Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-910/2012 ~ М-349/2012 от 09.02.2012

Дело № 2-910/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

с участием прокурора Ушкачёва А.В.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петрова Валерия Алексеевича о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии города Пскова, об отказе в регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Псковской городской думы,

У С Т А Н О В И Л :

Петров В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии города Пскова об отказе в регистрации кандидата для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы.

В обоснование заявления указано, что решением Псковской городской Думы на 04 марта 2012 г. назначены выборы Псковской городской Думы 5 созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Пскова № 21/125 от 01 февраля 2012 года было принято решение об отказе Петрову В.А. в регистрации как кандидату по одномандатному избирательному округу № 9.

Заявитель считает данное постановление незаконным, нарушающим его право на реализацию пассивного избирательного права, а именно, быть избранным в органы местного самоуправления РФ. Основанием для отказа в регистрации послужил тот факт, что выдвижение Петрова В.А. как кандидата было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ что, по мнению Территориальной избирательной комиссии не соответствует Уставу КПРФ и нарушает порядок выдвижения кандидатов. Так же, при вынесении оспариваемого постановления в его названии и резолютивной части указано, что кандидат выдвинут избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах. Вместе с тем, документы о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и последующее заверение списка кандидатов было осуществлено «Псковское областное отделение политической партии КПРФ».

По мнению заявителя, данный вывод Территориальной избирательной комиссии г. Пскова является ошибочным, неверно толкующим избирательное законодательство и Устав политической партии КПРФ, поскольку согласно постановлению Пленума ЦК КПРФ от 23 сентября 2011 года и Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ, указанные полномочия были переданы Конференцией Бюро. Кроме того, ТИК г. Пскова не известила его о выявленных недостатках в представленных документах, в связи с чем, он был лишён права вносить уточнения и дополнения в представленные документы.

Поэтому заявитель просил признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии г. Пскова № 21/125 от 01 февраля 2012 года и обязать зарегистрировать его кандидатом в депутаты Псковской городской Думы 5 созыва, обратив решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании заявитель и его представитель Михайлов Д.Ю. требования и доводы в их обоснование поддержали.

Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии г. Пскова в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил.

Выслушав объяснение заявителя и его представителя, исследовав материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, в виду того, что Бюро Комитета избирательного объединения не обладает полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты на основных выборах в органы местного самоуправления, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В судебном заседании установлено, что решением Псковской городской Думы четвертого созыва № 2015 от 09 декабря 2011 года на 04 марта 2012 года назначены выборы депутатов в Псковскую городскую Думу пятого созыва.

21 января 2012 года постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Пскова (далее ТИК г. Пскова) заверен список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы 5 созыва, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ» (л.д. 17).

23 января 2012 года заявитель представил в ТИК г. Пскова документы, необходимые для выдвижения и регистрации его кандидатом по одномандатному избирательному округу для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы 5 созыва.

Постановлением ТИК г. Пскова № 21/125 от 01 февраля 2012 года Петрову В. А. было отказано в регистрации кандидата в депутаты (л.д. 10-11).

В качестве оснований принятого решения было указано на то, что выдвижение Петрова В.А. как кандидата было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что выдвижение кандидатов из списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с федеральным законом «О политических партиях».

Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 31 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области».

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

С учетом приведенных правовых норм, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов не только конференциями или общими собраниями региональных отделений партии, но и иными органами, предусмотренными уставом политической партии

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 10.10.2009 № 64-В09-9.

Согласно положениям Устава КПРФ, региональные отделения являются структурными подразделениями. Высшим руководящим органом регионального структурного подразделения является конференция, проводимая не реже одного раза в два года. Конференция вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ (п. 3.1, 6.2, 6.3Устава).

Пунктом 6.6. Устава установлено, что Комитет вправе самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения, не относящиеся к компетенции высших органов КПРФ и конференций региональных отделений, и не урегулированные решениями указанных органов.

В силу п. 6.1 Устава, для решения политических, организационных и текущих вопросов предусмотрено создание Бюро Комитета.

Таким образом, Бюро Комитета является самостоятельным органом структурного подразделения партии. При этом, Бюро Комитета, помимо прямо указанных в данном пункте задач, может решать и другие вопросы по поручению вышестоящих органов партии.

Материалами дела установлено, что 23 сентября 2011 года Х совместным Пленумом ЦК И ЦКРК КПРФ принято постановление «О делегировании полномочий Пленума партии региональным и местным отделениям КПРФ по решению некоторых вопросов, связанных с деятельностью политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», которым прямо рекомендовано региональным отделениям политической партии КПРФ предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса выдвижения кандидата в депутаты на соответствующие муниципальные выборы и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (л.д. 12).

В соответствии с постановлением второго этапа XXXVI конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года, конференция уполномочила Бюро Комитета по выдвижению кандидатов в депутаты на соответствующих муниципальных выборах и иные выборные должности в органы местного самоуправления, чем была выражена воля руководящего органа политической партии (л.д. 16).

Учитывая, что Федеральный закон «О политических партиях» не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а также то обстоятельство, что в соответствии с Уставом КПРФ выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, суд приходит к выводу, что Бюро обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты, в связи с чем постановление территориальной избирательной комиссии г. Пскова об отказе в регистрации кандидата Петрова В.А. суд признает незаконным.

Обоснованными суд находит доводы заявителя о том, что ТИК г. Пскова не известила его о выявленных недостатках в представленных документах, в связи с чем, Петров В.А. был лишён права вносить уточнения и дополнения в представленные документы в связи со следующим.

По смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов.

Данное положение закона является правовой гарантией избирательного процесса в целях исправления допущенных избирательным объединением или кандидатом в депутаты нарушений при оформлении документов.

Поскольку в данном случае ТИК г. Пскова не уведомила кандидата в депутаты Петрова В.А. о выявленных, по мнению комиссии, нарушениях и не представила возможности их исправить, то постановление № 21/125 от 01 февраля 2012 года принято с нарушением закона.

Также суд учитывает, что оспариваемое постановление вынесено в отношении избирательного объединения «Коммунистическая партия Российской Федерации», а не в отношении избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии КПРФ», хотя именно «Псковское областное отделение политической партии КПРФ» представляло список кандидатов в депутаты, заверенный ТИК г. Пскова.

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что представители Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области, присутствующие при вынесении постановления XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года о делегировании полномочий Бюро Комитета, заявили об отсутствии нарушений и замечаний.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О политических партиях», ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органами Министерства юстиции РФ и избирательными комиссиями субъекта РФ осуществляется контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ.

При изложенных обстоятельствах у избирательного объединения были все основания полагать, что его действия являются законными.

Однако в последующем, 24 января 2012 года в адрес председателя ТИК г. Пскова было направлено сообщение Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области, в котором указывалось на то, что возможность делегирования полномочий конференции регионального отделения уставом КПРФ не предусматривается.

Таким образом, названное сообщение Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области, а также сообщение ЦИК РФ от 30.01.2012 года о том, что избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации кандидатов (списка кандидатов) при нарушении порядка выдвижения не могут рассматриваться в качестве обоснования принятия ТИК г. Пскова оспариваемого решения, так как с учетом ранее занятой позиции противоречат принципу правовой стабильности, создают для участников избирательных правоотношений правовую неопределенность.

С учетом изложенного требования Петрова В.А. о признании незаконным постановления ТИК г. Пскова № 21/125 от 01 февраля 2012 года суд находит обоснованными.

В связи с тем, что установленный законом срок для регистрации кандидатов на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истек, восстановление прав заявителя возможно лишь при возложении на избирательную комиссию обязанности по регистрации кандидата в депутаты.

Принимая во внимание, что неисполнение решения суда может существенно повлиять на проведение и результаты выборов в Псковскую городскую Думу пятого созыва, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению на основании ст. 212 ч.1 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 212, 260.1 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Петрова Валерия Алексеевича удовлетворить.

Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии города Пскова № 21/125 от 01 февраля 2012 года.

Обязать Территориальную избирательную комиссию города Пскова зарегистрировать Петрова Валерия Алексеевича кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 9 для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суда через Псковский городской суд в течение 5 дней.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение не обжаловалось. Вступило в законную силу.

2-910/2012 ~ М-349/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ушкачев А.В.
Петров Валерий Алексеевич
Другие
ТИК г.Пскова
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Семенова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
09.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2012Передача материалов судье
09.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2012Судебное заседание
24.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее