УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Берхеева А.В. Дело № 33-3125/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 17 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Туктаровой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-698/2021 по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Управление по реализации социальных программ» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 апреля 2021 года, по которому постановлено:
Исковые требования Христофоровой Оксаны Юрьевны удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Димитровграда произвести оценку права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении Христофоровой Оксаны Юрьевны в составе ее и семьи из трех человек: Христофорова Сергея Михайловича, Х*** А*** С***, Х*** А*** С***, с учетом исключения из общей пощади, имеющихся в пользовании жилых помещений, площади дома ***, и рассмотрения вопроса о признании семьи малоимущей.
В удовлетворении иска поставить на учет для получения жилого помещения социального найма, выделения дополнительного жилого помещения социального найма, отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Христофоровой О.Ю. – Пьянзиной Н.Н., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Христофорова О.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Х*** А*** С***, обратилась с иском в суд к администрации города Димитровграда о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, и о выделении дополнительного жилого помещения ребенку-инвалиду. В обоснование иска указала, что ее семья состоит из четырех человек: она, супруг – Христофоров С.М., сын - Х*** А.С., *** года рождения, сын – Х*** А.С., *** года рождения. Она зарегистрирована по адресу: ***; супруг с сыновьями - по адресу: ***. Однако в указанных жилых помещениях они не проживают, прав собственников на них не имеют. Семьей они снимают по договору аренды жилое помещение. Ее сын Х*** А.С. является ребенком-инвалидом, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н имеет право на обеспечение дополнительной жилой площадью. Администрация города отказала в принятии документов и постановке ее семьи на учет нуждающихся, с чем она не согласна. Просила поставить на учет ее семью для получения жилого помещения по договору социального найма; Х*** А.С., являющемуся ребенком-инвалидом, выделить дополнительное жилое помещение по договору социального найма на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающее инвалидам, страдающими им, право на дополнительную площадь».
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ», Христофорова С.М. и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МКУ «Управление по реализации социальных программ» считает решение суда незаконным и подлежащем отмене в части возложения на Администрацию города обязанности произвести расчет жилищной обеспеченности семьи с учетом исключения из общей площади, имеющихся в пользовании жилых помещений, площади дома ***. Не соглашается с выводом суда об исключении из расчета площади жилого дома ***. Обращает внимание, что истец производила уплату коммунальных платежей за данный жилой дом, что, по мнению автора жалобы, свидетельствует о том, что истец владела и пользовалась данным жильем. Вывод суда о том, что семья истца не проживает в жилых помещениях по месту регистрации основан только на показаниях свидетелей, которые подлежали критической оценке, равно как и представленный договор найма на квартиру по месту фактического проживания. Кроме того, полагает, что суд при разрешении спора вышел за рамки заявленных требований, и удовлетворил требования, которые не были заявлены.
В возражениях на апелляционную жалобу Христофорова О.Ю. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Христофорова О.Ю. и Христофоров С.М. состоят в зарегистрированном браке с 16 августа 1997 года. В браке у них родились дети: Х*** А*** С***ч, *** года рождения, Х*** А*** С***, *** года рождения.
Х*** А*** С*** является ребенком-инвалидом, в связи с имеющимся диагнозом *** имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний дающее инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную площадь».
Материалами дела подтверждено, что в собственности семьи Христофоровых какого-либо жилого помещения не имеется.
20 августа 2020 года Христофорова О.Ю. обратилась в Администрацию города Димитровграда с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также с заявлением о признании ее семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации города Димитровграда (протокол от 17 сентября 2020 года № 15), утвержденному постановлением Администрации города Димитровграда № 1987 от 25 сентября 2020 года, в постановке на учет семье Христофоровой О.Ю. отказано, так как на одного члена семьи приходится по 16,4 кв.м от общей площади имеющихся жилых помещений, что превышает установленную учетную норму – 12 кв.м.
Из содержания протокола комиссии следует, что при рассмотрении вопроса комиссия исходила из того, что Христофорова О.Ю. зарегистрирована с 2014 года по адресу***, в жилом доме общей площадью 100,9 кв.м, принадлежащем отцу Христофоровой О.Ю., где всего зарегистрированы четыре человека.
Христофоров С.М. и несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: ***, в квартире общей площадью 52,9 кв.м, принадлежащей на праве собственности матери Христофорова С.М. По указанному адресу зарегистрированы четыре человека.
Полагая отказ в постановке семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, Христофорова О.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Частью 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания признания
граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 ст. 52).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3 ст. 52).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 ст.52).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5 ст. 52).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, изложенным пп. «а», «б» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (п.п. «б» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14).
Руководствуясь приведенными выше положениями закона и разъяснений, на основании совокупности исследованных доказательств как письменных (договор найма жилого помещения от 12 марта 20014 года), так и устных (показания свидетелей) суд первой инстанции установил, что Христофорова О.Ю. не вселялась в дом по ***, по данному адресу не проживала, членом семьи собственника не является. Регистрация по указанному адресу произведена истцом вынуждено, чтобы не лишиться льгот и компенсаций, на которые имеет право ребенок-инвалид. При этом зарегистрироваться по месту регистрации супруга и детей в квартире по адресу: ***, истец не имеет возможности, в связи с конфликтными отношениями с собственником данной квартиры.
Доводы жалобы о том, что истец производила оплату коммунальных платежей за жилое помещение, в котором зарегистрирована, выводы суда, основанные на совокупности доказательств, не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Утверждения в жалобе о том, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, несостоятельны, поскольку, как следует из оспариваемого истцом протокола комиссии по жилищным вопросам администрации города Димитровграда, при оценке права семьи истца состоять на учете нуждающихся не рассматривался вопрос о том, относится ли семья к числу малоимущих, тогда как в силу приведенных выше положений закона, состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях могут только малоимущие граждане, определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (статьи 49, 52, п. 2.1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применен судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление по реализации социальных программ» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи