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации, удовлетворить.
Признать материал, размещенный по электронному адресу: http://passports-white.com/ информацией, нарушающей требования Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологи й и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области запрещенной информация с предложением о покупке паспорта гражданина Российской Федерации для иностранных граждан, путем внесения доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства в области запрещенной информации с предложением о приобретении паспорта гражданина Российской Федерации, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» адрес интернет-ресурса: http://passports-white.com/.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Баймакский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: Янтилина Л.М.