РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2020 года г. Москва
Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Ерохиной Т.Н., при секретаре Бочаровой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-954/20 по иску ООО «Союз» к Хорошилову Андрею Михайловичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Союз» обратился в суд с настоящим иском к Хорошилову А.М. о взыскании денежных средств, указав, что ответчику на основании договора купли-продажи от 16.01.2016г. на праве собственности принадлежит 1/2 доля нежилого помещения по адресу: .... Ответчик указанным помещением пользуется, однако, платежи за коммунальные услуги не вносит. Счета на оплату коммунальных услуг приходили на имя предыдущего собственника ИП Теребова Г.Г., оплата которых была произведена ООО «Союз» за счет собственных средств на общую сумму в размере 1 165 121,45 рублей. Так как ответчику принадлежит 1/2 доля нежилого помещения, за ним числится задолженность в размере 1/2 доли внесенных истцом платежей в размере 582 560,73 рублей. 15.11.2019г. истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возврате неосновательно полученного обогащения с указанием реквизитов счета для возврата денег истцу, которая была ответчиком проигнорирована.
На основании изложенного истец просил суд взыскать в пользу ООО «Союз» с ответчика денежные средства в размере 582 560,73 рублей, расходы по оплате госпошлины.
В суде представитель истца Учуватов Д.Ю. на требованиях настаивал полностью, пояснил, что ИП Теребов Г.Г., который непосредственно владел нежилым помещением до 2016г., чтобы не переоформлять договоры, согласился платить за коммунальные услуги, а ответчик и второй сособственник должны были возмещать ему эти расходы. Теребов Г.Г. сам платить не смог, так как признан банкротом, платежи вносила его жена через ООО «Союз» на основании объяснительной Теребова Г.Г.
Ответчик Хорошилов А.М. в судебном заседании участия не принимал, его представитель Урумова Т.О. против удовлетворения требований возражала, указав, что неосновательное обогащение возникнет у истца, поскольку никаких поручений на оплату коммунальных услуг от ответчика, ни от ООО «Союз», ни Теребову Г.Г. не поступало, никаких договоренностей не было, в отношении части платежей пропущен срок исковой давности.
Третьи лица Теребов Г.Г., ООО «МКБ им. Сергия Живаго» в судебное заседание не явились, извещены, отзыв на иск не представили.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии трех условий:
- имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям должно было выйти из состава его имущества;
- приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать;
- отсутствуют правовые основания, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, производит неосновательно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, для того чтобы констатировать неосновательное обогащение, необходимо отсутствие у лица оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение имущества. Такими основаниями могут быть договоры, сделки и иные предусмотренные статьей 8 Кодекса основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Наличие установленных законом оснований, в силу которых лицо получает имущество, в том числе денежные средства, исключает применение положений главы 60 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ответчик Хорошилов А.М. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и расположенном на нем нежилом здании по адресу: ..., на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 14.01.2016г., заключенного между Теребовым Г.Г. (продавец), Хорошиловым А.М., Кузиным П.В. (покупатели) и ООО «МКБ им. Сергия Живаго» (залогодержатель), и акта приема-передачи. Государственная регистрация перехода права собственности произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 25.02.2016г., запись регистрации №62-62/001-62/001/071/2016-301/2.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено положениями ст.249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно представленных истцом письменных доказательств, 26.12.2016г. между ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ИП Теребовым Г.Г. (потребитель) был заключен договор энергоснабжения №100163503 на передачу электрической энергии сетевой организацией ООО «Актив Плюс» в отношении нежилого здания по адресу: ....
Оплата по данному договору энергоснабжения производилась за ИП Теребова Г.Г. истцом ООО «Союз». При оформлении платежных поручений во исполнение указанного выше договора, а также при оплате за потребление газа и обслуживание газового оборудования, плательщик ООО «Союз» указал, что оплата производится за ИП Теребова Г.Г. Также, между ИП Теребовым Г.Г. и поставщиками коммунальных услуг в период с 31.01.2016г. по 31.07.2019г. неоднократно подписывались акты сверки взаимных расчетов.
В силу п.1 ст.313 Гражданского кодекса РФ, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
Суд полагает необходимым руководствоваться положениями п.1 ст.313 Гражданского кодекса РФ, так как уплаченные истцом денежные суммы в счет оплаты за коммунальные услуги были оплачены по договорам, заключенным ИП Теребовым Г.Г., и за ИП Теребова Г.Г., в платежном поручении указано основание для перечисления платежей, платежи были приняты поставщиками услуг в счет исполнения обязательства по заключенным ИП Теребовым Г.Г. договорам, в связи с чем, на стороне ответчика неосновательного обогащения не возникло.
Эти выводы суда основываются, в том числе, на установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст.ст.55, 56, 59, 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая спор, суд принимает во внимание, что договор купли-продажи нежилого помещения по адресу: ..., был заключен между Теребовым Г.Г. и Хорошиловым А.М., Кузиным П.В. 14.01.2016г., регистрация перехода права собственности произведена 25.02.2016г. Нежилое помещение было передано во владение и пользование Хорошилову А.М. и Кузину П.В. продавцом Теребовым Г.Г. по акту приема-передачи 14.01.2016г. Следовательно, с 14.01.2016г. у Теребова Г.Г. отсутствовали обязательства по внесению платы за коммунальные услуги, таких условий договор купли-продажи недвижимого имущества от 14.01.016г. также не содержит. При этом, договоры с поставщиками коммунальных услуг заключались ИП Теребовым Г.Г. после продажи указанного нежилого помещения.
Наличие каких-либо договорных отношений между истцом и ИП Теребовым Г.Г., обстоятельства того, поручал ли Теребов Г.Г. исполнять обязательства по оплате за коммунальные услуги и состоялся ли переход прав кредитора к ООО «Союз», правового значения по делу не имеют.
Согласно п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что ответчик знал и был ознакомлен со счетами, выставленными к оплате поставщиками коммунальных услуг в спорный период, также отсутствуют доказательства, что Теребов Г.Г. действовал по поручению Хорошилова А.М., заключая после продажи последнему нежилого помещения договоры на поставку коммунальных услуг от своего имени, а также доказательства, что Хорошилов А.М. был осведомлен или поручал ООО «Союз» производить оплату по указанным выше договорам за потребленные коммунальные услуги.
В соответствии с п.1 ст.981 Гражданского кодекса РФ, лицо, действующее в чужом интересе, обязано при первой возможности сообщить об этом заинтересованному лицу и выждать в течение разумного срока его решения об одобрении или о неодобрении предпринятых действий, если только такое ожидание не повлечет серьезный ущерб для заинтересованного лица.
Данные требования закона ни ООО «Союз», ни Теребовым Г.Г. выполнены не были, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Сущность института действия в чужом интересе без поручения состоит в том, что в результате совершенного в чужом интересе действия возникает обязательство, содержанием которого является обязанность заинтересованного лица возместить понесенные расходы лицу, которое совершило такие действия.
Таким образом, действия в чужом интересе, порождающие юридический результат, должны совершаться не произвольно, а лишь с соблюдением установленных законом требований. В ином случае они не получают признание закона и, следовательно, не влекут юридических последствий.
Согласно ст.1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
При таком положении дела, учитывая, что ООО «Союз» знало об отсутствии у него и у ИП Теребова Г.Г. обязательств по внесению платы за коммунальные услуги после 14.01.2016г., потребленных в нежилом помещении по адресу: ..., у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Разрешая спор по заявленным требованиям, суд также принимает во внимание, что настоящее решение суда об отказе ООО «Союз» в иске не лишает его возможности обращения за защитой своих прав путем выбора иного способа их защиты.
Доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по платежам, совершенным до 16.01.2017г., правового значения для разрешения спора не имеют.
Оснований для возмещения истцу расходов по уплате госпошлины по правилам ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с отказом в требованиях не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.