РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2022 года адрес
Дорогомиловский районный суд адрес в составе: председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-324/2022 по административному иску Дзаурова Тимура Мухарбековича к Федеральной таможенной службе России, Северо-Осетинской таможне о признании незаконным решения об отказе въезда на адрес,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Дзауров Т.М. обратился в суд с административным иском к ФТС России, Северо-Осетинской таможне о признании незаконным решения ФТС России о запрете въезда в Российскую Федерацию.
Свои требования Дзауров Т.М. мотивировал тем, что Дзауров Т.М. является гражданином Норвегии, 17.11.2019 г. ФТС России вынесено решение о запретен въезда на адрес, с которым истец не согласен, т.к. на адрес у него постоянно проживают супруга, дети, являющиеся гражданами РФ. Истец считает данное решение незаконным и необоснованным, просит данное решение отменить.
Административный истец в суд не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя, который просил иск удовлетворить, т.к. семья доверителя живет на адрес.
Представитель ФТС России в суд явился, представил возражения на иск, суть которых сводится к тому, что иск не подлежит удовлетворению, т.к. штраф не оплачен, решение о запрете въезда не подлежит отмене.
Представитель Северо-Осетинской таможни в суд не явился, извещен, представил отзыв, в котором просил в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Суд, выслушав позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из п. 10 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, в том числе, если иностранный гражданин или лицо без гражданства уклонились от уплаты административного штрафа. После погашения задолженности по штрафу ограничение на въезд снимается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12 «О Порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства. Согласно указанному перечню таможенные органы уполномочены на принятие таких решений.
Реализация данных полномочий осуществляется в соответствии с Порядком рассмотрения таможенными органами материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, утвержденным приказом ФТС России от 08.08.2017 № 1288.
В судебном заседании установлено, что 18.08.2017 г. Дзауровым Т.М. был осуществлен временный ввоз на таможенную адрес экономического союза (далее - ЕАЭС) транспортного средства для личного пользования (далее - ТСЛП) марки марка автомобиля, г.р.з. AR81380. Декларирование ТСЛП произведено с применением пассажирской таможенной декларации от 18.08.2016 № 10803040/180816/В0090443, в которой установлен срок временного ввоза - до 18.08.2017.
Порядок осуществления временного ввоза ТСЛП на таможенную адрес установлен главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 и пунктом 7 статьи 266 ТК ЕАЭС временный ввоз на таможенную адрес иностранными физическими лицами ТСЛП, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года.
Пунктом 5 статьи 264 ТК ЕАЭС установлено, что временно ввезенные ТСЛП до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной адрес, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной адрес, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии со статьей 264 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную адрес ТСЛП возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Перечень обстоятельств прекращения у декларанта обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых на таможенную адрес товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, установлен пунктом 2 статьи 268 ТК ЕАЭС. Данный перечень носит закрытый и императивный характер.
Подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении временно ввезенных ТСЛП обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в случае нахождения таких ТСЛП на таможенной адрес в связи с невывозом с таможенной адрес. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов является день истечения срока, в течение которого транспортные средства могут временно находиться на таможенной адрес.
По истечении установленного в пассажирской таможенной декларации срока временно ввезенное Дзауровым Т.М. ТСЛП вывезено не было.
Факт нарушения Дзауровым Т.М. условий временного ввоза ТСЛП установлен таможенным адрес фио таможни по результатам таможенного контроля (решение от 19.06.2019 № 10803040/190619/ТСЛП/0306). На основании указанного решения в соответствии с положениями статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ Северо-Осетинской таможней составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа от 01.07.2019 № 10803000/010719/Ф-00335/02 и в адрес Дзаурова Т.М. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов от 01.07.2019 № 10803000/У2019/0000552 (далее - Уведомление).
По истечении срока исполнения Уведомления задолженность по уплате таможенных платежей, пеней Дзауровым Т.М. не погашена.
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) уклонение от уплаты налога иностранным гражданином или лицом без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации является основанием для принятия в отношении такого лица решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12 (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 12) утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в который входит, в том числе, ФТС России.
В соответствии с пунктом 4 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 12, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения).
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 636, ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Федеральной таможенной службы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом ФТС России от 08.09.2017 № 1288 утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основаниями для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка материалы, содержащие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия либо отмены решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (далее - материалы для принятия Решения), подготавливает подразделение (должностное лицо) таможенного органа, осуществляющее взыскание таможенных платежей и пеней, - после истечения срока, установленного требованием об уплате таможенных платежей, и подтверждения факта неуплаты таможенных платежей.
Подразделение (должностное лицо) таможенного органа, указанное в пункте 2 Порядка, не позднее пяти рабочих дней с даты возникновения оснований, указанных в пункте 1 Порядка, подготавливает материалы для принятия Решения.
Согласно пункту 6 Порядка на основании подготовленных материалов для принятия Решения подразделение (должностное лицо) таможенного органа, указанное в пункте 2 Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня формирования документов, необходимых для принятия Решения, готовит проект Решения и направляет его для принятия.
Ввиду неисполнения Дзауровым Т.М. в установленные законодательством сроки обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней в размере сумма, Северо-Осетинской таможней, на основании положений вышеуказанного Порядка, в отношении указанного лица принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17.11.2019 № 10803000/171119/3-00270.
В связи с изложенным, а также с учетом того, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей носит закрытый и императивный характер, в случае невывоза ТСЛП, временно ввезенного физическим лицом на таможенную адрес, в отношении такого транспортного средства взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС.
В ФТС России 19.05.2021 из ФСБ России поступило для рассмотрения по принадлежности обращение Дзаурова Т.М. от 01.05.2021, согласно которому он просит сообщить имеются ли основания для неразрешения ему въезда на адрес.
Письмом от 31.05.2021 № 05-19/Д-05496и ФТС России на электронный адрес Дзаурова Т.М. был направлен ответ на его обращение от 01.05.2021, согласно которому административный истец был проинформирован о имеющихся основаниях для неразрешения въезда в Российскую Федерацию (ввиду неисполнения в установленные законодательством сроки обязанности по уплате таможенных платежей в размере сумма
В указанном письме ФТС России также сообщала Дзаурову Т.М. о способе исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, кроме того, ФТС России было указано, что после исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в полном объеме решение Северо-Осетинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17.11.2019 № 10809000/171119-3-00270 подлежит отмене.
В дальнейшем в ФТС России 03.06.2021 из ФСБ России повторно поступило для рассмотрения по принадлежности обращение Дзаурова Т.М. от 01.05.2021, согласно которому он просит сообщить имеются ли основания для неразрешения ему въезда на адрес.
Письмом от 24.06.2021 № 05-19/Д-06193а ФТС России информировала Дзаурова Т.М. о рассмотрении его обращения, указав, что разъяснения относительно наличия и причин возникновения ограничений на въезд в Российскую Федерацию, реквизиты для погашения задолженности были направлены письмом ФТС России от 31.05.2021 № 05-19/Д-05496и.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что письма ФТС России от 24.06.2021 № 05-19/Д-06193а, от 31.05.2021 № 05-19/Д-05496и, направленные в адрес Дзаурова Т.М., не являются по существу отказами в отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, указанные письма ФТС России являются ответами на обращения Дзаурова Т.М., носят информационный, разъяснительный характер.
Довод Дзаурова Т.М. о том, что данное решение нарушает его права на уважение личной и семейной жизни и создает препятствия для реализации его законных прав и интересов, т.к. на адрес у него имеются близкие родственники, постоянно проживающие в Российской Федерации (жена, трое детей).
Вместе с тем, Дзауровым Т.М. не представлено доказательств, свидетельствующих об утрате им правовой и социальной связи с Норвегией, о невозможности проживать с женой и детьми в стране его гражданской принадлежности.
Согласно положениям статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение иностранным гражданином законодательства Российской Федерации, ограничивающей права данного гражданина, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, исходя из общих принципов права, согласно международно-правовым предписаниям, каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения.
С учетом изложенного, применение к административному истцу ограничений, по вопросу которых возник спор, оправдано характером совершенного им проступка и служит правомерной цели защиты общественного порядка.
Таким образом, само по себе обстоятельство состояния иностранного гражданина в отношениях с гражданином Российской Федерации и наличие детей, не освобождает такого иностранного гражданина от обязанности по вывозу временно ввезенного транспортного средства либо от обязанности по уплате таможенных платежей, возникшей в связи с невывозом последнего и не является безусловным основанием для снятия запрета на его въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление в порядке главы 22 КАС РФ может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В рассматриваемой ситуации решение Северо-Осетинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию было принято 17.11.2019, в дальнейшем ФТС России письмом от 24.06.2021 № 05-19/Д-06193а информировало Дзаурова Т.М. о рассмотрении его обращения, указав, что разъяснения относительно наличия и причин возникновения ограничений на въезд в Российскую Федерацию, реквизиты для погашения задолженности были направлены письмом ФТС России от 31.05.2021 № 05-19/Д-05496и.
Согласно положениям пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа.
Письма ФТС России от 24.06.2021 № 05-19/Д-06193а, от 31.05.2021 № 05-19/Д-05496и были направлены на электронный адрес административного истца codex@live.no, указанный самим административным истцом в обращениях.
С административным исковым заявлением Дзауров Т.М. обратился в суд 10.04.2022, в связи с чем срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ для обращения в суд, административным истцом пропущен.
Административным истцом не указаны причины пропуска срока обращения в суд, в связи с чем, административное исковое заявление Дзаурова Т.М. не подлежит удовлетворению, по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дзаурова Тимура Мухарбековича к Федеральной таможенной службе России, Северо-Осетинской таможне о признании незаконным решения об отказе въезда на адрес - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2022 года.
Судья: Морозова Н.В.