Судья - Буренко С.В. Дело № 12-3431/20
Р Е Ш Е Н И Е
20 августа 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Агибалова В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «АДВА» Стебихова С.А. на решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 25 мая 2020 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Краснодарского края Пономаренко П.В. № 1.19/1575-3-3 от 06 февраля 2020 года генеральный директор ООО «АДВА» Стебихов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Обжалуемым решением оставлено без изменения вышеуказанное постановление, жалоба генерального директора ООО «АДВА» Стебихова С.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО «АДВА» Стебихов С.А. просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 25 мая 2020 года. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи районного суда и постановление являются незаконными и необоснованными, вынесены с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание Стебихов С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Стебихова С.А. по доверенности Мартюк П.Д., обсудив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 06 февраля 2020 года постановлением старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Краснодарского края генеральный директор ООО «АДВА» Стебихов С.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией <...>, что повлекло нарушение законодательства в области охраны недр местного значения (подземных вод) и создало угрозу причинения вреда окружающей среде (недрам) в результате загрязнения и истощения подземных вод.
Оставляя данное постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу о том, что вина генерального директора ООО «АДВА» Стебихова С.А. в совершении административного правонарушения полностью установлена, в связи с чем, оснований для отмены постановления не имеется.
Вместе с тем, согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Таким образом, по каждому делу об административном правонарушении необходимо отправлять отдельное извещение, обеспечивающее фиксирование его вручения адресату.
Из материалов дела следует, что 04 февраля 2020 года должностным лицом министерства природных ресурсов Краснодарского края по адресу места жительства Стебихова С.А. была направлена только одна телеграмма по 9 разным делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых назначено на 06 февраля 2020 года, что является недопустимым и нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, на надлежащее уведомление о рассмотрении в отношении него, в том числе данного дела об административном правонарушении.
Кроме того, вышеуказанная телеграмма получена Стебиховым С.А. не была.
Не смотря на данное обстоятельство, должностным лицом министерства природных ресурсов Краснодарского края не были использованы какие - либо иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование извещения или вызова и его вручение Стебихову С.А.
При этом, равно как сведений о надлежащем извещении Стебихова С.А. о рассмотрении дела, так и ходатайства о рассмотрении дела, назначенного на 06 февраля 2020 года, без его участия, материалы настоящего дела не содержат.
В связи с чем, 06 февраля 2020 года дело об административном правонарушении было рассмотрено старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Краснодарского края Пономаренко П.В. в отсутствие Стебихова С.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения.
Кроме того, согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.
Административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных ст.6 Закона №2395-1 «О недрах») и нарушения предусмотренных лицензией условий. При этом бездействие владельца лицензии, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако судьей районного суда не было установлено наличие либо отсутствие вышеуказанных обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, а также влияющих на правильную квалификацию действий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из материалов дела также следует, что основанием для привлечения генерального директора ООО «АДВА» Стебихова С.А. к административной ответственности также послужило не выполнение им мероприятий по организации зон санитарной охраны.
Обращаясь с жалобой на постановление, генеральный директор ООО «АДВА» Стебихов С.А. ссылался на несостоятельность доводов о нарушении им мероприятий по организации зон санитарной охраны, поскольку в настоящий момент Постановление Правительства, регулирующее условия установления защитно-санитарной зоны в отношении использования и эксплуатации водозаборных скважин, не утверждено. В подтверждение указанного, к жалобе было приложено уведомление министерства природных ресурсов Краснодарского края от 03 июня 2019 года об отсутствии возможности утверждения проекта санитарно-защитной зоны по причине отсутствия нормативных актов Правительства РФ. Также в жалобе указывал на наличие санитарно-эпидемиологическое заключения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 24 апреля 2019 года о соответствии проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин №№130,131,132 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Данным доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, не была дана надлежащая оценка судьей районного суда, они не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Краснодарского края Пономаренко П.В. <№..> от 06 февраля 2020 года, которое проверялось судьей районного суда на предмет законности и обоснованности, содержалось в деле не в полном объеме (отсутствовали листы постановления №№ 3,4). Полностью копия постановления была приобщена к материалам дела только в судебном заседании краевого суда.
Таким образом, вопреки положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, меры к всестороннему, полному, объективному рассмотрению дела и выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для его разрешения, судьей районного суда не приняты.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, обжалуемое решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 25 мая 2020 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: