УИД 28RS0№-93
Дело № г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Ивановка «11» октября 2019 г.
Ивановский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Баженовой Е.В.
при секретаре Сидельниковой Е.В.
рассмотрел в предварительном судебном заседании в с. Ивановка гражданское дело № 2-403/2019 г. по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей города Благовещенска к Обществу с ограниченной ответственностью «Орион» (ООО «Орион») о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Зюбин Олег Викторович, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей города Благовещенска обратился в Ивановский районный суд Амурской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Орион» (ООО «Орион») о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, в обоснование заявленных требований указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации структурного подразделения филиала АО «Дальневосточная генерирующая компания» «Амурская генерация» «Благовещенская ТЭЦ» от 26.04.2019 г. проведена проверка по факту несанкционированного складирования отходов 16.04.2019 г. по ул. Нагорная г. Благовещенска, в ходе которой установлено следующее. Стационарными видеокамерами установленными на указанном земельном участке, 16.04.2019г. зафиксирован факт выгрузки из транспортных средств «ШАКМАН SX3256DR384», государственный регистрационный знак Е687КА28, и «ШАКМАН SX3256DR384», государственный регистрационный знак Е688КА28 бытовых отходов, отходов в виде веток деревьев, отходов изделий из дерева, отходы грунта при проведении земляных работ на земельные участки с кадастровыми номерами 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1. Свалка располагается на указанных земельных участках в районе точки с географическими координатами 50,283893 127,474138. Земельный участок с кадастровым номером 28:01:000000:350 из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для золопровода, расположен в Амурской области в с. Верхнеблаговещенское г. Благовещенска, находится в собственности Российской Федерации и на правах аренды передан АО «Дальневосточная генерирующая компания». Земельный участок с кадастровым номером 28:01:110137:1 из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для питомника, расположен по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, с/т Ласточка, ул. Нагорная - границы: с/т «Ремонтник», с/т «Ласточка» СМУ УВД, с/т «Педагог», с/т «Дружба» (уч 1,2), с/т Автобазы Главамурстроя - золопровод (ЗПУ-9), находится в собственности муниципального образования город Благовещенск. В ходе выявления лиц, причастных к складированию указанных отходов, проверка показала, что согласно информации УГИБДД УМВД России по Амурской области от 21.05.2019 г. № 9/6-2393 владельцем транспортных средств, из которых производилась выгрузка отходов, является ООО «Орион».
На основании статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом статьей 4 этого Закона предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и данным Федеральным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды включает в себя деятельность, в том числе, юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Земля является компонентом природной среды, и земельное законодательство основывается на таком принципе, как приоритет ее охраны (пункт 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). В частности, в соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статья 42 Земельного кодекса РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, ряд обязанностей по их использованию. К таковым, в частности, относятся: осуществление мероприятий по охране земель, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.
Охрана земель предполагает, в том числе, защиту земель от загрязнения отходами производства и потребления (часть 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, в рамках эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, на юридических лиц возлагается обязанность соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ). В частности, в силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Одним из правовых актов, содержащих требования в области обращения с отходами, является постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», которым введены в действие «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - Санитарные правила).
Согласно пункту 2.5 Санитарных правил различают основные способы складирования отходов производства и потребления, среди которых - временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.); складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению.
При этом, как указано в пункте 3.7 Санитарных правил, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
-поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Между тем, земельные участки с кадастровыми номерами 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1, учитывая виды их разрешенного использования, не предназначены для складирования отходов, не оборудованы в качестве места (площадки) для накопления отходов, не внесены в реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, запрет на сброс и складирование твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, производственных отходов, отходов от спила деревьев, листвы, пустой тары, снега на всей территории городского округа, кроме специально отведенных мест, установлен подпунктом «б» пункта 2.1.8 Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 25.11.2010 № 19/136.
Таким образом, выгрузка ООО «Орион» отходов на земельные участки с кадастровыми номерами 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1 в районе точки с географическими координатами 50,283893 127,474138 свидетельствует о нарушении Земельного кодекса РФ, Санитарных правил, Правил благоустройства территории муниципального образования город Благовещенск.
По фактам выявленных нарушений 28.05.2019 г. Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором директору ООО «Орион» внесено представление. Однако проверка, проведенная 30.07.2019 г. в порядке контроля, показала, что фактически последствия загрязнения территории земельных участков с кадастровыми номерами 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1 в районе точки с географическими координатами 50,283893 127,474138 отходами не устранены, наблюдается свалка отходов.
Наличие несанкционированных свалок отходов рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в качестве обстоятельства, создающего угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит, иных природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний), что отражено в постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ от 29.08.2006 № 27, 28.09.2009 № 57, 12.05.2011 № 53.
Таким образом, факт образования несанкционированных свалок отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к ее опасному загрязнению и создать реальную угрозу здоровью населения.
В качестве одного из принципов государственной политики в области обращения с отходами Федеральный закон № 89-ФЗ называет охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды (абзац 2 части 1 статьи 3). В данном случае восстановление благоприятного состояния окружающей среды будет обеспечено путем ликвидации несанкционированной свалки отходов.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что категория «жители муниципального образования», учитывая конституционное право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27 Конституции Российской Федерации), является изменяющейся величиной, которую нельзя индивидуализировать, то в данном случае прокурор обращается в суд с заявлением в интересах, в том числе, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в данной статье способами, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судебное постановление по делу может повлиять на права и обязанности арендатора земельного участка земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов - АО «Дальневосточная генерирующая компания», администрации города Благовещенска, осуществляющей в соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 15.12.2011 № 33/146, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, ООО «Полигон», являющегося региональным оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами, который в силу пунктов 16-17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, осуществляет мероприятия по выявлению и ликвидации свалок отходов. В этой связи данные лица должны участвовать в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
На основании изложенного, со ссылкой на ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит возложить на ООО «Орион» (место нахождения: 676930, Амурская область, Ивановский район, с. Луговое, ул.Садовая, 42 «а», ОГРН: 1042800258764, дата присвоения ОГРН:01.12.2004г., ИНН 2816008030) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами: 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1 в районе точки с географическими координатами 50,283893 127,474138, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В отзыве на иск (вх. №4903 от 03.09.2019 г. и вх. № 4921 от 04.09.2019 г.) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация города Благовещенска в лице представителя Горшовой Алевтины Александровны, действующей на основании доверенности № 01-10/5232 от 04.06.2019 г., указала, что администрация города Благовещенска в полном объеме поддерживает исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, в связи с занятостью в других судебных процессах рассмотреть гражданское дело просили в отсутствие представителей администрации города Благовещенска.
В отзыве на иск (вх. 4926 от 04.09.2019 г.) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Полигон» в лице представителя Иванова Л.Б. указало, что Федеральным законом от 28.12.2016г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены изменения в части, касающейся обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.01.2019г.) при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению в твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 24.6 указанного Федерального закона статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.
14 мая 2018 года между Министерством ЖКХ Амурской области и ООО «Полигон» подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны (Кластер № 4) (г.Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район) Амурской области.
Согласно данного соглашения ООО «Полигон» присвоен статус Регионального оператора сроком на 10 лет.
На основании п.1.3 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение) в соответствии с территориальной схемой.
Правовое регулирование в области обращения с отходами регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 6 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» федеральный классификационный каталог отходов (далее-ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования, (принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
Согласно п. 10 Порядка ФККО формируется и ведется на основании информации о классификационных признаках (происхождению, составу, агрегатному и физическому состоянию) и классах опасности конкретных видов отходов в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подтверждении и установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности. Таким образом, отнесение отходов к конкретному блоку, типу и подтипу осуществляется на основании представленной в установленном порядке информации.
Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории многоквартирных домов и жилых домов (спиловка древесно - кустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.д.), что не соответствует определению ТКО, согласно Закону № 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
Перечисленные в исковом заявлении виды отходов веток деревьев, отходов изделий из дерева, отходы грунта не относятся к твердым коммунальным отходам.
Считают требование Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Рассмотреть дело просили в отсутствие представителя ООО «Полигон».
В отзыве на иск третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Амурская генерация» (вх. № 4911 от 04.09.2019 г.) в лицедиректора филиала «Амурская генерация» филиала «Амурская генерация» АО «ДГК» Руденко Сергея Михайловича, действующего на основании доверенности №51/32 от 23.01.2017г., указало, что просят удовлетворить исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
09 октября 2019 г. (вх. № 5624) от Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Зюбина Олега Викторовича, поступило заявление согласно которому в производстве Ивановского районного суда Амурской области находится гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Орион» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1 в районе
точки с географическими координатами 50,283893 127,474138, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Основанием для обращения в суд послужил факт образования несанкционированной свалки отходов на указанной выше территории.
После принятия судом искового заявления к производству, 08.10.2019 г. совместно с представителем АО «Дальневосточная генерирующая компания» осуществлен выезд в целях обследования земельных участков с кадастровыми номерами 28:01:000000:350 и 28:01:110137:1 в районе точки с географическими координатами 50,283893 127,474138. Установлено, что несанкционированная свалка, образование которой зафиксировано 16.04.2019 г., ликвидирована.
Таким образом, нарушения законодательства об охране земель, об отходах производства и потребления, устранены.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 173, 220 ГПК РФ просит прекратить производство по делу в связи с отказом истца от иска.
Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, разъяснены.
В связи со служебной занятостью просил провести предварительное судебное заседание в отсутствие представителя истца.
Рассмотрев в соответствии со ст.ст.167,152 ГПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени проведения предварительного судебного заседания представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, заявление истца - Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Зюбина Олега Викторовича об отказе от иска и прекращении производства по делу, суд приходит к выводу, что оно подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Отказ истца от иска связан с добровольным исполнением заявленных требований, и как следствие отсутствием спора между сторонами, в связи с чем, данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и учитывая, что положения ст.221 ГПК РФ, согласно которой повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу известны, имеется основание для принятия отказа от иска, и прекращения производства по делу, предусмотренное п.3 ст.220 ГПК РФ.
Учитывая, что истец – Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор отказался от исковых требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, суд приходит к выводу о взыскании в соответствии со ст.101 и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Орион», не освобожденного от уплаты госпошлины, государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ. При этом, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Как следует из искового заявления прокурор обратился в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей города Благовещенска, то есть в интересах физических лиц. Следовательно, при обращении в суд общей юрисдикции с исковым заявлением неимущественного характера истцу - прокурору надлежало бы уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой он освобожден в силу закона. При таких обстоятельствах, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика ООО «Орион» подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, ч.3 ст. 220, 221 ст.ст.224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от иска, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей города Благовещенска к Обществу с ограниченной ответственностью «Орион» (ООО «Орион») о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, в виду его добровольного удовлетворения, в связи с чем, производство по делу № 2-403/2019 г., - прекратить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Орион» в доход бюджета муниципального образования Ивановского района Амурской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья: Баженова Е.В.