РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2018 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Нургалиевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-405/2018 по иску Бунчук Ю.В. к администрации муниципального образования г. Салехард о признании семьи Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В. семьей, ведущей отдельное хозяйство от ФИО4, признании незаконным отказа от 25.12.2017 года №-У о признании молодой семьи Бунчук участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" в 2018 году, возложении обязанности восстановить молодую семью Бунчук в список мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, согласно первоначальной дате - 16.12.2015 года
У С Т А Н О В И Л :
Бунчук Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Салехард о признании семьи Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В. семьей, ведущей отдельное хозяйство от Бойченко В.В., признании незаконным отказа от 25.12.2017 года №-У о признании молодой семьи Бунчук участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" в 2018 году, возложении обязанности восстановить молодую семью Бунчук в список мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, согласно первоначальной дате - 16.12.2015 года. В обоснование заявленных истец требований указала, что согласно уведомления управления жилищной политики администрации МО г. Салехард от 16.12.2015 года №-У решением администрации МО г. Салехард их семья была признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО". Согласно уведомления управления жилищной политики администрации МО <адрес> от 27.03.2017 года №-У, ими были обновлены все необходимые документы в целях участия в указанной подпрограмме в 2018 году. Уведомлением управления жилищной политики администрации МО г. Салехард от 25.12.2017 года №-У решением администрации МО г. Салехард ее семье отказано в признании участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в 2018 году. По мнению ответчика основанием для отказа явилось то, что она со своим мужем зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности сестре мужа ФИО4 Считают данный отказ незаконным по следующим основаниям. Согласно п.2.6-1 Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 N 535-П "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе" основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях является отсутствие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ. Из смысла ст.51 ЖК РФ следует, что основанием для признания граждан нуждающимся в жилье служит отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника или нанимателя с учетом обеспеченности жильем не менее учетной нормы. Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. ФИО4 является единственным собственником квартиры по адресу: <адрес>, а также собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры по адресу: <адрес>. При определении общей площади молодой семьи Бунчук, ответчиком необоснованно была учтена площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ФИО4 Она с супругом не являются членами семьи собственника ФИО4, совместное хозяйство не ведут. Регистрация по месту жительства никаких правовых последствий не несет. ФИО4 со своей семьей проживает в <адрес>, их семья на условиях договора безвозмездного пользования проживает в <адрес>.27 по <адрес> истца иных жилых помещений на территории РФ не имеет. В связи с изложенным, просила признать семьи Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В. семьей, ведущей отдельное хозяйство от ФИО4, признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ №-У о признании молодой семьи Бунчук участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" в 2018 году, возложении обязанности восстановить молодую семью Бунчук в список мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, согласно первоначальной дате - 16.12.2015 года.
Истец, будучи извещенной надлежащим образом в судебном заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила.
Представитель истца Мухин В.П., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Бунчук И.В. и ФИО4, в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что при признании семьи истца участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в декабре 2015 года и при принятии решения об отказе в признании семьи истца участницей данной подпрограммы в декабре 2017 года, обстоятельства были одни и те же, так истец и ее муж были зарегистрированы в <адрес>.27 по <адрес> в г. Салехарде, принадлежащей на праве собственности ФИО4, однако ответчик по разному оценил данные обстоятельства, что свидетельствует о незаконности принятого им решения.
Представитель ответчика Бондровский Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признал, указав, что при подаче документов о постановке на учет семья истца значилась зарегистрированной в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО4, площадь которой составляет 39,1 кв.м., следовательно при расчете на семью Бунчук и ФИО4 на них приходилось менее учетной нормы, поэтому семья Бунчук была принята на учет. В 2017 году за ФИО4 было зарегистрировано право собственности еще на одно жилое помещение, поэтому на каждого приходилось более учетной нормы, в связи с чем было принято решение о снятии данной семьи с учета. Ранее решение о признании семьи Бунчук и ФИО15 отдельными семьями не принималось и ответчику об этом не известно. После устранения недостатков, послуживших основанием для снятия с регистрационного учета семья Бунчук не лишена права повторно обратиться с заявлением для постановки на учет на общих основаниях.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В. ДД.ММ.ГГГГ подали заявление в администрацию МО г. Салехард о включении в состав участников подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" на состав семьи 2 человека, на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в капитальном исполнении, уступке прав по такому договору.
При подаче документов наряду с иными необходимыми документами были приложены справка о регистрации Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В., а также ФИО4 по адресу: <адрес>.; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> из которого следует, что ФИО9 является собственником квартиры общей площадью 39,1 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решением ответчика от 16.12.2015 года молодая семья Бунчук была признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты. Также решением ответчика от 16.12.2016 года молодая семья Бунчук была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружной подпрограммы.
Администрация МО г. Салехард уведомлением от 27.03.2017 года№430-У уведомила о необходимости обновления ранее представленных документов.
Наряду с иными необходимыми документами истцом были представлены справка о регистрации Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В., а также ФИО4 по адресу: <адрес>.; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> из которого следует, что ФИО9 является собственником квартиры общей площадью 39,1 кв.м. по адресу: <адрес>; свидетельство о заключении брака между ФИО10 и ФИО14 В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации которого фамилия ФИО14 В.В. стала ФИО15.
В рамках проведения проверочных мероприятий ответчиком в отношении Бунчук Ю.В., ФИО14 В.В. и ФИО4 были направлены запросу у федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о предоставлении в отношении указанных лиц выписок из ЕГРП.
Согласно полученных выписок из ЕГРП ФИО4 является собственником квартиры общей площадью 39,1 кв.м. по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры общей площадью 29,8 кв.м. по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
25.12.2017 года ответчиком было принято решение о не признании молодой семьи Бунчук нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основание для отказа: отсутствие оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ для признания семьи нуждающейся в жилых помещениях. 25.12.2017 года решением ответчик принято решение о не признании молодой семьи Бунчук участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. О принятых решениях ответчиком Бунчук Ю.В. 25.12.2017 года направлено уведомление.
Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе регулируется Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 N 535-П "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе", далее Порядка.
Согласно положений пп. "е", "ж" п. 1.2. Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружной подпрограммы являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета. Социальные выплаты могут быть использованы на приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья в капитальном исполнении либо на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья в капитальном исполнении; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по кредитам или займам, направленным на приобретение жилого помещения в капитальном исполнении, либо на приобретение жилого помещения в деревянном исполнении.
В соответствии с п.1.3. Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
б) постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа;
в) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет);
г) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 1.5. Применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются:
1.5.1. Молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
1.5.2. Молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо предоставившие подложные документы или заведомо ложные (недостоверные) сведения, предусмотренные данным Порядком, вследствие которых молодые семьи могут быть признаны претендентами на получение социальной выплаты, могут быть включены в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся граждане, указанные в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
(абзац введен постановлением Правительства ЯНАО от 14.08.2014 N 623-П)
Решением Городской Думы МО город Салехард от 15.11.2005 N 34 ("Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно положений пп. "б" п. 2.6-1. Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях являются отсутствие оснований, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ.
Согласно положений ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пп."а" п.2.7 Порядка 2.7. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подпункте "д" пункта 1.2, пункте 1.3 настоящего Порядка.
При принятии решений от 16.12.2015 года о признании молодой семьи Бунчук участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружной подпрограммы, молодая семья Бунчук была зарегистрирована в жилом помещении вместе с ФИО4 - сестрой Бунчук И.В. в жилом помещении общей площадью 39,1 кв.м. по адресу: <адрес>. Исходя из учетной нормы 15 кв.м. на одного члена семьи, на каждого члена семьи приходилось 13,03 кв.м., то есть являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. При принятии данного решения суда о том, что семья Бунчук является отдельной семьей от ФИО4 не было и ответчик такими сведениями не располагал.
При принятии обжалуемого от 25.12.2017 года решения о не признании молодой семьи Бунчук участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружной подпрограммы, молодая семья Бунчук была также зарегистрирована в жилом помещении вместе с ФИО4 - сестрой Бунчук И.В. в жилом помещении общей площадью 39,1 кв.м. по адресу: <адрес>. При этом согласно сведений из ЕГРП в этот период времени за ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры общей площадью 29,8 кв.м. по адресу: <адрес>, то есть на ее долю приходиться 9,93 кв.м. Исходя из учетной нормы 15 кв.м. на одного члена семьи, на каждого члена семьи приходилось 16,34 кв.м., то есть отпали основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом также как и при принятии первоначального решения, решения суда о том, что семья Бунчук является отдельной семьей от ФИО4 не было и ответчик такими сведениями не располагал.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком были приняты законные решения от 25.12.2017 года о не признании молодой семьи Бунчук нуждающейся в улучшении жилищных условий и о не признании молодой семьи Бунчук участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, поэтому требования иска о признании незаконным решения о не признании молодой семьи Бунчук участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, возложении обязанности восстановить молодую семью Бунчук в список мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, согласно первоначальной дате - ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ФИО4 замужем за ФИО11, которые имеют ребенка ФИО15 ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно работает в ООО "Техно-Сервис" в г. Лабытнанги. ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно работает в Лабутнангской городской больнице. Их ребенком ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время посещает МАДОУ детский сад "Ромашка" в г. Лабытнанги. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что семья ФИО4 ведет отдельное самостоятельное хозяйство от семьи ФИО14, проживает отдельно в <адрес>, а факт регистрации молодой семьи Бунчук в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО4, которая зарегистрирована в этом же жилом помещении не свидетельствует о ведении совместного хозяйства и проживании последних совместно в одном жилом помещении. В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска о признании семьи Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В. семьей, ведущей отдельное хозяйство от ФИО4
Принятое решение не лишает молодую семью Бунчук от реализации данной семьей права быть участником реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, поскольку согласно положений п.2.8 Порядка повторное обращение с заявлением на участие в Федеральной или Окружной подпрограммах допускается после устранения оснований для отказа, установленных пунктом 2.7 настоящего Порядка и пунктами 22, 2(1) Правил. При этом молодая семья включается в список очередности по дате подачи повторного заявления в порядке, установленном настоящим Порядком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать семью Бунчук Ю.В. и Бунчук И.В. семьей, ведущей отдельное хозяйство от ФИО4.
В удовлетворении требований иска Бунчук Ю.В. к администрации муниципального образования г. Салехард о признании незаконным решения о не признании молодой семьи Бунчук участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, возложении обязанности восстановить молодую семью Бунчук в список мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, согласно первоначальной дате - 16.12.2015 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
копия верна судья К.В. Лисиенков