Дело № 2-4/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
при секретаре Беляевских П.Г.,
с участием истца К.З.Д. и ее представителя Пыжьянова С.В.,
третьего лица Пономаревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.З.Д. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилье по договору социального найма,
установил:
К.З.Д. обратилась в суд с требованием о возложении на Администрацию Шалинского городского округа обязанности предоставить ей другое жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 38,4 кв.м, включив договор социального найма в качестве членов семьи : мужа – В., сына О., дочь – Ю., внука – М. В обоснование требований указано, что по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлена была квартира по адресу: <адрес>. При переселении из ветхого жилья взамен указанной квартиры площадью 38,4 кв.м ей предоставлена квартира площадью 9,1 кв.м.
В ходе судебного разбирательства истец требования изменила и просила возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность предоставить ей по договору социального найма взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м, другое жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,1 кв.м, включив договор социального найма в качестве членов семьи : мужа – В., сына О., дочь – Ю., внука – М.
В последующем истец указанные исковые требования уточнила и просила возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность предоставить ей вне очереди по договору социального найма взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,1 кв.м, находящегося в границах данного населенного пункта, включив договор социального найма в качестве членов семьи : мужа – В., сына О., дочь – Ю., внука – М.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Коньков А.М. просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал в полном объеме и пояснил, что жилое помещение для К.З.Д. найдено, требуется его осмотр и подписание актов передачи истцу и членам ее семьи с последующим заключением договора социального найма.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Пономарева Ю.В. иск поддержала в полном объеме.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: В., О., М. просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск поддержали в полном объеме.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Муниципальное унитарное предприятие Шалинского городского округа «Шамарская жилищно-коммунальная организация», надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя в суд не обеспечило, отзыв не предоставило, об отложении слушания по делу или рассмотрении дела в отсутствие их представителя не просило. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела при данной явке, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно паспортных данных истца и членов ее семьи, справки <адрес> поселковой администрации, указанные лица зарегистрированы по адресу: <адрес>
Из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Шалинского районного суда Свердловской области от 25.01.2018 видно, что предоставленное К.З.Д. и членам ее семьи мужу – В., сыну О., дочери – Ю., внуку – М., жилое помещение следует считать – квартирой общей площадью 36,1 кв.м по адресу: <адрес>
Указанными доказательствами подтверждается возникновение прав у истца на жилое помещение, признанное в последующем непригодным для проживания.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу (л.д. 39).
По заключению Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу (л.д. 40).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из этого Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
При этом, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения): находящиеся в ветхом состоянии; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Как установлено из представленных в судебном заседании доказательств жилое помещение в котором зарегистрирована истец К.З.Д. с членами семьи, признано аварийным, подлежащим сносу по результатам его обследования в 2009 году.
Пунктами 49, 50, 51 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 установлено, что орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.
В случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия данных решений.
На основании ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое указанной категории лиц жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, в соответствии с нормами предоставления.
Таким образом, анализ вышеназванных положений жилищного законодательства указывает на то, что органы местного самоуправления обязаны в кратчайшие сроки, а в случае признания жилья аварийным незамедлительно принять решение по отселению граждан, проживающих в таком жилом помещении и предоставлении им иного: пригодного для проживания жилого помещения, в границах данного населенного пункта.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то суд может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что жилое помещение, в котором зарегистрирована истец с членами семьи, представляет опасность для их жизни и здоровья.
С учетом изложенного суд счел, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению К.З.Д. вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м, другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,1 кв.м, находящегося в границах данного населенного пункта, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: мужа – В., сына О., дочь – Ю., внука – М.
Соответственно исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск К.З.Д. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилье по договору социального найма удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность предоставить К.З.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,1 кв.м, находящееся в границах данного населенного пункта, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: мужа – В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внука – М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.04.2018 года.
Председательствующий судья С.Н. Миронова