Решение по делу № 02а-0294/2017 от 11.08.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2017 года                                                                                                  город Москва

 

Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе судьи председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Щербаковой З.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-294/17 по административному исковому заявлению Кривошеева Сергея Васильевича к Префектуре СВАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения окружной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

 

Кривошеев С.В. обратился в суд с административным иском к Префектуре СВАО г. Москвы о признании недействительным решения окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории СВАО, оформленного протоколом заседания комиссии от 23 сентября 2016 года 16 в отношении автостоянки, расположенной по адресу: ***, и его отмене, полагал вынесенное решение незаконным, поскольку принято в отношении объекта, который на городском земельном участке не расположен, автостоянка установлена на крыше (обваловка здания), которая в соответствии с разъяснениями ГУП «МОСПРОЕКТПРОМ» Правительства Москвы является частью здания (защитного сооружения) и земельным участком быть не может, к компетенции комиссии рассмотрение подобного рода вопросов не относится, вынесенное решение ограничивает права собственников демонтируемых гаражей, а также противоречит требованиям действующего законодательства.

Административный истец Кривошеев С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Назаркина Т.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 3 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП, незаконно размещенными на земельных участках объектами являются объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.

Документами, служащими основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, являются действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства, действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

В настоящее время на территории города Москвы действует единый для всех физических и юридических лиц порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. Вышеуказанный порядок регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012г.  636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством».

В пункте 5 Приложения  1 к Постановлению Правительства Москвы от 13.11.2012г.  636-ПП указан перечень некапитальных объектов (элементов благоустройства территории), которые могут размещаться на территории города Москвы. Указанным пунктом не предусмотрено размещение гаражей.

Из материалов дела усматривается, что комиссией Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы вынесен вопрос на Окружную комиссию Префектуры СВАО о сносе автостоянки по адресу: ***.

23 сентября 2016 года состоялось заседание Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, на котором рассмотрено обращение Госинспекции по недвижимости СВАО г. Москвы о том, что на земельном участке площадью 9600 кв.м по указанному адресу расположены металлические навесы, ограждение, пост охраны - без оформленных земельно-правовых отношений и разрешительной документации на размещение объектов.

Решением комиссии, оформленным протоколом 16 от 23 сентября 2016 года, объекты признаны размещенными на земельном участке без оформленных земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации, Управе района Северное Медведково поручено в трехдневный срок организовать демонтаж автостоянки в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 614-ПП.

Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011  234-ПП (ред. от 11.12.2013) «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» утверждено Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, а также Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Окружной комиссии Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.

Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется настоящим Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы (п. 1.2 того же Положения).

В силу п. 1.5, п. 1.6, п. 1.7 указанного Положения решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (п. 1.5). Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.6). Окружная комиссия подконтрольна и подотчета в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа города Москвы и Городской комиссией (п. 1 7).

Согласно разделу 2 названного Положения основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.

Комиссия вправе принимать решения:

о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.

о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

Регламент Окружной комиссии, закреплен в разделе 4 Положения и предусматривает, что решения заседания Окружной комиссии оформляются протоколом заседания на бланках Окружной комиссии. Текст протокола должен содержать основания для каждого принятого Окружной комиссией решения. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем Окружной комиссии в течение семи рабочих дней после проведения заседания. Страницы протокола нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки из протокола заседания Окружной комиссии оформляются на бланках Окружной комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки рассылаются ответственным секретарем членам Окружной комиссии, органам исполнительной власти города Москвы и иным хозяйствующим субъектам, которым даны поручения, а также застройщикам, объекты которых являлись предметом рассмотрения Окружной комиссией. Протоколы заседаний Окружной комиссии хранятся постоянно. Решения Окружной комиссии вступают в силу с даты подписания протокола председателем или одним из заместителей председателя Окружной комиссии в его отсутствие.

Таким образом, достаточным условием принятия окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории СВАО г. Москвы решения о демонтаже объектов некапитального строительства является отсутствие у владельцев металлических тентов документов, подтверждающих возникновение у них применительно к конкретным нормам Земельного кодекса РФ права пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом землепользования.

Обращаясь в суд с настоящим иском Кривошеев С.В. полагал, что вправе использовать часть автостоянки, а именно машиноместо ***, расположенное по адресу: ***, которое в силу оспариваемого решения Окружной комиссии подлежит демонтажу, в силу заключенного с ООО «КарТрэвэл» 17 октября 2013 года Инвестиционного договора 08. Кроме того, указывал, что на земельном участке по *** размещено здание Защитного сооружения гражданской обороны, а не автостоянка, оборудованная металлическими навесами, как указано в решении Окружной комиссии, Префектура и Окружная комиссия не вправе распоряжаться и принимать решения о его функционировании и демонтаже, поскольку земельный участок находится в аренде ГУП СНПУ до 19.11.2058 года.

Вместе с тем, суд не может согласиться с обоснованностью заявленных требований ввиду следующего.

Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2016 года оставлены без удовлетворения требования ООО «КарТрэвэл» об оспаривании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства согласно выписке от 23.09.2016 29-04-16/16-32 из протокола заседания комиссии от 23.09.2016 16.

ООО «КарТрэвэл» является арендатором обваловки здания бомбоубежища, расположенного по адресу: ***.

На основании договора на оказание услуг N 8-М/12 от 12.09.2012, заключенного между ГУП СПНУ и ООО «КартТрэвэл», общество занимает обваловку здания бомбоубежища, на котором им организована автостоянка, установлено ограждение, шлагбаум при въезде на автостоянку и конструкции навесов транспортных средств.

Указанная автостоянка организована по просьбе ГУП СПНУ к Управе района Северное Медведково г. Москвы и с согласия Управы СВАО, что подтверждается письмом ГУП СПНУ N 674 от 02.12.2011, письмом Управы района Северное Медведково г. Москвы от 12.12.2011, выпиской N 01 от 18.01.2012 из протокола N 01-12-ГК заседания гаражной комиссии управы района Северное-Медведково.

Вместе с тем, правоустанавливающие документы на объекты, размещенные по указанному адресу, у заявителя отсутствуют, при этом согласно договору от 12.09.2012г. 8-М/12, заключенного между ООО «КартТрэвэл» и ГУП СПНУ (п. 1.2) последнему запрещено хранить какое-либо имущество на машиноместах, создавать препятствия для движения других транспортных средств, оставлять свои транспортные средства за границами машиномест.

В соответствии с разделом 2.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 24 февраля 2010 г.  157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» Префектура, в пределах своей компетенции, участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа г. Москвы, принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.

С учетом изложенного, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные отношения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, оформленное протоколом заседания комиссии от 23 сентября 2016 года 16 в отношении автостоянки, расположенной по адресу: ***, вынесено законно, на основании актов управы района Северное Медведково, Госинспекции по недвижимости, соответствует нормам действующего законодательства и положениям Постановления Правительства Москвы от 02.11.2012г.  614-ПП.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону. 

Таким образом, для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При рассмотрении настоящего дела судом, совокупности указанных обстоятельств не установлено.

При указанных обстоятельствах, процедура принятия решения окружной комиссии по пресечению самовольного строительства СВАО г. Москвы, установленная постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года  614-ПП, нарушена не была, Префектура СВАО г. Москвы действовала в пределах предоставленных ей полномочий, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого решения незаконным, не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд 

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административных исковых требований Кривошеева Сергея Васильевича к Префектуре СВАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения окружной комиссии - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 04 октября 2017 года.

 

Судья                                                                                                                          О.В. Фомичева

02а-0294/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 04.10.2017
Истцы
Кривошеев С.В.
Ответчики
Префектура СВАО г. Москвы
Суд
Бабушкинский районный суд
Судья
Фомичева О.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
04.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее