УИД 91RS0№-40
Дело № 2-115/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2020 года г.Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Ротко Т.Д.,
при секретаре - Цихончук И.А.
с участием представителя истца - Новиковой Е.А.
представителя ответчика
МУП «Курортторгсервис» городского - Даниленко А.В.
округа Евпатория Республики Крым
представителей третьих лиц - Бобковой В.В., Ененко В.В.,
Вишнякова М.В.
третьего лица - Пучкиной А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазарева Геннадия Владимировича к Администрации города Евпатории Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым, третьи лица - Государственный Совет Республики Крым, Субъект Российской Федерации Республики Крым в лице Совета Министров Республики Крым, Крымский республиканский союз потребительских обществ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Демерджи Ольга Сергеевна, Емельянова Ольга Владимировна, Пучкина Алена Николаевна, Бризицкий Алексей Алексеевич, об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Лазарев Г.В. обратился в суд с иском к Администрации города Евпатории Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым, третьи лица: Государственный Совет Республики Крым, Субъект Российской Федерации Республики Крым в лице Совета Министров Республики Крым, об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от 17 июля 2013 года № 2170, заключенного с Крымским республиканским союзом потребительских обществ, он - истец является собственником нежилого строения – торговых павильонов, обозначенных на плане лит.«7», общей площадью 100,1 кв.м., расположенных по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Дм. Ульянова, 13. Право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано, в том числе и 19 октября 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако 14 января 2016 года издано распоряжение Совета министров Республики Крым №3-р «О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность», в соответствии с которым имущество колхозного рынка Евпаторийского горкоопрынкторга, расположенное по адресу: г. Евпатория, ул. Дм. Ульянова, 13, в том числе и торговый павильон лит. «7» (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв. м, передано муниципальному образованию городской округ Евпатория Республики Крым безвозмездно из государственной собственности Республики Крым. Таким образом, на основании указанного Распоряжения Совета министров Республики Крым Администрации города Евпатории передано имущество, которое по состоянию на 17 марта 2014 года не являлось собственностью ни Евпаторийского горкоопрынкторга, ни Крымского республиканского союза потребительских обществ. Просит суд истребовать из чужого незаконного владения в пользу истца Лазарева Г.В. нежилое строение, торговые павильоны, обозначенное на плане лит. «7», общей площадью 100,1 кв. м, расположенное по адресу: ФИО7, <адрес>, путем их фактического освобождения в течение семи календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 30 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - Крымский республиканский союз потребительских обществ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым.
Определением суда от 29 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Определением суда от 25 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Демерджи Ольга Сергеевна, Емельянова Ольга Владимировна, Пучкина Алена Николаевна, Бризицкий Алексей Алексеевич.
Истец Лазарев Г.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, направил для участия в судебном разбирательстве своего представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 – ФИО12 иск поддержала, дала пояснения аналогично изложенному в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Администрации <адрес> Республики ФИО7 не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, с письменными ходатайствами и заявлениями не обращался, причины неявки суду не сообщил, участвовал при разбирательстве дела в предыдущих судебных заседаниях. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на исковое заявление ответчик Администрация <адрес> Республики ФИО7 исковые требования не признаёт, просит отказать в их удовлетворении, поскольку спорное имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Евпатория Республики ФИО7. Имущество колхозного рынка Евпаторийского горкоопрынкторга включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики ФИО7, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве приложения к постановлению Государственного Совета ФИО7 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №. Советом ФИО7 Республики ФИО7 вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность». В Перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, включено движимое и недвижимое имущество, находившееся на балансе Крымского республиканского союза потребительских обществ, расположенное на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики ФИО7, в том числе спорное имущество. Соответствующий передаточный акт утверждён заместителем ФИО7 имущественных и земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ, с этого дня возникло право муниципальной собственности на передаваемое имущество. Постановлением администрации <адрес> Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №-п имущество согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено за МУП «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики ФИО7 на праве хозяйственного ведения. Поле проведения инвентаризация в целях определения пообъектного состава имущества в постановление Государственного Совета Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжение Совета ФИО7 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №-р были внесены уточнения состава имущества, передаваемого в муниципальную собственность. Таким образом, спорное имущество включено в действующие редакции Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики ФИО7, и Перечня имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики ФИО7 ФИО10 заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представители третьих лиц Государственного Совета Республики ФИО7 Бобкова В.В., Совета министров Республики Крым Вишняков М.В., Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Ененко В.В. поддержали позицию Администрации города Евпатории, считали исковые требования истца необоснованными, и также пояснили, что собственником спорного имущества является муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым в лице администрации г.Евпатории. Акты органов власти Республики Крым, послуживших основанием для возникновения права муниципальной собственности не отменены и, соответственно, подлежат исполнению всеми без исключения лицами. Указывают, что истцом не представлены доказательства возникновения права собственности на спорное имущество у Крымского республиканского союза потребительских обществ. Вместе с тем, 7 мая 1987 года исполнительный комитет Крымского областного совета народных депутатов принял решение №219 «О мерах по улучшению работы колхозных рынков», в соответствии с которым горрайисполкомам, облпотребсоюзу, облагропрому, областному управлению торговли поручено в том числе: создание фирменных магазинов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, а также организаций потребительской кооперации по продаже сельскохозяйственной продукции, развитие материально-технической базы рынков, оснащение их современным оборудованием, инвентарем и другими техническими средствами (п. 1.2), Управлению торговли – передать в установленном порядке колхозные рынки в ведение облпотребсоюза (п. 2). Полагают, что передаваемые колхозные рынки принадлежали на праве собственности государству, их создание и обеспечение до принятия данного решения полностью обеспечивалось за счет государственного бюджета, следовательно, данные объекты имели публично правовую принадлежность. Создание фирменных магазинов колхозов обеспечивалось за счет средств горрайисполкомов, облагропрома, областного управления торговли, то есть также за счёт государства. В связи с чем, спорное имущество было правомерно учтено как собственность Республики Крым. Считают, что наличие свидетельств о праве собственности Крымского республиканского союза потребительских обществ в отсутствие первичных правоустанавливающих не может подтверждать возникновение в отношении спорного имущества каких-либо прав, в том числе права распоряжения.
Третье лицо Пучкина А.Н. в судебном заседании просила разрешить заявленные исковые требования на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Представители третьих лиц Крымского республиканского союза потребительских обществ, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатория Республики Крым, а также третьи лица Демерджи О.С., Емельянова О.В., Бризицкий А.А. в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в установленном порядке. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц и их представителей.
Выслушав доводы представителя истца, представителей ответчиков Администрации города Евпатории Республики Крым, Муниципального унитарного предприятия «Курортторгсервис» и представителей третьих лиц Государственного Совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьего лица Пучкиной А.Н., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Лазарева Г.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к ее владельцу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат имущества лицу, доказавшему свои права на него.
Истец Лазарев Г.В. ссылается на наличие у него права собственности на нежилое строение – торговые павильоны, обозначенные на плане лит. «7», общей площадью 100,1 кв.м., расположенные по адресу: ФИО7, <адрес>, возникшее на основании договора купли - продажи от 17 июля 2013 года № 2170, заключенного с Крымским республиканским союзом потребительских обществ. Право собственности истца на нежилое строение зарегистрировано в государственном реестре имущественных прав на недвижимое имущество 17 июля 2013 года под №1687480, регистрационный номер объекта недвижимого имущества 106928701000. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности зарегистрировано 19 октября 2015 года, о чем сделана запись регистрации № 90-90/016-90/016/300/2015-275/1.
Между тем, Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 года №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно п. 2 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, имущество колхозного рынка Евпаторийского горкоопрынкторга, расположенного по адресу: г. Евпатория, ул. Дм. Ульянова, 13 (движимое, в том числе автотранспорт, и недвижимое имущество), в том числе торговый павильон (литер7) (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв.м, включено в состав имущества, учитываемого, как собственность Республики Крым.
14 января 2016 года Советом министров Республики Крым издано распоряжение №3-р, в соответствии с п. 1 которого имущество согласно приложению передано безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность. В силу п. 8 приложения к указанному распоряжению имущество колхозного рынка Евпаторийского горкоопрынкторга, расположенное по адресу: <адрес> (движимое, в том числе автотранспорт, и недвижимое имущество, в том числе, торговый павильон (литер7) (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв.м, передано в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Согласно п. 2 данного распоряжения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым возложена обязанность в установленном порядке осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения. Пунктом 6 распоряжения установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема - передачи.
На основании Передаточного акта от 18 января 2016 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало, а Администрация <адрес> приняла, в том числе движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ «Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым», а также предприятий, учреждении, организаций, входящих в их структуру, ООО «Кооперативная торгово-логистическая сеть», расположенное на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Согласно дополнению от 26 мая 2016 года к передаточному акту от 18 января 2016 года в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Евпатории Республики Крым было передано имущество колхозного рынка Евпаторийского горкоопрынкторга, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе торговый павильон (литер7) (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв.м.
В соответствии с постановлением Администрации г. Евпатория Республики Крым от 20 января 2016 года №54-п имущество согласно передаточному акту от 18 января 2016 года было закреплено за МУП «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым на праве хозяйственного ведения. Таким образом, с 18 января 2016 года спорное имущество - торговый павильон (литер7) (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находится во владении муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и созданного им муниципального унитарного предприятия «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым. Основанием для передачи во владение ответчиков спорного имущества послужило включение Государственным советом Республики Крым спорного имущества в состав имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
В период разбирательства дела Постановлением Государственного Совета Республики Крым № 246-2/19 от 25 декабря 2019 года «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» торговый павильон (литер7) (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. исключен из перечня имущества учитываемого как собственность Республики Крым.
Как пояснил в судебном заседании представитель Совета министров Республики Крым Вишняков М.В., принятию данного постановления Государственного Совета Республики ФИО7 предшествовало рассмотрение межведомственной комиссией обращения ФИО15, ФИО16 в защиту права собственности, которое решением комиссии признано обоснованным. Исключение спорного имущества из состава имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, должно иметь следствием внесение изменений в содержание актов, принятых Советом министров Республики Крым, иными органами муниципального управления, во исполнение Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года №2085-6/14.
Таким образом, в настоящее время фактически отсутствуют правопритязания Республики Крым на имущество - торговый павильон (литер7) (5 торговых павильонов) площадью 100,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Евпатория, ул. Дм. Ульянова, 13.
С учетом обстоятельств возникновения права собственности истца на спорный объект в 2013 году на основании нотариально заключенной сделки, которое по сути не оспаривается ни ответчиками, ни третьими лицами по делу, принимая во внимание, что владение спорным имуществом Администрацией г. Евпатория Республики Крым и МУП «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым являлось производным от права собственности Республики Крым, суд приходит к выводу о том, что истребование нежилого строения (торговый павильонов) лит. 7 площадью 100,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, из владения ответчиков не нарушает прав иных лиц и является надлежащим способом защиты прав собственников.
Суд находит обоснованным довод истца о правомерности возникновения у него права собственности спорное имущество, что также подтверждается материалами дела.
Так, из материалов дела следует, что 12 июня 1996 года Евпаторийскому горкоопрынкторгу по ул. Дм. Ульянова, 11 на основании решения исполкома Евпаторийского городского совета народных депутатов от 17 мая 1996 года № 187 выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей I-KM №001439, согласно которому земля передана в постоянное пользование, в том числе, для рынка (Т. 2 л.д. 191, 249-250).
04 декабря 1998 года на основании решения Евпаторийского исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 24 декабря 1996 года № 508/5 зарегистрировано право собственности Горкоопрынкторга на колхозный рынок, расположенный по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о праве собственности от 04 декабря 1998 года.
Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 20 июля 2007 года № 407/8 утвержден Акт государственной комиссии об окончании строительства и ввода в эксплуатацию объекта - торговых павильонов лит. «7», после реконструкции 2-го пускового комплекта, 1-ой очереди строительства центрального рынка г. Евпатории (5 торговых павильонов) по адресу: <адрес>, за Крымским республиканским союзом потребительских обществ (Т. 2 л.д. 153, 154-159).
Евпаторийским исполкомом на основании Акта государственной комиссии об окончании строительства и ввода в эксплуатацию, утвержденного Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 20 июля 2007 года № 407/8, зарегистрировано право частной собственности Крымского республиканского союза потребительских обществ на нежилое строение, торговые павильоны общей площадью 100,1 кв.м., лит «7» (5 торговых павильонов), о чем выдано Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 10 августа 2007 года серия ЯЯЯ №362803 (Т. 2 л.д. 235).
16 августа 2007 года Крымским республиканским предприятием «Бюро регистрации и технической инвентаризации г. Евпатория» внесены сведения о регистрации права собственности Крымского республиканского союза потребительских обществ на недвижимое имущество в единый государственный реестр прав, номер записи - 376 в книге 5, о чем выдано Извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 16 августа 2007 года серии ССС №312407 (Т. 2 л.д. 236).
На основании решения Евпаторийского городского совета от 27 июня 2008 года № 5-33/28 «О внесении изменений в решение исполкома Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №» в Государственный акт на право постоянного пользования землей 1-КМ № внесены следующие изменения:
- адрес рынка вместо <адрес>;
-название землепользователя вместо «Евпаторийский горкоопрынкторг Крымского союза потребительских обществ» на «Крымский республиканский союз потребительских обществ (<адрес>).
Согласно учетным данным отдела хранения инвентаризационных дел БТИ по состоянию на 31 декабря 2012 года спорное нежилое строение принадлежало на праве частной собственности Крымскому республиканскому союзу потребительских обществ на основании Свидетельства о праве собственности, выданного исполнительным комитетом Евпаторийского городского совета 10 августа 2007 года (Т. 2 л.д. 243-252).
Согласно п. 1 постановления правления Крымпотребсоюза от 15 июля 2013 года № 98 правление постановило продать объекты недвижимости: нежилые здания и сооружения, находящиеся по адресу: Автономная ФИО7, <адрес>, в том числе торговый павильон лит. «7» общей площадью 100,1 кв.м. по цене продажи 303 000,00 гривен (Т. 2 л.д. 232-234). В соответствии с п. 2 данного постановления председателю правления поручено от имени Крымского республиканского союза потребительских обществ подписать договоры купли - продажи объектов недвижимости, расположенных по адресу: Автономная ФИО7, <адрес>, в том числе торгового павильона лит. «7» общей площадью 100,1 кв.м., а также совершить иные, установленные законом действия для оформления отчуждения указанного объекта недвижимости в пользу гражданина Украины Лазарева Геннадия Владимировича.
Данное решение принято уполномоченным составом правления, что подтверждается протоколом №4 XVII съезда Крымского республиканского союза потребительских обществ от 24 мая 2013 года (Т. 2 л.д. 231).
При этом в соответствии с пп. «б» п. 27 Устава Крымского республиканского союза потребительских обществ, утвержденного 24 мая 2013 года, в исключительную компетенцию правления входит принятие решений о продаже предприятий (единых имущественных комплексов) и корпоративного права на предприятия Крымпотребсоюза, а также объектов основных средств Крымпотребсоюза (Т. 2 л.д. 222-230).
Во исполнение постановления Крымпотребсоюза от 15 июля 2013 года № 98 между Крымским республиканским союзом потребительских обществ в лице председателя правления ФИО17, выступающего на стороне продавца, и покупателем ФИО6, 17 июля 2013 года заключен договор купли - продажи № 2170 нежилого строения, в соответствии с которыми продавец продал, а покупатель Лазарев Г.В. приобрел нежилое строение, торговые павильоны, обозначенных на плане лит.«7», общей площадью 100,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (Т. 2 лд. 217-218).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» республика Крым принята в состав Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого - либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Крым №38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в сил) Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8 Закона Республики Крым №38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» определен перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, в соответствии с которым документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, договоры купли - продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым №38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
- право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
- право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
- все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики ФИО7;
- земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца права, за защитой которого он обратился в суд, поскольку право собственности истца ФИО6 на нежилое строение, торговые павильоны, обозначенные на плане лит. «7», общей площадью 100,10 кв.м, расположенные по адресу: ФИО7, <адрес>, не было прекращено, зарегистрировано в установленном законом порядке и, с учетом внесенных Постановлением Государственного Совета Республики Крым №246-2/19 от 25 декабря 2019 года «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» изменений в состав имущества Республики Крым, признается как государством в целом, о чем свидетельствует государственная регистрация права собственности, так и субъектом федерации - Республикой Крым, компетентный орган которого принял решение об исключении имущества из состава имущества Республики ФИО7.
Постановлением от 07 ноября 2017 года № 26-11 «По делу о проверке конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в связи с жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Дайвинг - Центр «Соляриус», «Промхолдинг» и «Формат - ИТ» Конституционный Суд Российской Федерации признал положения абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части I и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку но своему конституционно - правовому смыслу эти положения:
не предполагают включение в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, возникшем до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на законных основаниях, и, соответственно, не предполагают произвольного прекращения права частной собственности на такое имущество;
не могут служить основанием для отказа физическим или юридическим лицам в удовлетворении их требований, связанных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, лишь вследствие самого по себе факта такого включения, без установления в надлежащей судебной процедуре отсутствия необходимых правовых оснований приобретения соответствующего имущества.
Конституционно - правовой смысл положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В указанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации установил, что прекращение права частной собственности прежнего правообладателя и возникновение собственности у Республики Крым возможно только в трех случаях: при отсутствии надлежаще оформленных документов на такое имущество, при выявлении бесхозяйного имущества и при отсутствии правовых оснований выбытия имущества из собственности публично - правовых субъектов.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Исключение спорного объекта из Перечня имущества, учитываемого как имущество Республики Крым, свидетельствует о том, что условия прекращения права частной собственности истцов на спорное имущество отсутствуют, при таких обстоятельствах существующее право подлежит судебной защите.
Учитывая, что материалами дела достоверно установлено, что собственником нежилого строения, торговых павильонов, обозначенные на плане лит. «7», общей площадью 100,10 кв.м, расположенных по адресу: ФИО7, <адрес>, по состоянию на март 2014 года являлся ФИО6, факт владения Администрацией г.Евпатории Республики Крым и Муниципальным унитарным предприятием «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым спорным имуществом нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
То обстоятельство, что спорное имущество передано в аренду, не свидетельствует о предъявлении иска к ненадлежащим ответчикам.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании Передаточного акта от 18 января 2016 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало, а Администрация г. Евпатория приняла, в том числе спорный объект. Впоследствии, Администрация г. Евпатория передала и закрепила указанное имущество на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым, которое, в свою очередь, передало его в аренду предпринимателям.
Согласно договорам аренды, представленным в материалы дела, пять нежилых помещений в здании торгового павильона в лит. «7» переданы во временное платное пользование, и, соответственно, во владение не передавались (Т. 2 л.д. 103-107, 110-112, 115-117, 120-122, 125-127).
Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что спорное имущество находится во владении Администрации г. Евпатории Республики Крым и Муниципального унитарного предприятия «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым на основании распоряжения Совета министров Республики Крым oт 14 января 2016 года №3-р «О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность» и постановления Администрации г. Евпатория Республики Крым от 18.01.2016 года № 9-п «О приеме в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым имущества из государственной собственности Республики Крым».
На основании изложенного, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Учитывая, что истец не ходатайствовал о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд не разрешает этот вопрос при принятии решения.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лазарева Геннадия Владимировича к Администрации города Евпатории Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым, третьи лица - Государственный Совет Республики Крым, Субъект Российской Федерации Республики Крым в лице Совета Министров Республики Крым, Крымский республиканский союз потребительских обществ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Демерджи Ольга Сергеевна, Емельянова Ольга Владимировна, Пучкина Алена Николаевна, Бризицкий Алексей Алексеевич, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, - удовлетворить.
Истребовать из владения Администрации г. Евпатории Республики Крым и Муниципального унитарного предприятия «Курортторгсервис» городского округа Евпатория Республики Крым в пользу Лазарева Геннадия Владимировича нежилого строения, торговых павильонов, обозначенного на плане лит. «7», общей площадью 100,10 кв. м, расположенного по адресу: ФИО7, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Т.Д.Ротко
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.