5
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2017 года город Москва
Пресненский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Лебедева Ю.В.,
при секретаре Маремукове А.З.,
с участием истца Тимошевской О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 28 Пресненского районного суда города Москвы гражданское дело № 2-3152/2017 по иску Тимошевской Ольги Николаевны к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Тверской области о возмещении расходов на погребение, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивировав тем, что 19 января 2016 года ей было отказано в возмещении расходов на погребение ее мужа – бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, инвалида – Тимошевского Григория Константиновича, умершего 13 января 2016 года.
В силу положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» полагает, что имеет право на взыскание понесенных ею убытков в виде расходов на погребение своего мужа.
Просит суд с учетом изменения в требованиях взыскать с ответчиков в пользу Тимошевской Ольги Николаевны расходы на погребение в размере 18 250,00 руб.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме по доводам искового заявления и уточненных исковых заявлений.
Ответчики явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, письменных возражений не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело отсутствие ответчик, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения истца, изучив письменные материалы дела, исследовав доказательства, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. (ч.1).
При этом согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что 13 января 2016 года умер бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, инвалид – Тимошевский Григорий Константинович, который приходится истцу мужем.
Данные обстоятельства достоверно подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиками.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Обращение в суд истца обусловлено отказом ответчика в лице Военного комиссариата Тверской области оплатить истцу понесенные ею расходы на погребение ее мужа – бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, инвалида – Тимошевского Григория Константиновича, умершего 13 января 2016 года.
Факт данного отказа подтвержден материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Ответчик основывает свое мнение по данному отказу тем, что в перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, государственные гарантии по увековечиванию памяти не включены; бывшие несовершеннолетние узники фашизма не входят в перечень граждан, которым определены гарантии по погребению, установленные Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
По мнению суда, отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
12 января 1995 года был принят Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, предусмотрен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона «О ветеранах» не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона «О ветеранах», в силу которой погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1, 2 данного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с погребением, а положения статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ, предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ, не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Размер понесенных истом расходов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тимошевской Ольги Николаевны к Министерству обороны Российской Федерации о возмещении расходов на погребение – удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Тимошевской Ольги Николаевны расходы на погребение в размере 18 250,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья