РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2020 года Гагаринский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Денисовой М.С.,
при секретаре Байцаевой Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-645/2020 по административному иску Кучеренко И.А. к ОВМ ОМВД России по Ломоносовскому району г. Москвы, УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России об отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кучеренко И.А. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам ОВМ ОМВД России по Ломоносовскому району г. Москвы, УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России и просит суд отменить решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию, мотивируя свои требования тем, что из информации Главного Управления по вопросам миграции МВД России административному истцу стало известно о том, что в отношении него принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Указанное решение административный истец считает необоснованным, не соответствующим принципам справедливости и соразмерности и подлежащим отмене, поскольку при его вынесении не учтено, что Кучеренко И.А. проживает на территории Российской Федерации с супругой и несовершеннолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации, полностью обеспечивает семью и является для нее единственным кормильцем, утратил какие- либо связи на Украине, поскольку давно проживает в России, в связи с чем, полагает, что решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию является существенным вмешательством в его личную семейную жизнь; полагает, что никаких сведений, которые бы свидетельствовали о необходимости принятия оспариваемого решения в интересах государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других лиц, не имеется.
Административный истец в судебное заседание явился, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам административного иска.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Ломоносовскому району г. Москвы Булекбаева Ж.М. в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, отсутствие оснований для его отмены.
Представитель административного ответчика УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве Глазунов А.Л. в судебном заседании также возражал против заявленных административных исковых требований, указывая, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Административный ответчик Управление по вопросам миграции ГУ МВД России извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления по вопросам миграции ГУ МВД России, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кучеренко И.А., ********** года рождения, является гражданином Республики Украина.
11 марта 2020 г. начальником ОВМ ОМВД России по району Ломоносовский г. Москвы вынесено решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации в отношении гражданина Республики Украина Кучеренко И.А. на три года, то есть до 27.03.2022 г., оформить в отношении гражданина Республики Украина Кучеренко И.А. представление о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Указанное решение было принято на основании части 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Основанием для принятия указанного решения явилось то, что Кучеренко И.А. два и более раза в течение трех лет был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации, а именно: 06.03.2019 года по ст. 12.18 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 1 500 руб., 17.03.2019 г. по ст. 12.18 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 1 500 руб.
Однако при принятии оспариваемого решения должностным лицом государственного органа не принято во внимание следующее.
Так, в силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Таким образом, в каждом конкретном случае надлежит не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными. В противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.
В Определении от 2 марта 2006 года № 55-О Конституционный Суд РФ указал на то, что при оценке нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П, суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
Из указанного выше следует, что контролирующие органы и суды при решении вопроса о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманных соображений.
При принятии оспариваемого решения, приведенные выше обстоятельства учтены не были, что привело к вынесению решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, которое нарушает право административного истца на уважение семейной жизни.
Учитывая, что у Кучеренко И.А. в Российской Федерации сложились устойчивые семейные отношения, а именно: он проживает совместно с супругой и двумя несовершеннолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации, является единственным кормильцем в семье, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение свидетельствует о чрезмерном ограничении права на уважение его частной жизни и несоразмерно тяжести совершенных им административных правонарушений. При этом характер нарушений не свидетельствует о проявлении крайнего неуважения к национальному законодательству Российской Федерации.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отменить решение начальника ОВМ ОМВД России по району Ломоносовский г. Москвы от 11 марта 2020 года, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Кучеренко И.А., ******** года рождения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления судом решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Гагаринского районного суда города Москвы.
Решение изготовлено в окончательной форме 27.11.2020 года.
Судья М.С. Денисова
1