Дело №2-95/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при секретаре Мекертычевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Олюторского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенномуобщеобразовательному учреждению «Ачайваямская средняя школа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Олюторского района Камчатского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ачайваямская средняя школа» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу организации прохождения профессионального обучения лицом, ответственным за обращение с отходами.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Олюторского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в МКОУ «Ачайваямская средняя школа» используются люминесцентные лампы, относящиеся в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» к 1 классу опасности. Используемые люминесцентные лампы могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, так как относятся к чрезвычайно опасным отходам. Отсутствие у лица, ответственного за обращение с отходами квалификации о прохождении профессионального обучения или дополнительного профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимой для работы с отходами 1-4 классов опасности, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся и работающих в МКОУ «Ачайваямская средняя школа» на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье.
Просил обязать МКОУ «Ачайваямская средняя школа» организовать в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу прохождение профессионального обучения лицом, ответственным за обращение с отходами.
В судебное заседаниеистец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик МКОУ «Ачайваямская средняя школа» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, заявлений, ходатайств, письменных возражений не представил.
Представитель третьего лица управления по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района в суд не явился, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя прокуратуры Олюторского района, в силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации №2202-1 от 17 января 1992 года).
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно преподавательского состава и несовершеннолетних учащихся, а также иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения либо на его территории.
Поскольку МКОУ «Ачайваямская средняя школа» является открытым, общедоступным объектом, которое посещает и может посещать в дальнейшем неопределенное число лиц, суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ, и вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав граждан.
В соответствии со ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с п.8 ч.1, Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федерального закона №273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ).
Согласно ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены в преамбуле Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ).
В силу ч.1 ст.73 Федерального закона №7-ФЗ, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьёй 4.1 Федерального закона №89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с 1 по 5 класс.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 №792, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 №242 (далее - ФККО), одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 04.12.2014 года №536 утверждены Критерии отнесения отходов 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с указанными нормативными актами отходам: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства присвоен код отхода 4 71 101 01 52 1.
Указанные отходы, согласно ФККО относятся к 1 классу опасности.
Согласно пунктам 1.2, 1.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 №144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
Согласно п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные; 2 класс - высоко опасные; 3 класс - умеренно опасные; 4 класс - мало опасные.
Ртутьсодержащие люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Частями 1 и 2 ст.15 Закона №89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В силу требований пункта 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года №681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Материалами дела установлено, что основным видом деятельности МКОУ «Ачайваямская средняя школа» является образование. Данный факт подтверждается уставом МКОУ «Ачайваямская средняя школа», лицензией.
Как следует из сообщения от 15.03.2019 года директора МКОУ «Ачайваямская средняя школа», в учреждении используются люминесцентные лампы. Ответственным за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности в МКОУ «Ачайваямская средняя школа» назначен завхоз, у которого профессиональное обучение не проведено.
При таких установленных выше фактических обстоятельствах, отсутствие у лица, надлежащим образом назначенного приказом ответственным за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности, допуска к обращению с отходами 1-4 класса опасности, является нарушениемответчиком указанных выше норм и правил на момент проведения проверки.
Доказательств того, что в МКОУ «Ачайваямская средняя школа» имеется лицо, назначенное ответственным за обращение с отходами 1-4 класса опасности, которое прошло профессиональное обучение, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиком представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.
Установив, что в МКОУ «Ачайваямская средняя школа» имеются указанные нарушения при обращении с отходами, что в свою очередь нарушает гарантированные государством права неопределенного круга лиц, а именно преподавательского состава, несовершеннолетних учащихся и иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения либо на его территории, на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, суд находит требования прокурора Олюторского района законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности, суд находит необходимым и достаточным определить срок для исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Статьёй 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пп.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета Олюторского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Олюторского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ачайваямская средняя школа» о возложении обязанности– удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ачайваямская средняя школа» обязанность в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать прохождение профессионального обучения лицом, ответственным в МКОУ «Ачайваямская средняя школа», за обращение с отходами.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ачайваямская средняя школа» в бюджет Олюторского муниципального района государственную пошлину в размере 300рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2019 года.
Судья Е.В. Белоусова
Верно
Судья Е.В. Белоусова