Дело № 2-88/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 июля 2019 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Шиловской М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысоевой Галины Николаевны к акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Сысоева Г.Н. обратилась с названным иском по тем основаниям, что имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 08.07.1997. Истец указал, что в 2013 году ответчик произвел работы по прокладке линии электропередачи, в результате чего две опоры находятся на ее земельном участке, сама линия проходит через весь участок по диагонали. Из иска следует, что в 2017 году истец обращалась к ответчику с просьбой перенести линию электропередачи, однако, ответчик оставил ее требование без внимания, в связи с чем Сысоева Г.Н. просит обязать АО «ПСК» перенести опоры и воздушные ВЛИ 0,4 кВ от границы земельного участка с кадастровым номером № на расстояние не менее 2 м., чтобы охранная зона от ВЛИ 0,4кВ не налагалась на данный земельный участок, кроме того, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы.
В судебном заседании истец, ее представитель, действующий на основании доверенности Кириллов В.А., от поддержания исковых требований в части переноса опор и воздушной линии отказались, в связи с чем определением Питкярантского городского суда РК от 2 июля 2019 года производство в этой части прекращено. Остальные исковые требования поддержали, также просили обязать ответчика демонтировать две опоры, расположенные на въезде на земельный участок с кадастровым номером №, а также линию электропередачи, проходящую над земельным участком истца, пояснили, что данная линия электропередачи нарушает права истца на использование земельного участка.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности Липаев С.О., исковые требования не признал, пояснил, что истцом не представлено доказательств нарушения ее прав существующей линей электропередачи, поскольку границы ее земельного участка не установлены, в ЕГРН содержатся сведения о праве Сысоевой Г.Н. на земельный участок площадью 450 кв.м.
Третьи лица, Иванова С.Н., Полунин А.Б., Пименова Л.С., Черенков Ю.М., Коротя О.П., Антипова А.А., Буров В.П., Абрамян А.Э. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что в иске следует отказать.
Согласно п. 1 ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Лицо, обратившееся в суд с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом (земельным участком) по правилам части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно обосновать принадлежность ему этого имущества, а также совершение ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем (собственником) прав в отношении имущества. Условием удовлетворения негаторного требования является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник (иной титульный владелец) претерпевает нарушения своего права.
Такое требование может быть удовлетворено при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности (иного законного права) у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (утратившей силу с 1 марта 2015 года) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 6 названного кодекса (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Как следовало из положений статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносились в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Статьей 38 данного закона предусмотривалось, что местоположение границ земельного участка устанавливалась посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документом, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках и который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, являлся межевой план.
Аналогичная норма содержится в статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пункта 2 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что Сысоева Г.Н. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 450 кв.м. Граница данного земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлена.
В районе земельного участка истца проходит участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, протяженностью 0,43 кв.м., от опоры № 9 до опоры № 18 от трансформаторной подстанции – 345 фидер правая сторона (далее также ВЛИ-0,4кВ), принадлежащей на праве собственности АО «ПСК». Граница охранной зоны линии электропередачи не оформлялась, на государственный кадастровый учет не поставлена.
Как установлено в судебном заседании, указанная линия электропередачи строилась силами жителей п. Юляристиоя в 2000 году для обеспечения вновь возводимых жилых домов электроэнергией. В 2014 году АО «ПСК» произвело за свой счет реконструкцию указанной линии, после чего на основании распоряжения генерального директора общества от 16.06.2014 данная линия была введена в эксплуатацию и его приказом от 09.09.2014 № 732-1 поставлена на баланс предприятия. При реконструкции ВЛИ -0,4 кВ была произведена замена старых опор на новые, которые возводились на том же месте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
В силу пункта «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных указанным нормативным актом, для ЛЭП напряжением до 1 кВ охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны ЛЭП на 2 м от крайних проводов при неотклоненном их положении.
В соответствии с пунктами 10-11 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается, в числе прочих, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников.
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В соответствии с пунктом 2.4.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года № 187 воздушные линии электропередачи должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов. В местах, где имеется опасность наезда транспорта (у въездов во дворы, вблизи съездов с дорог, при пересечении дорог), опоры должны быть защищены от наезда (например, отбойными тумбами).
Расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м. (2.4.55 Правил).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принял во внимание следующие обстоятельства.
Как указывалось выше, границы земельного участка истца не установлены, следовательно, не представляется возможным определить нахождение опор ВЛИ-0,4кВ непосредственно на ее участке.
Задекларированная площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 450 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Тот факт, что истцу на основании постановления администрации местного самоуправления от 19.02.1998 № 152 установлена площадь данного земельного участка в размере 0,062 га, не свидетельствует о возникновении у нее права собственности на участок именно такой площадью, поскольку постановление издано после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно статье 4 которого, действующей до 1 января 2017 года, обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, однако данное постановление в Государственном фонде данных Управления Федеральной регистрационной службы по РК отсутствует. Об этом также свидетельствует уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по уточнению местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, из которого следует, что имеется расхождение между значением площади данного земельного участка, содержащемся в сведениях ЕГРН, и значением площади, полученным в результате уточнения местоположения границы участка в размере 743 кв.м., при этом отсутствуют сведения, обосновывающие существование границы уточняемого земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Согласно заключению эксперта ООО «Нордгеострой» опоры спорной ВЛИ находятся за пределами фактически используемого истцом земельного участка. Сведения о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 450 кв.м. в материалах дела отсутствуют, в связи с чем не возможно определить каким образом линия электропередачи пересекает участок истца, а следовательно, установить наложение охранной зоны ВЛИ на данный земельный участок, при этом следует отметить, что размещение в охранной зоне линий электропередачи строительство зданий и сооружений не ограничивается, устанавливается лишь специальный порядок проведения таких работ. Как пояснила истец, за согласованием строительства какого-либо объекта на участке она в сетевую организацию не обращалась. Кроме того, установление охранной зоны для ВЛИ не означает и не может повлечь демонтаж каких-либо объектов электросетевого хозяйства, как того требует истец, поскольку охранные зоны электрических сетей прежде всего устанавливаются для обеспечения безопасной эксплуатации и сохранности сетей. Последствием границ такой охранной зоны является не перенос линий электропередач, а ограничения, которые должны соблюдать собственники земельных участков, находящиеся в охранной зоне.
Также в суде не установлено нарушений Правил устройства электроустановок при реконструкции спорной ВЛИ. Согласно заключению эксперта высота подвеса на опоре – расстояние от земли до места крепления провода на изоляторе опоры, расположенной вблизи земельного участка с кадастровым номером № составляет 8,43 кв.м., габарит провода над данным земельным участком, то есть расстояние от проводов до поверхности земли при наибольшей стреле провеса, составляет 6,95м.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
По смыслу приведенной правовой нормы под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Сысоевой Г.Н. не представлено доказательств того, что наличие спорных объектов нарушают права и законные интересы истца по владению и пользованию принадлежащим ей земельным участком, а также создает препятствия к его использованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 5 июля 2019 года.