РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года город Москва
Мещанский районный суд города Москвы в составе судьи Кудрявцевой М.В., при секретаре Шишовой А.В., с участием прокурора Кумпан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1547/2021 по иску Суворовой Ирины Сергеевны, Суворова Александра Николаевича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Суворовой В.А., к ОАО «РЖД», АО «Украинские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, расходов на погребение, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ОАО «РЖД», АО «Украинские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, расходов на погребение, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что 01 марта 2020 года в районе станции пгт. Октябрьский Белгородского района Белгородской области была смертельно травмирована грузовым поездом №3001 Суворова С.А., паспортные данные. Погибшая приходилась истцам дочерью и сестрой. Утрата самого близкого и дорогого человека принесла истцам физические и нравственные страдания, которые подлежат в соответствии со с г. 151 ГК РФ денежной компенсации.
Истцу просят взыскать с ответчиков в свою пользу по 500 000 руб. в качестве компенсации морального вреда, расходы на погребение в размере 146 359 руб., а также расходы на представителя и расходы на нотариальные услуги.
Истцы в суд не явились, извещены.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в суд явилась, иск не признала.
Представитель АО «Украинские железные дороги» в суд не явился.
Третье лицо в суд не явилось.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив представленные документы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
При этом если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно ст. 1094 ГК РФ установлено, что лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
В соответствии со ст. 1083 ГК РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Согласно постановлению Верховного суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина" (п. 23), указано, что под умыслом потерпевшего понимается такое его противоправное поведение, при котором потерпевший не только не предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата (например, суицид).
Из материалов дела следует, что 01 марта 2020 года на участке 1-го железнодорожного пути, расположенного на 723 км. пк 3 ст. Толоконное Юго-Восточной железной дороги была смертельно травмирована несовершеннолетняя Суворова С.А., 2002 года, грузовым поездом №3001. Смерть Суворовой С.А. наступила от соприкосновения с выступающими частями железнодорожного состава.
По данному факту следователем Воронежского следственного отдела на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте вынесено постановление о прекращении уголовного дела от 03 августа 2020 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Судом установлено, что источник повышенной опасности принадлежит ответчику АО «Украинские железные дороги».
Погибшая приходится истцам Суворовой И.С. и Суворову А.Н. - дочерью, Суворовой В.А. - сестрой.
Из постановления о прекращении уголовного дела от 03 августа 2020 года усматривается, что Суворова С.А. оставила своим родителям и сестре предсмертные записки, из которых усматривается, что она собирается покончить жизнь самоубийством.
Учитывая, что нравственные страдания, связанные со смертью Суворовой С.А., которые испытывали и испытывают истцы, а также расходы на погребение, которые понесли истцы, возникли в результате умышленных действий самой погибшей Суворовой С.А., то ответчики в соответствии с действующим законодательством не должны нести ответственность перед истцами.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Суворовой Ирины Сергеевны, Суворова Александра Николаевича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Суворовой В.А., к ОАО «РЖД», АО «Украинские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, расходов на погребение, не подлежат удовлетворению.
Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов, поскольку данные требования производны от основных, в удовлетворении которых судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Суворовой Ирины Сергеевны, Суворова Александра Николаевича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Суворовой В.А., к ОАО «РЖД», АО «Украинские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, расходов на погребение, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.В. Кудрявцева