Дело № 2-128/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.
при секретаре Александровой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Старорайчихинского сельсовета о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Старорайчихинского сельсовета о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1. Он является наследником первой очереди по закону. Его мать с 1976 года по день смерти проживала в <адрес>, в доме, который приобрела у ФИО12 Договор купли-продажи был удостоверен Успеновским сельским Советом депутатов трудящихся, зарегистрирован по реестру в 1976 году. Согласно выписке из похозяйной книги Старорайчихинского сельсовета, лицевой счет № 30, ФИО1 принадлежал на праве пользования земельный участок площадью 0,36 га с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>. При жизни ФИО1 не оформляла право собственности на дом и земельный участок. После смерти ФИО1 он с семьей осуществляет пользование домом и земельным участком. Нотариусом Бурейского нотариального округа Амурской области ему отказано в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства на право наследования по закону на вышеназванный земельный участок и дом в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право собственности наследодателя на указанное имущество.
На основании изложенного просил признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилой дом общей площадью 38,6 кв.м., находящийся в <адрес> <адрес> в порядке наследования.
Определениями Бурейского районного суда Амурской области от 21 февраля 2020 года и 16 марта 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района, Администрация Бурейского района, Управление Росреестра по Амурской области и ФИО3.
Представитель истца ФИО2 – ФИО16 в судебном заседании от 16 марта 2020 года поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО2, его представитель, представитель ответчика Администрации Старорайчихинского сельсовета Бурейского района, а так же третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
От представителя Администрации Старорайчихинского сельсовета Бурейского района поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому против заявленных требований ответчик не возражает.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав в предыдущем судебном заседании представителя истца, заслушав свидетелей ФИО13, ФИО14, исследовав материалы дела, суд считает заявленные истцами требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, что подтверждено записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия I-ОТ №.
Свидетельством о заключении брака серия I-ЖО № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО4 и ФИО5, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО1.
Согласно свидетельству о рождении серии I-УЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО2 является сыном умершей ФИО1, записанной в свидетельстве под фамилией ФИО18.
Согласно ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является единственным наследником к имуществу ФИО1, обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Другие наследники первой очереди: ФИО21дочь) к нотариусу не обратилась, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела выразила согласие с иском (посредством письменного заявления).
Постановлением нотариуса Бурейского нотариального округа Амурской области от 12.09.2019 года, ФИО2 отказано в совершении нотариального действия по причине отсутствия регистрации права собственности на спорный дом наследодателем в установленном законом порядке.
Согласно договору купли-продажи от 12.03.1976 года ФИО1 приобрела у ФИО12 дом со всеми надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>. Договор удостоверен Успеновским сельским советом депутатов трудящихся.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что право собственности наследодателя ФИО1 на спорный дом зарегистрировано не было.
Согласно техническому паспорту, спорный жилой дом инвентарный № имеет общую площадь 38,6 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Сведения о правах на дом не зарегистрированы (уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из похозяйственной книги № 2 лицевой счет № 30, земельный участок, общей площадью 0,36 га, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал ФИО1 на праве пользования.
Из справки Администрации Старорайчихинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на балансе Администрации Старорайчихинского сельсовета не состоит.
Согласно ответу МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района № 01-11/185 от 03.03.2020, жилой дом, площадью 38,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества Бурейского района не числится.
Из ответов Министерства имущественных отношений Амурской области № 12-17/1373 от 28.02.2020 и ТУ Росимущества в Амурской области № 28-07/1038 от 10.03.2020 следует, что спорный жилой дом в реестре собственности Амурской области и реестре федерального имущества отсутствует.
Свидетели ФИО13, ФИО14 в судебном заседании пояснили, что <адрес>, расположенный по <адрес>, был построен дедом ФИО20. В 1976 году был продан ФИО1, которая с момента приобретения до дня смерти пользовалась им как своим собственным. У ФИО1 было трое детей, один из которых умер до дня её смерти. Наследниками первой очереди являются ФИО2, ФИО15, иных наследников нет, супруг и родители умерли, наследников по праву представления не имелось. После смерти ФИО1 домом и земельным участком пользуется ФИО2.
Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, данные показания согласуются между собой и не противоречат материалам дела. Кроме того, указанные свидетели предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, о чем отобрана соответствующая подписка.
Из собранных по делу доказательств усматривается, что право владения ФИО1 спорным жилым домом никем не оспаривалось и не оспаривается, дом был приобретен наследодателем ФИО1 по договору купли-продажи; данный дом не является объектом государственной или муниципальной собственности; притязания третьих лиц на спорный дом отсутствуют. ФИО1 владела домом при жизни и несла бремя его содержания как собственник, фактически являясь добросовестным владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовалась им как своим собственным.
ФИО2, являясь наследником первой очереди после смерти матери, с момента её смерти и по настоящее время также фактически владеет и пользуется спорным жилым домом, и данное право никем оспорено не было. Доказательств обратного, материалы дела не содержат.
Таким образом, и при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя ФИО1 на дом, с учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что в силу п.1 ст. 218 ГК РФ наследодатель приобрел право собственности на указанный дом.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО2 о признании права в порядке наследования после смерти матери на жилой дом общей площадью 38,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Истцом не заявлено требование о включении спорного имущества в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, однако суд на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ полагает возможным выйти за пределы исковых требований и включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью 38,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом общей площадью 38,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха